[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Модератор форума: Ishina, Сергеев_ЕВ  
Форум учителей » Форумы для учителей предметников » Форум школьных психологов » Психологическое насилие в школе
Психологическое насилие в школе
Дата: Воскресенье, 29.11.2015, 11:07 | Сообщение #11

prediger

фотография отсутствует
Зачастивший
Группа: Проверенные
Сообщений: 77
Статус: Отсутствует



Факты - вещь упрямая
В разделе "Учитель. Родитель. Ученик". (Тема: Отношение учащихся и родителей к учителям, сообщение 31) описана "неправдоподобная история"  второклассника N. Через полгода случилась не менее неправдоподобная история.

По окончании первого полугодия  учительница заявила, что N не усвоил программу третьего класса по математике и русскому языку, и потому она не может его аттестовать. Сказано это было в кабинете директора школы, в присутствии мамы. Мама, естественно, с этим утверждением не согласилась и предложила создать комиссию по проверке знаний ее сына. Создали комиссию в составе учительницы, завуча младших классов и мамы N. Комиссия выдала N контрольные задания по русскому языку (22 января 2015 г.) и математике (29 января 2015 г.). На рисунках 1 - 3 представлена контрольная работа по математике.
Комментарий.
Два "обвинения"  были предъявлены  N в связи с контрольной  работой.

Первое. На рисунке 5 над каждым примером пункта 1 видны мелкие цифры: над первым примером - 3, 1, 2, над вторым - 1, 2, 4, 3, и т.д. Эти цифры указывают последовательность выполнения арифметических операций, скажем, в первом примере операция сложения выполняется третьей. До проверки работы этих мелких цифр в тексте не было. Учительница предложила N обозначить порядок действий, после чего обнаружилась "недопустимая ошибка": число равенств под примером меньше количества действий. И не важно, что во всех примерах все операции в нужном количестве выполнены в правильной последовательности, первая операция выполнена устно, и во всех примерах получены верные ответы.

Второе. На рисунке 6 представлены две "схемы задачи": левая нарисована учеником, правее его рисунка учительница рисует "правильную" схему. Рисунок ученика вполне прозрачен - 4 клеточки для 8 красных гвоздик, 1 клеточка для 2 белых, 6 клеточек для розовых - в полном соответствии с условием задачи. Схема, нарисованная учительницей,  неестественна и перегружена условными обозначениями, смысл которых не очевиден читателю, не прошедшему обучение у этой учительницы. Отличная работа, не содержащая ни единой ошибки, оценена учительским дуэтом на 4.

Контрольная работа по  русскому языку. Работа, содержащая 27 пунктов, представлена на рисунках 4 - 6. Вопреки утверждению учительницы, что ученик N не усвоил программу, работа получила оценку 4.

Комментарий

В отличие от работ по математике, критерии, по которым оценивается работа по русскому языку, достаточно размыты. Манипулировать можно как объемом работы, так и ее структурой.

Манипуляция объемом: в пунктах 10, 11, 12 предложены 9, 12 и 10 слов, соответственно, хотя для проверки достаточно было бы задать 3 - 4 слова; в пунктах 13, 17, 18, 19, 20, 21, 23  для анализа заданы, соответственно, 18, 9, 9, 6, 4, 8, 17 слов, хотя достаточно было бы задать вдвое меньше. В пункте 25 заданы 4 предложения, 30 слов. Пункт 26 сформулирован двусмысленно: в нем не указано,  что местоимения следует просклонять во всех падежах. Но N  просклонял, на что потребовалось время. Если бы не просклонял, были бы основания для претензии.

Манипуляция структурой задания: работа не содержит какого-либо задания, позволяющего выяснить, насколько грамотно ученик пишет: только два пункта (11-й и 12-й) позволяют в малой степени проверить грамотность ученика; в задании нет вопросов о правилах правописания в русской грамматике; 25 пунктов имеет целью проверить знание терминов.

