РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Использование клавишного синтезатора в качестве инструмента информатизации музыкального обучения


Янкина Наталья Леонидовна,
музыкальный руководитель МБДОУ № 7.

Федеральный образовательный стандарт предполагает использование новых информационных технологий в процессе обучения. В детском саду, а также в школе, в качестве одного из инструментов информатизации музыкального обучения выступает клавишный синтезатор. В нашей статье речь пойдёт о том, как музыкальный руководитель может использовать синтезатор на занятиях в детском саду. Во-первых, синтезатор на музыкальном занятии — это такой инструмент, который привлекает внимание детей, делает занятия более интересным, современным и разнообразным. Конечно, для использования всех его функций, музыкальному руководителю необходимо самому изучить возможности инструмента.

На панели синтезатора мы можем видеть несколько частей или несколько вкладок, которые обладают различными функциями.

Например, первая вкладка – это «100 тембров музыкальных инструментов». Здесь звучат скрипки, флейты, барабаны, аккордеон, орган и многие другие интересные тембры инструментов, вплоть до фантастических синтезируемых звуков. Можем нажать кнопку, расположенную рядом с этой вкладкой и выбрать номер желаемого тембра. Тогда клавиши синтезатора будут издавать звуки не фортепиано, а выбранного вами инструмента. Это даёт возможность изучить с детьми тембры звучания различных инструментов: и оркестровых, и народных, и современных, и даже тех инструментов, которые невозможно поместить в детском саду (орган, большая барабанная установка, королевская арфа или другой фантастический инструмент). Со временем дети запоминают звучание тембров. Им можно предложить поиграть в музыкально-дидактическую игру «Угадай, какой инструмент». Также ребята хорошо ориентируются на панели управления синтезатором и сами находят номер необходимого им инструмента, наслаждаются его звучанием.

Вторая вкладка — это сопровождение, ритмический аккомпанемент (например, полька, марш, вальс). Конечно, к разным жанрам и произведениям аккомпанемент имеет своеобразный музыкальный метр, размер, сильную долю, синкопу или пунктирный ритм, различные по длительности и гармонии аккорды. Это очень познавательно и позволяет развивать ритмический слух и память у детей. Ребята запоминают ритм сопровождения и учатся угадывать в музыкально- дидактических играх, какое произведение мы слышим: марш или бег, ходьба или танец.

Третья вкладка — это готовые музыкальные произведения в оркестровом исполнении. Они звучат качественно и красиво. Причём, темп исполнения можно менять в сторону ускорения или замедления.

Конечно, синтезатор — это не просто проигрыватель или музыкальный инструмент. Это инструмент, синтезирующий различные звуки, вплоть до шумовых. На панели есть очень интересные детям кнопки со звуками: «голос» слона, льва, обезьяны, голосами птиц, журчанием ручья, движением поезда, гудком паровоза, звуком закрывающегося шлагбаума, крики чаек, шум морских волн, пароходный гудок и звук работающих лопастей корабля. Целая фонотека!

С помощью таких разнообразных, интересных звуков музыкальный руководитель может сочинять сказочные истории, путешествия в страну музыки, рассказывать о музыке всего мира. Например, мы, как группа туристов, на музыкальном занятии отправляемся в путешествие. С начала- на поезде, потом -по океану на корабле, слышим крики чаек, шум волн. Прибываем в саванну, где знакомимся со львом и обезьянами, слушаем пение птиц, а добрый слонёнок ведёт нас в племя, к людям, где африканские воины играют для нас на тамтамах.
Отдельная вкладка на синтезаторе посвящена ударным установкам, различным барабанам, тарелкам, трещоткам и колокольчикам. Можно рассказать историю о военном оркестре «Как труба и барабан звали в бой». Или рассказать историю про тамтам, как с помощью него в далёкие времена передавали сообщения другому племени на дальние расстояния. Детям понравится играть на современной ударной установке, электробарабанах и оркестровых литаврах, треугольнике и кастаньетах.

Также многие современные синтезаторы имеют возможность подключаться к смартфону, к усилителям, компьютеру, ноутбуку и другой технике. Очень полезная функция в синтезаторе – возможность из любой мелодии сделать «минус». Сначала выбираем номер мелодии, потом нажимаем кнопку «минус один», и верхний голос «исчезает», его мы можем подпевать сами или подыгрывать одной рукой на синтезаторе.

Когда музыкальный руководитель сам освоил синтезатор, все его функции, умеет легко пользоваться инструментом на занятии, он может допустить детей к импровизации на синтезаторе, предварительно объяснив нужные функции и клавиши. Несомненно, это станет любимым занятием детей, произведёт большое позитивное впечатление, об этой радости ребёнок расскажет дома.

Синтезатор можно использовать не только для импровизации или музыкально-дидактических игр, но и ещё для освоения основного учебного материала (например, дать понятие о регистрах, продемонстрировать лады музыки, звуковысотность). Ребёнок подготовительной группы может сам на синтезаторе играть ноты «до-ре-ми-фа-соль-ля-си» в первой октаве, при этом вся группа будет петь попевку «Весёлые ноты»:

«До» - воробышка гнездо,
«Ре» - деревья во дворе,
«Ми» - котенка покорми,
«Фа» - в лесу кричит сова,
«Соль» - играет детвора,
«Ля» - запела вся земля,
«Си» - поем мы для того,
Чтобы вновь вернуться в «до».

Таким образом, использование синтезатора на музыкальных занятиях в детском саду или на уроках в школе открывает новые творческие перспективы как для самого музыкального руководителя, так и для развития музыкальных способностей детей.

Особенностью обучения в данном случае, является то, что дети могут быть с любыми исходными музыкальными данными и не иметь специальной музыкальной подготовки, но при этом импровизировать, узнавать тембры инструментов, узнавать произведение классиков, подбирать аккомпанемент к мелодии контрастных жанров (например, марша или вальса).

Использование синтезатора на занятиях помогает решить следующие задачи:

  1. обучить основам музыкальной грамотности;
  2. сформировать общее представление о работе синтезатора, его устройстве художественных и акустических эффектах;
  3. развивать исполнительские способности и навыки, связанные с электронным музыкальным творчеством;
  4. воспитать эмоционально-ценностное отношение к искусству, художественный вкус, уважение к музыкальной культуре разных народов мира.

Основными учебными формами работы являются- групповая форма и индивидуальное занятие. Данная форма работы позволяет наиболее качественно донести до каждого ребёнка излагаемый материал с учётом его психологических и возрастных особенностей, уровня музыкальной подготовки.

Структура занятий выстраивается таким образом, что теоретические знания обучающиеся получают одновременно с практикой, что является наиболее продуктивным и целесообразным.

Репертуар, на основе которого решаются учебные задачи, должен включать классическую, народную, современную музыку. Главным критерием подбора музыкальных произведений, помимо охвата наиболее значимых для развития музыкальной культуры детей жанров и направлений, должны служить:

  1. яркость музыкального материала,
  2. соответствие его уровню развития музыкального мышления ребёнка и особенностям данного клавишного синтезатора.

Музыкальный руководитель должен планировать дополнительные формы работы (например, коллективные посещения концертов и музыкальных мероприятий, тематических экскурсий, участие в театрализованных представлениях).

Методы обучения, используемые на занятиях для достижения цели и реализации задачи предмета, могут быть разнообразными. Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей.

Это может быть словесный метод (например, беседа, объяснение, указания). А также наглядный метод (например, исполнения музыки или использования наглядных пособий). Используем практический метод — это систематические упражнения, направленные на выработку исполнительских навыков. Не обойдемся и без репродуктивного метода, — это повторение исполнительских приемов по образцу педагога. Хорошо использовать методы, направленные на стимулирование музыкально-творческой деятельности (например, подбор увлекательных заданий и создание доброжелательного психологического климата). Также дети хорошо воспринимают метод проблемного изложения, — это контрастное сопоставление музыкальных произведений или поисковый метод, - когда учащиеся участвуют в поисках решения поставленной задачи.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод что использование синтезатора на музыкальных занятиях помогает становлению музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности; а также раскрывает музыкальные способности и творческий потенциал обучающегося.

Могу предложить следующую литературу в помощь музыкальному руководителю:

  1. Алемская А. Обучение на синтезаторе //Искусство в школе, №1, 2002.
  2. Игра на синтезаторе. Методика и программа обучения. /Сост. Шавкунов    И. – С.-Пб, 2001.
  3. Красильников И. М. Методика музыкального обучения на основе цифрового инструментария. – Москва: Институт новых технологий, 2008.
  4. Красильников И.М. Школа игры на синтезаторе (ноты): учебно-методическое пособие для преподавателей и учащихся дет. муз. шк. и дет. шк. искусств/ И.М. Красильников, А.А. Алемская, И.Л. Клип; под ред. И.М. Красильникова.- М.:Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009.
  5. Кургузов С. Школа игры на синтезаторе: учебно-методическое пособие. –  Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  6. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М., 1947.
  7. Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика. Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов педагогических ВУЗов. –  М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Для детей и их родителей также есть интересные познавательные полезные книги:

  1. Клип И.Л. Нотная папка для синтезатора. –  М.: Дека-ВС, 2006.
  2. Кошлина И. Музыкальный букварь. – М.: ЭКСМО, 2002.
  3. Кургузов С. Всемирно известные джазовые темы в переложении для синтезатора или фортепиано. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  4. Петренко Л. Е.  Играю на синтезаторе: Хрестоматия педагогического репертуара. Выпуск 1.  – М.: Музыка, 2002.
  5. Сергеев В. Д. Где живут ноты. – М.: «Горизонт», 1991.
  6. Тимонин М. Ю. Простой и понятный самоучитель игры на синтезаторе. –  Новосибирск: Арт-Сервис, 2006.

Желаю всем творческих успехов и новых открытий.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены