Портфолио учителя
Фамилия, имя, отчество: Вылегжанина Татьяна Викторовна
Образование: Среднее специальное образование
Бутурлиновский механико-технологический колледж
Место работы: Отделение основного общего образования ГОБУ СПО ВО "Бутурлиновский механико-технологический колледж"
Должность: учитель информатики
Квалификационная категория Первая квалификационная категория
Педагогический стаж 14 лет
Мои достижения

Диплом победителя 1 степени Всероссийского конкурса "Педагогический успех"

Диплом II степени Всероссийского конкурса педагогического мастерства "Современный учитель"

Диплом руководителя работы участников-победителей (2 место) III Всероссийского конкурса "Ты - гений!"

Диплом победителя конкурса профессионального мастерства "Преподаватель года-2015"

Диплом лауреата I степени  Всероссийского конкурса творчества "Конкурсофф"

Благодарность администрации Бутурлиновского муниципального района
 

Самообразование

Внедрение информационных и сетевых технологий в обучение информатики и ИКТ

Информатика и ИКТ – предмет, где традиционная составляющая - книга и электронная составляющая - компьютер,  являющийся мощным средством оказания помощи в осмыслении людьми многих явлений и закономерностей, неразрывно связаны.

Курс информатики и ИКТ призван:

- обеспечить базовые знания учащихся;

- развивать логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир;

- сформировать представления о сущности информации и информационных процессов;

- познакомить учащихся с современными информационными технологиями;  искать, анализировать, критически оценивать, отбирать и передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия.

Современные ФГОС требуют  широкого внедрения информационных и сетевых технологий, которые становятся не просто веянием времени, а жизненной необходимостью, чем и вызвана их актуальность. Образовательный процесс с использованием информационных и сетевых технологий в обучении информатики и ИКТ является как средством повышения эффективности уроков, так и их результативности.

Следовательно,  выбор темы педагогической концепции продиктован как потребностями общества, так и потребностями детей, желающий приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях современной действительности.

С другой стороны - подтверждается диагностическим инструментарием психологического исследования познавательного процесса и активности школьников, проведенного психологом колледжа. По результатам исследования распределения внимания  следует:  большинство учащихся с трудом  удерживают внимание нескольких объектов, что затрудняет процесс запоминания.

В этом контексте перед учителем  стоит проблема по развитию информационной грамотности и мышления  обучающихся через внедрение информационных и сетевых технологий.

Целью моей педагогической деятельности считаю формирование информационной культуры обучающихся, развитие умений организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности, целенаправленной работы с информацией,  воспитание активной, творческой личности, владеющей современными информационно-коммуникационными технологиями; понимание природы информационных процессов и отношений.

Для успешного достижения этой цели ставлю перед собой следующие задачи:      

1. Создать условия  обучающимся для получения прочных знаний по предмету, используя современные образовательные технологии и эффективные организационные формы учебной деятельности.                                                                                                      

2. Способствовать развитию информационной грамотности, наглядно-образного и логического мышления, внимания и памяти.

3. Воспитывать информационную культуру, прививать устойчивый познавательный интерес к объектам и процессам окружающего мира. 

Интерес к изучению предмета «Информатика и ИКТ» во многом зависит от того, как проходят уроки. На уроках информатики нужно как можно шире применять нетрадиционные формы. Уроки с использованием компьютерной сети (не только локальной, но и глобальной) не являются традиционными, а значит, они интересны детям. В обучении школьников сетевое взаимодействие проявляется в таких формах организации обучения как тестирование, по сети получение заданий на практических уроках, сбор информации при работе группами над проектами, сетевые олимпиады, конкурсы, викторины. На уроках информатики телекоммуникации выступают как предмет изучения, средство обучения, форма контроля, способ коммуникации. Локальная сеть в компьютерном классе позволяет всем учащимся индивидуально работать с электронными заданиями, выполнять предложенные задачи.

 «Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне действовать самому, и я научусь».

Китайская мудрость.

В работе у меня сложилась следующая система. Сначала  даю базовые теоретические знания, которые нацелены на общее восприятие и представление. Для этого  мною разработаны электронные учебники для 7-11 классов, в которых содержится теоретический материал по всем темам, задания к  практическим работам  и задания для организации итогового тестирования.

Учитывая возрастные особенности детей, с неустойчивым вниманием, всю информацию теоретического урока представляю в виде мультимедийной презентации. Используя мультимедийный проектор и интерактивную доску, демонстрирую ученикам различные учебные элементы содержания урока, ввожу новые технологические приемы. Разработанные мною обучающие мультимедийные презентации придают новые краски рассказу, диалогу, решению проблемных ситуаций. Презентации обладают наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала. При их систематическом использовании увеличивается продуктивность обучения.

Использование средств ИКТ  дает возможность смены видов деятельности, что позволяет снять утомление и напряжение, так как средние классы отличаются неорганизованностью  и подвижностью. Кроме того, ИКТ позволяет расширить кругозор обучающихся, учит мыслить, повышает интерес к предмету, показывает значимость науки информатики и ИКТ.

Использование объяснительно-иллюстративного метода в обучении со зрительной опорой на слайды дает эффект лучшего восприятия, запоминания и логического выстраивания учебного материала. Схемы и опорный конспект способствуют усвоению, пониманию и систематизации материала урока, что в дальнейшем помогает в решении практических задач.

Считаю важным опираться на имеющиеся знания обучающихся из их жизненного  опыта (в детстве строили из кубиков и лепили из пластилина - моделировали, рисовали)  и возможность показать им свой уровень и эрудицию по другим предметам (привожу примеры из физики, химии, географии, биологии применительно к информатике). Так реализуется один из дидактических принципов обучения - связи с жизнью и устанавливает преемственность в обучении.

           Информатика сформировала новый вид индивидуальной формы обучения: один на один с компьютером. Работая один на один с компьютером (в обучающей программой), школьник в своем темпе овладевает знаниями, сам выбирает индивидуальный маршрут изучения учебного материала в рамках заданной темы урока.

            Парный метод обучения, применяемый из-за нехватки компьютеров, где основное взаимодействие происходит между двумя учениками, что позволяет обсуждать задачу, осуществлять взаимообучение и взаимоконтроль.

          При систематизации и обобщении знаний использую нетрадиционные игровые методы: уроки-игры, уроки-викторины. По многим темам мной разработаны кроссворды для 7-11 классов, обучающиеся получают кроссворды на бумажных носителях в 2-х или 3-х вариантах и работают индивидуально. Еще больший интерес у школьников вызывает работа в группах. Класс разбивается на две команды. Наличие в классе проектора и интерактивной доски позволяет выводить кроссворд на экран.

          В задания и вопросы урока-игры обязательно включаю картинки, что делает разработки интересными для детей, развивает зрительную память. Как правило, играют две команды. Здесь присутствует дух соперничества, чувство коллективизма, желания выиграть и победить.

         Завершив изучение теоретического материала, перехожу к практическим занятиям, содержание которых соответствует системе знаний и умений, обучающихся по базовому курсу информатика.

Подробно довожу инструкцию, алгоритм решения практического задания, варианты и методы действий над информацией,  критерии оценки выполнения практической работы. Задания обучающиеся получают по сети, подключившись к серверу.

         Привожу примеры использования обучающимися  приобретенных знаний на практике и акцентирую возможность применения этих знаний  в будущем.

         А вот когда дети «услышали и увидели»,  переходим к выполнению проектов, направленных на осмысленное применение знаний.

         Дальше работает фраза китайской мудрости: «Дай мне действовать самому, и я научусь».

         На практике я использую  групповую форму проектной деятельности, где обучающиеся работают над одним проектом, распределив между собой направления по сбору информации,  в результате чего формируется единое решение по проектному заданию. Метод проектов, который привлёк меня как учителя, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Метод проектов также развивает логическое мышление, способность к анализу, стимулирует умственную деятельность, развивает внимание, память, познавательный интерес к предмету. Группа при этом выполняет весь запроектированный цикл работ от начала и до конца: придумывает, разрабатывает, корректирует, производит работы (проекты по биологии о витаминах, по географии о субъектах федерации и заповедниках, об ученых физиках). Опыт свидетельствует, что метод проектов, как ни какая другая методика повышает качество обученности по информатике, устанавливает межпредметные связи и повышает эффективность изучения той школьной дисциплины, проект для которой реализуется.

        Подведение итогов уровня обученности по изученной теме (разделу) провожу в форме компьютерного тестирования (сетевые технологии). Как показывает практика, школьники отдают большее предпочтение сдаче компьютерных тестов, чем письменным работам.

Но для того, чтобы наряду с функцией проверки реализовались и функции обучения, необходимо создать определенные условия, важнейшее из которых - объективность оценки знаний. Тестирование остается важным компонентом в системе оценивания умений и навыков учебно-познавательной компетенции обучающихся. И именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия проверки. Компьютерный способ проверки умений обучающихся имеет ряд положительных моментов. К ним можно отнести скорость выполнения теста и получение результатов  тестирования.  В базу тестовых заданий всегда добавляю картинки, учитывая особенности зрительной памяти школьников, что и сам тест делает привлекательнее.

          Пришла к выводу, что оптимальное сочетание разнообразных форм, методов и приемов организации учебной деятельности позволяет создавать условия для лучшего, эффективного, прочного усвоения материала.

 

«Чтобы  быть  хорошим преподавателем, нужно любить  то, что  преподаешь, и любить тех,      кому преподаешь».                                                     

                                                                  Василий  Ключевский.

          Стараться     уметь     видеть,   слышать     и   чувствовать     внутреннее состояние каждого обучающегося, создавать ситуацию     успеха, поощрять даже самый маленький интерес ребенка и результат будет.

Мои  профессиональные достижения и достижения моих учеников неразрывно связаны.

В 2013 и 2014 г. учащиеся 10 и 11 классов приняли участие в Международном конкурсе по информатике «Бобер». В 2014 г. по результатам конкурса Съянова Марина заняла 1 место по региону.

В 2014 г. учащиеся  8 класс приняли участие  во Всероссийском конкурсе «КИТ – компьютеры, информатика, технологии». Парамзина Ксения стала победителем этого конкурса по Бутурлиновскому району.

В 2015 г. команда 11 класса стала участником районного этапа областного конкурса социальных проектов в рамках Всероссийской акции «Я – гражданин России».

В этом же году Сердюкова Юлия и Съянова Марина приняли участие и заняли второе место во Всероссийском конкурсе «Ты – гений!» с проектом «Олимпийский парк».

Выпускники школы по данному профилю обучения стали студентами престижных ВУЗов России:

- выпускница 2011 г. Пашкова Виктория (серебряная медалистка) поступила в Воронежский госуниверситет на факультет прикладной математики и информатики;

- выпускница 2012 г. Юраш Виктория поступила в Борисоглебский педагогический институт на факультет математики и информатики;

- выпускник 2014 г. Кондратков Артем (золотой медалист)  поступил в Санкт-Петербургский государственный университет аэромеханического приборостроения, факультет мехатроники и робототехники;

- выпускник 2014 г. Лепехин Денис (золотой медалист)  поступил в  Воронежский госуниверситет на факультет прикладной математики и информатики;

- выпускник 2014 г. Петров Александр поступил в Липецкий государственный технический университет.

Выпускники школы БМТК, мои ученики, продолжившие в разные годы и обучающиеся сейчас по профилю в колледже на специальностях Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей и Компьютерные сети: Каширский М., Чайшев М., Рыбалко Д., Плоткин В., Якименко Р., Воробьев Н., Балакирев Е., Грачев И.

         Результатом моего профессионального роста и мастерства является обобщение  опыта через открытые уроки. В 2011 г. провела открытый урок информатики и ИКТ в 11 классе по теме «Знакомство с инструментальной средой Delphi». В рамках фестиваля открытых уроков-2012 мой урок был отмечен дипломом в номинации «За внедрение информационных технологий». В 2014 г. делилась опытом по внедрению информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс  8 класса по теме «Моделирование как средство познания окружающего мира».

         Инновационные подходы в педагогической деятельности предусматривают использование сетевых технологий путем создания учительских сайтов, тем более это актуально для учителей информатики. В 2014 г. создала личный сайт, о чем имею подтверждающий сертификат.

На сайте размещаю свои электронные разработки и достижения, в галерее - фото школьников с различных мероприятий.

           Для меня стала значимой оценка методических разработок коллегами из других учебных заведений России. Разместила  свои работы на Учительском портале, которые оказались востребованными, и наблюдается большое количество просмотров и скачиваний.

           Воспитание и обучение человека – задача сложная, многогранная, актуальная. В каждом ребенке заложен потенциал, реализация которого во многом зависит от учителя. Помочь ученику   стать свободной, творческой,  ответственной,  информационно грамотной и культурной личностью, способной к самоутверждению, самореализации – это направление моей профессиональной деятельности на будущее.

 

 

Выдано свидетельство №015 - P - 0047
Обязательно посетите и другие наши модули!
Методические разработки
Методические разработки Более 20000 авторских методических разработок для учителей школ! Презентации, разработки уроков, тесты, практические и контрольные работы, разработки для классного руководителя, дидактические материалы для подготовки к ЕГЭ.
Педагогические статьи
Педагогические статьи Педагогические статьи участников портала. Обобщение опыта работы, текстовые сценарии, статьи о школе, мысли о коллегах и многое другое!
Форум учителей
Форум учителей Форум, на котором любой участник портала может высказать своё мнение по любому интересующему его вопросу. Ваши коллеги-учителя помогут разобраться в любых школьных проблемах. Заходите!
Новости образования
Новости образования Специально для Вас мы собираем самые интересные новости образования в России!
Вылегжанина Татьяна Викторовна Мои разработки