Результаты работы: 17 пунктов отмечены знаком "+ , т. е., в ответах ошибок нет.В пункте 13 правильно разобраны 9 слов из 18, остальные не разобраны, ошибок нет; пункт засчитан как ош (на рис. 4 в правом верхнем углу написано 9 ош; ош - это что означает? Есть отдельные ошибки или весь пункт ошибочен?)..В пункте 14 N указал, что в слове "при-гор-ок" он видит приставку, корень, суффикс. Учительницы ставят оценку ош. В пункте 18 правильно охарактеризованы 8 слов из 9; пункт оценен как ош.Пункт 20 - правильно выбраны 3 слова из 4; пункт оценен как ош. Пункт 22 - сделаны 3 ошибки из 4 возможных; это единственная пункт из 27, который заслуживает негативной оценки.
Пункт 24 - правильно разобраны 2 предложения из 4-х; два не разобраны; ошибок нет; пункт оценен как ош.Пункты 21 и 27 не рассмотрены. Даже приступить к этим пунктам  N не успел.

Манипуляция объемом сыграла свою роль. Завуч младших классов предпочла не вдаваться ни в особенности задания, ни  в детали ответов на вопросы.  Эти контрольные работы лишь доказали то, что было очевидно  и без них:.не было ни малейших оснований утверждать, что N не усвоил программу третьего класса по математике и русскому языку, и потому не может быть аттестован положительно за первое полугодие.  Достаточно ознакомиться с переченем текущих оценок, полученных N в третьем классе. Оценки взяты из школьного дневника, из тетрадей для контрольных работ, из тетрадей для ежедневной работы в классе и дома (3-ий класс, сентябрь - декабрь 2014).

Первое полугодие, математика: 9 сентября - 2,2; 11 сентября - 5, 12 сентября - 5, 18 сентября - запись в дневнике "не готов к уроку" (лукавая запись; что она означает?), 14 октября - 5, 23 октября ( самостоятельная работа) - 5,
27 октября - 5 (самостоятельная работа), 10 ноября - 5, 11 ноября - 5,5; 13 ноября - 5, 14 ноября - 5, 17 ноября - 5, 2 декабря - 5, 4 декабря - 3; 3 декабря - 5, с 10 декабря  2014 по 11 января 2015 N школу не посещает (болезнь и каникулы). Средний бал за первое полугодие - 4,38.

Я посмотhел тетради ученика N по русскому языку. Не буду выписывать оценки, но скажу, что не  увидел никаких оснований его не аттестовать. Мама никогда не оспаривала школьных оценок; ученику объясняли (особенно когда он считал оценку несправедливой), что оценки зависят не только от знаний и умений ученика, но и от вкусов и пристрастий учителя.

Нельзя не заметить, что ученика N вряд ли можно назвать ленивым чадом, а его мама очень даже не похожа на самоуверенную родительницу. Она уверена в своем сыне и готова его защищать. Допускаю, что эти качества могут раздражать некоторых учителей.

Добавлено (29.11.2015, 11:07)
---------------------------------------------
Прикрепления нужно рассматривать в следующем порядке:

контроьная работа по математике - 2313971.jpg,  3777461.jpg, 3608938.jpg
контрольная работа по русскому языку - 1644226.jpg,  1296961.jpg,  4625388.jpg.

Прошу прощения: никак не могу одолеть технику вставки рисунков.

Причина редактирования: удаление дублирующего текста.
Прикрепления: 3608938.jpg (72.9 Kb) · 3777461.jpg (55.0 Kb) · 2313971.jpg (52.7 Kb) · 4625388.jpg (120.0 Kb) · 1296961.jpg (79.6 Kb) · 1644226.jpg (70.3 Kb)
Дата: Воскресенье, 29.11.2015, 11:31 | Сообщение #12

iyugov

фотография отсутствует
Владыка слова
Группа: Друзья
Сообщений: 1433
Статус: Отсутствует
prediger, что ожидается в данной ситуации от этого форума?
Дата: Воскресенье, 29.11.2015, 12:04 | Сообщение #13

prediger

фотография отсутствует
Зачастивший
Группа: Проверенные
Сообщений: 77
Статус: Отсутствует
Цитата iyugov ()
Странное это понятие - "психологическое насилие".

Ожидается обсуждение серьезной проблемы.

Понятие "психологическое насилие" существует в статьях УК РФ.

Пункт 6 статьи 15 "Закона Об образовании" гласит: "Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся не допускается".

Привожу мнения "специалистов"


Сообщение отредактировано Администратором
Дата: Воскресенье, 29.11.2015, 15:28 | Сообщение #14

iyugov

фотография отсутствует
Владыка слова
Группа: Друзья
Сообщений: 1433
Статус: Отсутствует
prediger, есть ли на форуме специалисты, которые могут заочно констатировать психологическое насилие в конкретном случае? Если про него написано в УК, то нашими рассуждениями тут не обойтись.

Сообщение отредактировал iyugov - Воскресенье, 29.11.2015, 15:31
Дата: Суббота, 05.12.2015, 15:36 | Сообщение #15

prediger

фотография отсутствует
Зачастивший
Группа: Проверенные
Сообщений: 77
Статус: Отсутствует
Цитата iyugov ()
есть ли на форуме специалисты, которые могут заочно констатировать психологическое насилие в конкретном случае

Совершенно с Вами согласен: форум - не место, чтобы констатировать насилие в конкретном случае. Но, по моему мнению, на форуме вполне уместно обсуждать такое явление как проявления психологического насилия со стороны учителей в отношении учащихся.Вполне уместно показать на конкретных примерах как зарождается насилие, какие формы оно принимает, в чем промахи учителей. Я полностью согласен с тем, что необходимо избежать необоснованных и даже демагогических утверждений. При этом исхожу из того, что единичный факт или событие (даже если оно некорректно в отношении ученика) не может обязательно трактоваться как проявление психологического насилия в отношении этого ученика.  Но систематически повторяющиеся действия учителя, которые (повторяю цитату из # 12) вызывают у жертвы эмоциональное напряжение,  снижая его самооценку, проявляется в виде насмешек, присвоение кличек, замечаний и необъективных оценок, унижения в присутствии других детей или взрослых; в отказе от общения с жертвой насилия" - это уже психологическое насилие.

Цитата: "Учеба- это вообще насилие".

Конечно, учеба - это насилие даже над тем, кто предпочитает учение праздному времяпрвождению. Но это "насилие" направлено на созидание и развитие личности,  в отличие от психологического насилия, разрушающего личность.

Вернемся к ответам на мои сообщения.

Истина конкретна.

Странное слово "конфликт". Конфликт кого с кем? Зрелой женщины, обладающей правами и возможностями учителя, с восьмилетним бесправным школьником? Что такого должен был сделать школьник, чтобы учительница травила его на протяжении, как минимум, двух лет?

Цитата: "...при очном общении проблема решится значительно быстрее".

Вы при личной встрече сообщаете учительнице, что ваш сын ее боится. Бывает, что учительница поймет ваше беспокойство и постарается скорректировать свое поведение. Но бывает и по другому:  учительница выпрямится, вздернит подбородочек, посмотрит на вас свысока и, не говоря ни слова, с явным удовлетворением во взоре, удалится.

Цитата: "...лично всегда проще прийти к консенсусу - не с ним, так с администрацией".

Не всегда. Мама ученика N приходит к директору школы, ставит его в известность о том, что ее сын не аттестован по итогам второго года обучения, и настаивает на  аттестации.  (Учитель. Родитель. Ученик. > Отношение учащихся и родителей к учителям, #31) Дневник с оценками выдается утром следующего дня. Ясно, что директор отреагировал. Но как именно отреагировал на очевидный произвол учительницы, неизвестно.
В одном из ответов на упомянутое сообщение #31 читаем: "Как матери хорошиста удалось написать фразу "в самое ближайшее время"?" Если у директора эта фраза приобрела более четкую форму "как решилась или как осмелилась", то словесное порицание учительнице сочеталось с поощрительным тоном. Иначе непонятно, почему через полгода произвол повторился. Более того, еще через полгода произвол опять повторился.
Однажды директор заметила, что учитель всегда найдет способ доказать свою правоту. Надо отдать должное уверенности мамы  в сыне и способности сына подтвердить уверенность мамы, о чем свидетельсвуют результаты январских контрольных работ (сообщение #11).
Цитирую статью "Психология насилия в школе", Психологи Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф.
(Доступно только для пользователей.)
"Помните, руководство школы всегда больше обеспокоено падением своего реноме, нежели проблемами жертв, а за выраженной готовностью к сотрудничеству очень часто скрывается желание держать ситуацию под контролем. .... Лишь официальный уровень взаимоотношений, без каких-либо соглашений и компромиссов позволит довести дело
(защиты ученика - Prediger) до конца.  Поэтому если вы работаете с проблемой насилия в школе, то готовьтесь к "войне", и будьте готовы к тому, что "линия фронта" может пройти совсем не там, где вы ожидаете. ...
Самым отвратительным было то, что многие родители знали о происходящем в классе, но боялись говорить об этом, потому что "их детям станет еще хуже". А дети после очередной расправы уже и не жаловались, так как родители не защитили их прошлый раз" (в статье речь идет об остром случае насилия).
Защита ученика, подвергающегося психологическому насилию при отсутсвии физического насилия, достаточно сложное дело, поэтому родители часто предпочитают смириться и терпеть. Как говорится, "мыши плакали, давились, но ели кактусы".


Сообщение отредактировал Сергеев_ЕВ - Суббота, 05.12.2015, 19:07
Дата: Понедельник, 14.12.2015, 13:16 | Сообщение #16

yatzenkogalia

Профиль пользователя yatzenkogalia
Бывалый
Группа: Друзья
Сообщений: 454
Статус: Отсутствует
prediger, Уважаемый (ая)! Я тоже не понимаю чего Вы конкретно хотите? Если Вы решили, что факт психологического насилия установлен, в этом конкретном случае, обратитесь в правоохранительные органы, контролирующие органы. Предоставьте все свои доказательства, правильно оформите исковые документы. Поймите, это очень тонкая грань: неспециалисты в вопросе, тем более заочно, разобраться не смогут. А просто разговоры - это только разговоры. Согласитесь, смысла в словесных играх нет!  Кроме упражнения в красноречии. Судя по объему Ваших сообщений, Вы и так прекрасный оратор.

Учитель - это большая ответственность.
Дата: Воскресенье, 20.12.2015, 11:16 | Сообщение #17

prediger

фотография отсутствует
Зачастивший
Группа: Проверенные
Сообщений: 77
Статус: Отсутствует
Цитата yatzenkogalia ()
prediger, ....чего Вы конкретно хотите?

Конкретно, я хочу, чтобы дикие формы психологического насилия над детьми (см. Внеурочная деятельность > Кружковая и факультативная работа, репетиторство > Домашнее обучение (самостоятельно), сообщение Rina13, #15 и #17) исчезли из жизни школы.

О том, чего я хочу "не конкретно", сказано в первых строках моего сообщения #15 .
Дата: Воскресенье, 20.12.2015, 19:54 | Сообщение #18

iyugov

фотография отсутствует
Владыка слова
Группа: Друзья
Сообщений: 1433
Статус: Отсутствует
Цитата prediger ()
Вы при личной встрече сообщаете учительнице, что ваш сын ее боится.

Точно не так. На месте родителя хорошо подумаю над формулировкамии и над выбором собеседника. Ведь наверняка я буду знаком с этими людьми заранее. А потом, когда частная проблема будет решена, смогу делиться опытом с другими, помогая находить общее решение.

В той ситуации были ли всё-таки привлечены специалисты? Как развивается ситуация?
Дата: Понедельник, 21.12.2015, 13:57 | Сообщение #19

yatzenkogalia

Профиль пользователя yatzenkogalia
Бывалый
Группа: Друзья
Сообщений: 454
Статус: Отсутствует
Цитата prediger ()
О том, чего я хочу "не конкретно", сказано в первых строках моего сообщения #15 .
Вы хотите поговорить? Провести профилактическую беседу? С кем?
При разговоре, обычно, излагают свою позицию, свое видение проблемы(вопроса?). Я уважаю ваше видение данной "вселенской проблемы".

Теперь о конфликте. Конфликт - это одна из сторон общения двух индивидов. И возраст тут  не учитывается.
А вот про бесправного школьника мне вообще понравилось,  Если есть конфликт, то он должен иметь признаки: минимум агрессию с двух сторон. Одна сторона нападает, а другая не сопротивляется - это что угодно, но только не конфликт.

Перечитав ваши номерные (нумерованные ) сообщения, увидела сплошной философский коврик, украшенный цитатами из чужих  "психологических статей." Ну правятся они вам! И я уверена - это тоже ваше право!
Вы знаете, мне даже понравились роли, которые вы раздали участникам: а учитель сказала; а директор подумала; а мама приходила...
Цитата prediger ()
родители часто предпочитают смириться и терпеть.
А может они конфликта не узрели? И " мыши едят кактусы и плачут" по причине: их больно есть, но при этом очень вкусно! Может они осознают, что это воспитывает и закаляет  их чадо! 
 Вывод:1. Я остаюсь при своем мнении: наличие неконтактного   насилия могут установить ТОЛЬКО специалисты! 
2. Излишнее муссирование данного вопроса может породить нежелательные действия со стороны участников: истинный конфликт, скандал.. Обидно будет, если волна пойдет на пустом месте!
3. "Дикие формы психологического насилия над детьми" - ваша цитата. А чего  страшно то так выражаетесь?
4. Аудитории интересна конкретная ситуация или проблема, а не философские выкладки из неё.  Может я неправа...?


Учитель - это большая ответственность.
Дата: Вторник, 05.01.2016, 15:53 | Сообщение #20

prediger

фотография отсутствует
Зачастивший
Группа: Проверенные
Сообщений: 77
Статус: Отсутствует

Цитата yatzenkogalia ()
Конфликт - это одна из сторон общения двух индивидов. И возраст тут не учитывается.А вот про бесправного школьника мне вообще понравилось, Если есть конфликт, то он должен иметь признаки: минимум агрессию с двух сторон. Одна сторона нападает, а другая не сопротивляется - это что угодно, но только не конфликт.

Полностью с Вами согласен: потому и говорю о психологическом насилии учителя над школьником - малолеткой, а не о конфликте.

Цитата: "Аудитории интересна конкретная ситуация или проблема".

Изучая на конкретных примерах проблему психологического насилия учителя в отношении учащихся начальной школы, пришел к выводу, что насилие может осуществляться в разных формах: от "скрытой" до "агрессивной", причем возможна эскалация от скрытого до агрессивного насилия.
На рисунках 7 - 11 (первые шесть рисунков можно посмотреть выше в сообщении 11) очень обстоятельно демонстрируются особенности и техника применения завуалированной  формы насилия. Рисунок 7 - это коллаж из трех контрольных работ. В первой строке слева красным цветом учительницей написаны буквы б), а) и знаки +/- . Знак "+" поставлен за правильные вычисления, знак "-" за то, что сначала решен пример под буквой б) и только потом под буквой а), а не наоборот. Ниже в пункте 3 четыре числа в правых частях равенств заключены в овалы  и сопровождаются надписью  "Таких чисел в задании не было" (овалы и надпись сделаны красным цветом). Левые части равенств в пункте 3, очевидно, были указаны в задании.
По-видимому, ученик проявил инициативу и вычислил значения сумм. Вместо одобрения он получил нарекание.  Других замечаний нет. Отличная работа оценена на 4.Фраза "Таких чисел в задании не было" - это элемент откровенного  психологического давления на ученика, поскольку смысл фразы не ясен, и она несет явно негативный оттенок.  Такого рода комментарии вызывают у ребенка эмоциональное напряжение, вызывают чувство тревоги и неуверенности. В пункте 5 красным цветом вставлена строка 1) 47+16=63 и перед следующей строкой написано 2). Других замечаний нет. И на основании этих очевидно надуманных замечаний очередная отличная работа получила  оценку 4.  Несомненное проявление авторитарности: ученик третьего класса не имеет права без разрешения учительницы устно вычислить 47+16, 13-5, 45:9. Ниже читаем "Работа над ошибками". Фраза в кавычках и дальнейшие равенства, повторяющие текст контрольной работы, - это, по моему мнению, издевательство над здравым смыслом, это возмутительная травля ученика, имеющая целью придавить его и унизить.
На рисунке 8 представлены 4 пары примеров из заданных 10 пар. Во всех десяти парах все вычисления выполнены правильно.  Замечаний, кроме показанных на рисунке 8, нет. Между строками первой и третьей пар поставлены (непременно красным цветом) знаки вопросов - это и есть замечания. Что означают эти знаки и каковы претензии - учительница не формулирует.
На рисунках 9 - 11 представлен полный текст годовой контрольной работы. Несмотря на внушительный объем, работа выполнена без единой ошибки. На рис. 10 внизу вы видите в шестизначном числе внутри овала (непременно красного цвета) пару цифр 65 и в конце работы - красным цветом дан совет "..., внимательно работай с данными числами".Какое отношение имеют к работе овал и совет? Никакого. Но без замечаний нельзя: ученик должен быть трепетен.  Отличная работа оценена на 4.
Как видим, насилие осуществляется последовательностью шагов, разделенных во времени.  Каждый из шагов вполне выглядит "недоразумением", пусть неприятным. Капля камень долбит. Столь же неотвратимо насилие в скрытой форме "долбит" моральное состояние ученика.Только систематическое документирование последовательности таких "недоразумений" позволяет родителям обосновать вывод о психологическом насилии
и защитить своего ребенка.Но не всякое "недоразумение" оставляяет после себя письменное свидетельство. Учитель может травить ученика авторитарным обращением, словом, тоном, язвительными замечаниями. Как защитить ученика, если устное обращение к учителю не только не дает положительных результатов, но и воспринимается учителем болезненно? В случае со списком прочитанных книг (см. выше сообщение #5) мама ученика нашла необходимым сделать соответствующую запись в школьном дневнике.
Переход от завуалированного насилия к агрессивному нередко представляет собой реакцию учителя на попытки родителей защитить своего ребенка. Истинность этого последнего утверждение признается учителями. Поэтому участники  форумов на учительском портале единодушно предлагают перевести в другой класс или в другую школу ученика, подвергающегося агрессивному психологическому насилию. Цитирую одного из авторов портала: "не следует вступать в конфликт, так как тем самым можно только усугубить ситуацию....таким образом вы только создадите почву для ненависти учителя к вашему ребенку."Ни одного возражения на это утверждение не последовало.Примеры агрессивного насилия приводить не буду. Они достаточно представлены на учительском портале. Назовем вещи своими именами: нередко агрессивное насилие в отношении ученика - это месть родителям посредством травли ребенка.

Прошу прощения у уважаемого редактора, но  опять проблема: присоединил пять файлов с рисунками, но не вижу в тексте сообщения упоминаний об этих файлах. По-видимому, мне не дано. Прошу помощи. Благодарю.

Спасибо. Получилось.

Причина редактирования: Вставка изображений по просьбе пользователя
Прикрепления: 3849675.jpg (243.9 Kb) · 6944958.jpg (306.0 Kb) · 7621930.jpg (49.7 Kb) · 4335030.jpg (209.9 Kb) · 7297884.jpg (64.9 Kb)


Сообщение отредактировал Ishina - Вторник, 12.01.2016, 10:35
Форум учителей » Форумы для учителей предметников » Форум школьных психологов » Психологическое насилие в школе
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:
Если Вы хотите оставить сообщение на форуме, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены