РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Педагогические эффекты современных образовательных технологий

Автор: 
Преподаватель истории и обществознания ТПКУ

Мастерских Н.В.

В рамках современного образовательного процесса необходимо четко уяснить момент о том, что окружающий нас мир претерпевает изменения во всех сферах жизни, тем более в образовании. С переходом на новые образовательные стандарты второго поколения крайне актуальным является освоение преподавателями современных образовательных технологий.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе данные технологии дают возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время. Именно поэтому, в школах преподавательский состав обязан применять широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

Говоря о полноценном образовательном процессе, необходимо учитывать основные источники, прежде всего, нравственного воспитания школьников. Одним из источников нравственного опыта является учебная деятельность. Нравственное развитие школьников на занятиях осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией занятия: устные журналы, беседы, лекции, уроки вежливости, уроки хороших манер, анкетирование, диспуты, конференции, праздники вежливости и т.д.

Новая ступень образовательного процесса строится на формировании у учащихся универсальных учебных действий, а, следовательно, это предусматривает способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Одним из таких действий является умение работы с текстом , то есть структурирование знания с помощью таких приемов критического мышления как: составление кластеров - выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди (кластера); заполнение таблицы; выполнение упражнения «двойной дневник», которое дает возможность ученикам тесно увязать содержание текста со своим личным опытом, использование табличного приема «знал, хочу узнать, узнал», написание эссе и другие.

Существует мнение, что трудоемкость методов работы с текстом минимизирует удовольствие, получаемое от чтения. Это мнение очень спорно, так как, учитывая свой собственный преподавательский опыт, могу с уверенностью сказать, что все зависит от конкретного ученика, для кого-то это действительно тяжело, глубоко изучить учебный текст и проанализировать его с помощью любого предлагаемого учителем способа, а для кого-то это представляется очень интересным.

Каждая педагогическая технология, применяемая учителем на уроке, безусловно, формирует у учащихся культуру диалога. Умение представить полно и грамотно свое мнение достаточно не просто, а умение выслушать одноклассника, принять его точку зрения, сопоставить с собственной - выше всяких похвал, именно для этого учителя и используют в работе коллективные способы обучения. Занимаясь в группе или в паре, ученики работают сообща, а значит, происходит взаимное обогащение учащихся в группе, где устанавливается отношение участника к своим знаниям, действиям, и обеспечивается адекватная коррекция этих действий.

Что же касается применения игровых технологий на уроках, то в этом большое количество «плюсов». Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания переживает в настоящее время период своеобразного расцвета. С одной стороны, оно вызвано развитием педагогической теории и практики, распространением проблемного обучения, с другой стороны, обусловлено социальными и экономическими потребностями формирования разносторонне активной личности, которую мы и обучаем в современной школе.

При применении на уроках игровых технологий необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, не злоупотреблять данным методом обучения, потому как интерес к таким урокам пропадает, и игра может стать для учащихся в тягость.

В образовательном процессе особое место занимает контроль знаний и умений как внешний, так и внутренний. Какой же из них наиболее полно мотивирует учащихся к учебной деятельности. На мой взгляд, самоконтроль имеет наибольшее значение для каждого ученика, ведь объективно оценить себя очень сложно, прислушаться к критике одноклассников, если таковая имеется, тоже не просто. Такой вид деятельности на уроках позволяет показать ученику, что же необходимо изменить для полноценного понимания и усвоения учебного материала.

На этапе рефлексии, так же необходимо озвучивать все то, что получилось и не получилось на уроке. Это стимулирует учащихся к глубокому изучению и повторению пройденного материала, поэтому более эффективен все же внутренний контроль и осознание самим учащимся того, что еще нужно изучить по пройденному материалу.

Что же касаемо кейс-методов в целом, то они представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач. Их относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая преподавателя. Считаю, что ограничений такие методы обучения не имеют, но информация, предлагающаяся учащимся для работы, должна быть правильно дозирована и с учетом возрастных особенностей учащихся.

Обновление современного образования в России носит глобальный характер, охватывает все его уровни и ступени, что диктуется новыми условиями и потребностями развития общества, нуждающегося в наличии эффективной и гибкой образовательной системы. На сегодняшний день существуют проблемы, создаваемые учителю открытым многоуровневым коммуникативным пространством современного образования.

Для каждого преподавателя они свои и задача каждого педагога – отыскать правильные пути выхода из проблемы с учетом возрастных и психологических особенностей обучаемых им детей, с учетом изменений в современной системе образования. Именно поэтому изучение каждым педагогом многообразия современных образовательных технологий обязательно, так как успешность усвоения учебного материала сейчас – это успешная личность в будущем.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены