Портфолио учителя
Фамилия, имя, отчество: Баляева Тамара Александровна
Образование: Среднее специальное образование
Семёновская художественная профессионально-техническая школа
Место работы: МБОУ Мамлейская ООШ, Сеченовский район, Нижегородская область
Должность: Учитель изобразительного искусства
Квалификационная категория Высшая квалификационная категория
Педагогический стаж 24 года
Мои достижения

Участница областного конкурса педагогического мастерства "Мастер-педагог" 2000 г
Руководитель районного методического объединения учителей изобразительного искусства с 2001 г
Участница областного Фестиваля ремесел "Секреты старых мастеров - детям нового тысячелетия" 2003 г
Участница областного фестиваля семейного художественного творчества «Россия – Родина моя» в номинации «Рукотворное чудо» 2007 г
Участница приоритетного национального проекта "Образование", обладательница гранта Губернатора Нижегородской области 2009 г
Администратор школьного сайта с 2010 г, победитель районного конкурса в номинации "Лучшее освещение жизни школы" 2011 г
Участница областного конкурса "Родники Нижегородской области", координационный центр движения «Поможем реке» Экологического центра «Дронт» 2011
Победитель районных и областных фотоконкурсов по теме "Пейзаж" 2009-2011 гг
Администратор ЕОС - dnevnik.ru с 01.09.2012 г
Участница мастер-классов районных педагогических конференций 2009 г, 2013 г
Победитель проекта районного конкурса агитбригад по пропаганде ЗОЖ 2013 г
Победитель районного конкурса по пропаганде ЗОЖ в номинациях "Галерея идей" и "Живой голос" 2013 г
Призёр областного конкурса по пропаганде ЗОЖ в номинации "Живой голос" в рамках антинаркотической акции "Мы выбираем жизнь" 2013 г
Участница региональной научно-практической конференции "Технологическое образование как фактор устойчивого развития региона" 2013 г
Победитель муниципального этапа Всероссийской акции "Раскрасим планету в зелёный цвет!", посвящённой Году охраны ОС в России 2013 г
Призёр регионального этапа Всероссийской акции "Раскрасим планету в зелёный цвет!", посвящённой Году охраны ОС в России 2013 г
Обладательница Сертификата о публикации авторского методического материала на сайте Сообщество учителей-предметников «Учительский портал» 2013 г

Участница муниципального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Учитель года - 2016"

Самообразование

Формирование и развитие личности школьника на основе творческого изучения в процессе изображения

Преподавание уроков изобразительного искусства осуществляется в 5-7 классах основе Программы "Изобразительное искусство" в 5 – 9 классах общеобразовательной школы под руководством и редакцией авторов: В.С. Кузин, С.П. Ломов, У.В. Шорохов, С.Е. Игнатьев, П.Ю. Коваленко.
В педагогической системе отводится очень большая роль формированию личности учащихся. Педагог уподобляется и садовнику и архитектору одновременно. Он должен и вырастить живое дерево, и суметь сообщить ему правильную форму, и сделать его крепким, способным к самостоятельному развитию. Педагог и ученик в школе вступает во взаимоотношения, в которых одинаково важны пониманием учителем жизни, искусства и индивидуальности ученика, с одной стороны, а с другой – внутреннее доверие учащегося не только к учителю, но и к искусству. Главное в образовательной системе углублённое отображение человеческих чувств. Великий художник-педагог Павел Петрович Чистяков говорил: «Чувствовать, знать, уметь – это полное искусство». С одной стороны, здесь подразумевается характер восприятия, где сочетается знание и умение изображать, а с другой – общее понятие творчества – чувствовать. Обучение в школе строится с опорой на идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Реализация Стандарта обеспечивает более углублённое изучение изобразительного искусства, поэтапное, поэлементное накопление умений и навыков в собственном творчестве, а также возможность осознания специфики художественного языка данного искусства и умения им пользоваться при осуществлении творческих замыслов даже за пределами школьных уроков. Согласно положению ФГОС процесс учения (обучения) не может ограничиваться только лишь усвоением системы знаний, умений и навыков. Отныне он становится процессом развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. Основой цивилизованного государства всегда являлась культура, цель которой – воспитание духовно богатой и социально адаптированной личности. Таким образом, проблема художественного развития личности не только актуальна, но имеет перспективы своего решения. И сейчас, изобразительное искусство как предмет в системе учебных дисциплин общеобразовательной школы способствует интеллектуальному развитию, активизирует творческие способности и формирует художественно-эстетические потребности обучающихся независимо от того, кем они станут в дальнейшем: художниками, артистами, инженерами, рабочими, экономистами, юристами, учёными или программистами.
Обучение нацелено на формирование оценочного суждения учащегося о жизни, себе, людях, на приобщение их к художественной культуре. Его актуальность не вызывает сомнения в связи с тем, что главная цель для каждого педагога - это психологическое здоровье ребёнка. Индивидуализация учения предполагает организацию учебной деятельности в соответствии с психофизиологическими потенциальными возможностями, уровнем развития детей. Поэтому на 1 уроке пятиклассники рисуют психологический рисунок "Моя мечта", эта цветодиагностика помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении. С первого урока учитель наблюдает за тем, какие цвета предпочитает использовать ребёнок в своих работах, как ребёнок владеет художественными материалами. У педагога появляется информация о детских цветовых предпочтениях, умениях и знаниях, далее проводится психологический анализ, который ясно даёт ему представление о возможностях учащегося и какие в дальнейшем применять педагогические методы и приёмы на уроках изобразительного искусства.
Я провела исследование среди учащихся 5-9 классов. Мотивация к учебе у школьников имеется. На основе анализа анкеты «Что заставляет вас учиться?», большинство (67 %) учащихся школы отметили, что хотят добиться успехов в жизни. Чтобы развивать у учащихся интерес к предмету «Изобразительное искусство» и сформировать у них потребность к новым знаниям используется инновационное обучение. На помощь учителю приходят современные компьютерные технологии. Компьютер – это универсальное техническое устройство, которое позволяет оживить процесс обучения и создать условия для повышения эффективности образовательного процесса. Уроки систематически проходят в собственном кабинете информатики с использованием интерактивной доски и средствами ИКТ. В кабинете так же имеется локальная сеть и выход в Интернет, что позволяет использовать Интернет-ресурсы. К учебникам "Изобразительное искусство" С.П. Ломов, 5 и 6 классы имеются электронные приложения, которые содержат прекрасный теоретический и практический материал с музыкальным сопровождением. Данный ресурс можно найти на сайте издательства Дрофа.
Интеграция на уроках изобразительного искусства повышает качество образования учащихся, что положительно влияет на развитии личности школьника в целом. Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных требований к предъявлению наглядности и практики на ПК:
- узнаваемость наглядности, динамика предъявления наглядности;
- продуманный алгоритм видеоряда изображений;
- оптимальный размер наглядности и количество изображений на экране;
- кратковременные практические задания на компьютере.
Сочетая в себе различные компьютерные технологии, компьютер даёт возможность постоянно совершенствоваться, а познавательный интерес выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся, приобщает к поисковой и творческой деятельности. Разработан дидактический материал по теме "Цветоведение" для учащихся 5 класса. Компьютерный практикум позволяет мобильно изучить и закрепить материал, после которого плавно переходим к художественному творчеству. Дидактический материал представлен на персональном сайте  в разделе Методический кабинет или на данной странице Мои разработки. Деятельность на компьютере содействует эстетическому воспитанию и новому освоению действительности, развивает художественный кругозор, выявляет и развивает творческие способности учащихся. Педагогическая практика показывает, что безграничные возможности компьютера полностью оправдывают тот интерес, который учащиеся испытывают к нему. Ежегодный опрос и диагностика показывают, что 93 % учащихся сельской школы имеют домашний компьютер с выходом в Интернет. Поэтому изучать компьютерные технологии в современном обществе стало естественным и необходимым. У учащихся появляется желание заниматься рисованием и во внеурочное время, они хотят принимать участие в различных конкурсах и видеть результат творчества. Например, дети участвуют и являются победителями и призёрами в муниципальных и региональных конкурсов детского рисунка: «Я вхожу в мир искусств», «Я рисую мир», «Страна БезОпасности», «На пике времени», «Сказочная страна детства», «Подводный мир глазами детей» и др. Многие из них полюбили искусство фотографии, с радостью участвуют в фотоконкурсах и занимают призовые места. Виртуальные фотовыставки «Летнее впечатление», «Моя малая Родина» в сети Интернет позволяют привлечь внимание социума к юным фотографам. Также учащиеся вместе с родителями активно участвуют в социальных проектах родного села «Детская площадка», «День защиты детей». Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память. В процессе обучения осуществляются отношения ребенка с обществом, происходит формирование, как основных его личностных качеств, так и отдельных психических процессов. Приобщая ребёнка к постижению компьютерной грамотности, можно воспитать образованного, разносторонне развитого современного человека.
Мониторинг педагогической деятельности:
Доля учащихся 5 – 7 классов, освоивших государственную учебную программу по предмету «Изобразительное искусство» составляет 100 %.
Успеваемость – 100 %, качество знаний имеет показатель 97 – 100 %.
Доля учащихся 5 – 7 классов, получивших «4» и «5», от общего числа учащихся по предмету «Изобразительное искусство» составляет 97 – 100%.
Вывод: Качество обучения учащихся имеет положительную динамику.

Выдано свидетельство №014 - P - 0039
Обязательно посетите и другие наши модули!
Методические разработки
Методические разработки Более 20000 авторских методических разработок для учителей школ! Презентации, разработки уроков, тесты, практические и контрольные работы, разработки для классного руководителя, дидактические материалы для подготовки к ЕГЭ.
Педагогические статьи
Педагогические статьи Педагогические статьи участников портала. Обобщение опыта работы, текстовые сценарии, статьи о школе, мысли о коллегах и многое другое!
Форум учителей
Форум учителей Форум, на котором любой участник портала может высказать своё мнение по любому интересующему его вопросу. Ваши коллеги-учителя помогут разобраться в любых школьных проблемах. Заходите!
Новости образования
Новости образования Специально для Вас мы собираем самые интересные новости образования в России!
Баляева Тамара Александровна Мои разработки