РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Из опыта работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся

Башкатова Л.Н.
учитель химии и биологии
МБОУ «Школа № 130» Московского района города Казани

Самыми актуальными проблемами современности, приобретающими характер национального бедствия, на сегодняшний день являются алкоголизм, наркомания и токсикомания.

Растет число хронических заболеваний у детей. Как свидетельствует статистика, только один из десяти школьников, является абсолютно здоровым. По данным «Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук», распространенность патологий и заболеваемости среди учащихся ежегодно увеличивается на пять процентов. А в сложных социально- экономических условиях одним из «бастионов», который не пал, и продолжает бороться за здоровье поколения двадцать первого века, остается школа. И именно школа должна сформировать ответственность у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающей среды.

В этой статье я не буду рассматривать факторы санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях: питание учащихся, физкультурно-оздоровительную работу, соблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, объем домашнего задания, и др. - всего того, что находится в компетенции администрации школы и родителей учащихся. А остановлюсь я на формах и методах здоровьесберегающей деятельности учителей-предметников, и учителя химии и биологии в частности.

В нашей школе вся здоровьесберегающая работа учителя биологии поделена на три основных направления:

  • внедрение здоровьесберегающего содержания в предметы общеобразовательного цикла, элективные курсы, программы факультативной и кружковой работы.
  • научно-экспериментальная работа по изучению влияния антропогенного загрязнения ОАО «Казаньоргсинтез» и других предприятий, находящихся в микрорайоне школы, на морфофункциональный статус учащихся школы, и коррекция индивидуального развития учащихся.
  • воспитание культуры здоровья, забота о сохранении здоровья своего и окружающей среды.

Остановлюсь кратко на каждом из вышеперечисленных направлений.

Под руководством учителя биологии педагогическим коллективом школы создана и внедрена авторская программа по воспитанию здорового образа жизни среди учащихся, которая с эффектом интерференции позволяет использовать возможности каждого учебного предмета, внеклассной и внешкольной работы, для формирования навыков здорового образа жизни.

Например, на уроке органической химии при изучении генетической связи между основными классами кислородсодержащих органических соединений изучается химизм процесса опьянения; на уроках анатомии - влияние алкоголя на системы органов человека; на уроках обществознания алкоголизм изучается как социальное явление; на уроках литературы по творчеству Достоевского, Горького, Булгакова и других – нравственная сторона проблемы. Уроки английского языка позволяют понять глобальный характер проблемы. На уроках математики в 5 классе изучая проценты можно просто находить процент от числа, а можно подсчитать, сколько людей из числа пришедших на перекур заболеет раком легких согласно статистическим данным. Такой подход к содержанию учебного материала позволяет не только приобрести глубокое знание проблемы, но и сформировать стойкое убеждение о необходимости здорового образа жизни.

Такая работа должна продолжаться и после уроков, должна быть интересной, а главное – она должна быть системной (внеклассные мероприятия по предмету, кружковая работа, исследовательская работа учащихся). Всем этим требованиям удовлетворяет такая форма внеклассного мероприятия как устный журнал, когда в рамках одного номера можно рассмотреть несколько вопросов (страниц). Привлекают учащихся и мероприятия, которые носят исследовательский характер. Так, например, изучается влияние ОАО «Казаньоргсинтез» на окружающую среду и проводится внеклассное мероприятие в форме судебного заседания «За детство фенольное наше спасибо, «Оргсинтез», родной!» с приглашением инженерно-технических работников предприятия.

Ещё один очень важный аспект – такая работа должна популяризироваться. За десять лет работы по этой программе учителями школы проведено пять семинаров по указанной теме для слушателей курсов в «Институте развития образования Республики Татарстан», учителей республики, руководителей школ Московского района города Казани, учителей Московского и Кировского районов города Казани.

Десять лет назад под руководством Ф.Г. Ситдикова (КФУ) началась научно-экспериментальная работа по изучению влияния антропогенного загрязнения ОАО «Казаньоргсинтез» и других предприятий, находящихся в микрорайоне школы, на морфофункциональный статус учащихся школы. В качестве контрольной группы выступали учащиеся экологически чистого микрорайона города Казани. Этими исследованиями достоверно установлено влияние сбросов предприятий в атмосферу микрорайона на рост и развитие детей. Они отстают по весу, росту, содержанию гемоглобина в крови, но у них повышенное содержание тяжелых металлов в волосах по сравнению с учащимися контрольной группы. На сегодняшний день эксперимент по исследованию здоровья учащихся закончен, проводится кропотливая работа по коррекции питания и физического развития учащихся.

Разработаны индивидуальные рекомендации для каждого ребенка. Мониторинг состояния здоровья учащихся за последние пять лет, показывает, что сократилось число учащихся с сердечнососудистыми заболеваниями на 3,4% и число учащихся с заболеваниями желудочно-кишечного тракта на 2,8%.

С большим удовольствием учащиеся среднего звена участвуют в экологических десантах в соседний Николаевский лес, проводят операцию «Подснежник», делают репортажи с мест экологических безобразий, выступают перед учащимися начальной школы с сообщениями об охраняемых видах растений и животных.

Башкатова Любовь Николаевна17.10.2016 1470 Здоровьесберегающие технологии
Всего комментариев: 0
avatar