Портфолио учителя
Фамилия, имя, отчество: Шиляева Елена Геннадьевна
Образование: Высшее образование
Вятский государственный педагогический университет, 1992 – 1997годы
Место работы: МКОУ СОШ № 6 города Кирово-Чепецка Кировской области
Должность: Учитель русского языка и литературы
Квалификационная категория Высшая квалификационная категория
Педагогический стаж 16 лет
Мои достижения
1. Имею персональный сайт.
2. В 2009 – 2010 учебном году сдавала ЕГЭ по русскому языку и литературе, в сумме набрала 200 баллов.
3. Участие в конкурсах:
2007 – 2008 учебный год:
• победитель городского конкурса «Лучший урок с использованием мультимедийной презентации» (урок литературы для 5 класса «Литература и другие виды искусства» (на материале поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»);
• победитель городского конкурса «Мои инновации в образовании» (тема «Использование современных образовательных технологий на уроках мировой художественной культуры»);
• победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках ПНПО;
2008 – 2009 учебный год:
• победитель городского конкурса «Лучший урок с использованием мультимедийной презентации» (урок МХК «Архитектура как вид искусства»);
• призёр Интернет-конкурса «Русский медвежонок для учителей»;
2009 – 2010 учебный год:
• победитель городского конкурса «Лучший урок с использованием мультимедийной презентации» (урок русского языка для 6 класса «Усердней с каждым днём гляжу в словарь...»);
• призёр I (дистанционного) и II (заключительного) этапа предметно-методической олимпиады учителей русского языка Кировской области;
• дипломант I Всероссийской Педагогической Интернет-олимпиады «Учитель XXI века» (рейтинг 30 из 590);
• лауреат II степени Всероссийского конкурса педагогов «Образование: взгляд в будущее» (номинация «Научно-исследовательская деятельность учащихся»);
• лауреат I Всероссийского заочного открытого конкурса методических разработок «Мастерская учителя» (номинация «Литература и искусство»: «Разработки уроков по теме «Культура и искусство Древней Греции»);
2011 – 2012 учебный год:
• призёр городского конкурса «Лучший урок с использованием авторских мультимедийных средств» (урок русского языка для 7 класса «Обучение сочинению-рассуждению»);
• призёр дистанционного этапа предметно-методической олимпиады работников образовательных учреждений Кировской области по направлению русский язык и литература;
2012 – 2013 учебный год:
• победитель городского конкурса «Лучший урок с использованием авторских мультимедийных средств» (урок литературы для 10 класса «А. А. Фет. Жизнь и творчество»);
• победитель конкурса «Учитель года города Кирово-Чепецка – 2013» в номинации «Педагог общеобразовательного учреждения»;
• победитель окружного этапа конкурса «Учитель года Кировской области – 2013» в номинации «Учитель года»;
• призёр предметно-методической олимпиады работников образовательных учреждений Кировской области по предмету / направлению «Русский язык и литература»;
• победитель областного конкурса сайтов учителей русского языка и литературы;
• призёр Интернет-конкурса «Русский медвежонок для учителей»;
• лауреат Международного фестиваля методических разработок, классных часов Педагогического информационного агентства «СREATIV» (номинация «Презентация для классного часа»).
4. Награды и поощрения:
• присвоено Почётное звание «Почётный работник общего образования Российской Федерации» (2011 год);
• Почётная грамота Министерства образования и науки РФ победителю конкурса лучших учителей РФ (2008 год);
• Почётная грамота департамента образования Кировской области (2012 год);
• Почётная грамота МО «Город Кирово-Чепецк» Кировской области (2009 год);
• Благодарственное письмо Кирово-Чепецкой городской Думы (2008 год);
• Грамоты и благодарности Управления образованием администрации МО «Город Кирово-Чепецк» Кировской области (2001, 2004, 2005, 2006, 2007, 2010 годы);
• Грамоты и благодарности МКУ «Методический кабинет города Кирово-Чепецка» (2007, 2008, 2009, 2012, 2013 годы);
• Грамота МКОУ ДОД ЦДТ «Радуга» (2011 год);
• Почётная грамота КИПК и ПРО за лучшее выступление на XXXV областной научно-практической конференции учителей-филологов «Инновации и качество филологического образования» (2007 год);
• Грамота Управления Центрального образовательного округа департамента образования Кировской области за лучший мастер-класс в номинации «Учитель года» I тура III (областного) этапа конкурса «Учитель года Кировской области – 2013» (2013 год).
Самообразование

Роль ИКТ в преподавании предметов гуманитарного цикла

Информационно-коммуникационные технологии всё увереннее входят в нашу жизнь, но их использование на уроках не всегда является системным. Это объясняется трудоёмкостью подготовки учебного материала, отсутствием у учителей развитых умений в работе с компьютером, недостаточной технической оснащённостью кабинетов.
Я представлю опыт работы в данном направлении на примере применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках мировой художественной культуры в 10 – 11 классах; имею значительный опыт в преподавании этого предмета (МХК, наряду с русским языком и литературой, преподаю с 1999 года) и необходимую для этого подготовку (по диплому вторая специальность – «учитель мировой художественной культуры»).
Существует пословица: «Тебе скажут – ты забудешь, тебе покажут – ты запомнишь, ты сделаешь – ты поймёшь». Эта пословица больше всего подходит для иллюстрации роли ИКТ в процессе обучения.
Автором работы создано более 50 мультимедийных презентаций и учебных видеороликов по предмету; опыт использования ИКТ представлен учителям города Кирово-Чепецка и Кировской области на открытых уроках (2006 год – «Заочная экскурсия по Петергофу»; 2008 год – «Декоративно-прикладное искусство», «Театр и литература Древней Греции») и в форме мастер-классов (2009, 2010, 2011 годы – «Использование информационных технологий на уроках гуманитарного цикла»; 2010, 2012, 2013 годы – «Секрет автора, или Роль изобразительно-выразительных средств в произведении»).
Созданы также компьютерные варианты тестов: «Что ты знаешь об искусстве?», «Виды искусства», «Культура доренессансной эпохи», «Культура Ренессанса», «Культура Западной Европы XVII – XIX веков». Их можно проводить в компьютерном классе или в кабинете с одним компьютером (учащиеся выполняют тест по очереди или в парах, на его выполнение отводится определённое время (5 – 8 минут).
Кроме того, на уроках используется метод проектов: самим учащимся предлагается создать мультимедийные презентации или учебные видеоролики по конкретным темам; затем проводится защита выполненной работы.
Так, в 2007 – 2008 учебном году зачёт за первое полугодие в 10 классе был проведён в форме защиты проектов, посвящённых разным видам искусства (по выбору учащихся). Цель: убедить через демонстрацию продукта деятельности (презентация PowerPoint, видеоролик, буклет и т. п.), что выбранный вид искусства является самым лучшим. После защиты проектов был сделан вывод, что универсальным видом искусства является музыка. Большинство учеников (72 %) выбрали для себя презентацию в качестве формы готового продукта, но нужно отметить, что качество презентаций не всегда нравилось экспертам, выбранным из числа учащихся.
После защиты было проведено анкетирование учащихся с целью выяснения их отношения к методу проектов в рамках учебного предмета. Учащимся предлагалось ответить на вопросы:
1) понравилась ли Вам новая форма зачёта?
2) чем объясняется Ваш выбор формы готового продукта (презентация PowerPoint, видеоролик, буклет и т. п.)?
3) какие трудности возникли у Вас при выполнении проекта?
Согласно результатам анкетирования, большинству учащихся (92 %) понравилась новая форма зачёта. Среди причин, объясняющих выбор формы готового продукта, были указаны следующие: «нравится смотреть презентации», «не знаю», неумение работать в программе PowerPoint, опыт работы в программах InterVideo, Windows Movie Maker, Microsoft Office Word, Microsoft Office Publisher. Учащиеся также указали три основных вида трудностей при выполнении проекта: лень, нехватка времени, создание мультимедийных презентаций (трудоёмкость).
Результаты анкетирования убедили меня в том, что применение метода проекта на уроках МХК эффективно, поэтому эта технология сейчас традиционно используется в рамках учебного предмета.
Вообще, курс МХК, да и любого предмета, должен строиться как чередование теоретического материала и связанной с ним практической деятельности. Поэтому, если новый материал подаётся в форме мультимедийной презентации и комментария к слайдам, то учащимся обязательно предлагается индивидуальная, парная или групповая работу, направленная на поиск ответа на вопрос, анализ произведения искусства, доказательство принадлежности памятника искусства к определённому стилю, размышление об особенностях творческой манеры художника (в широком смысле этого слова) и т. п.
МХК обнаруживает тесные межпредметные связи со всеми предметами гуманитарного цикла, а продукты ИКТ позволяют объединить в одном электронном учебном пособии красочные изображения шедевров живописи, скульптуры и архитектуры с музыкальным и текстовым сопровождением, что оказывает эмоциональное воздействие, развивает художественный вкус учащихся и даёт возможность получать прочные знания по предметам гуманитарного цикла. Кроме того, использование ИКТ позволяет эффективно организовать систему проверки знаний учащихся и значительно экономит время учителя.
Применение в системе информационно-коммуникационных технологий в форме мультимедийных презентаций, учебных видеороликов, компьютерных тестов, в том числе созданных самими учащимися, привело к увеличению отличных и хороших отметок по предмету и уменьшению удовлетворительных отметок. Мои ученики регулярно становятся призёрами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников (приведу результаты с 2007 года, так как именно с этого времени я начала системно применять ИКТ на своих предметах):
• в 2007 – 2008 учебном году III место по литературе занял ученик 10б класса Бузаков Максим;
• в 2008 – 2009 учебном году II место по литературе заняла ученица 7а класса Поскрёбышева Мария, I место по МХК заняла ученица 11б класса Чернышева Александра (она также заняла III место на региональном этапе ВОШ по МХК), III место по МХК заняла ученица 10а класса Ковалёва Дарья;
• в 2010 – 2011 учебном году III место по МХК заняла ученица 10б класса Ислентьева Анна;
• в 2011 – 2012 учебном году призёром олимпиады по русскому языку стал ученик 7а класса Скоков Виталий, победителем олимпиады по МХК стала ученица 11б класса Ислентьева Анна, призёрами этой олимпиады стали ученица 10а класса Логинова Ирина и ученица 11а класса Мосунова Татьяна;
• в 2012 – 2013 учебном году призёрами олимпиады по МХК (искусству) стали ученики 8а класса Пинегина Анастасия и Скоков Виталий и ученица 10а класса Рожнева Юлия.
Ещё одним свидетельством повышения интереса к предметам гуманитарного цикла является то, что мои выпускники практически ежегодно поступают в высшие и средние специальные учебные заведения, связанные с гуманитарными науками или искусством (специальность трёх выпускниц – «русский язык и литература»; среди выпускников есть преподаватель живописи и эстрадно-джазовая вокалистка; одна выпускница учится сейчас в ГИТИСе по программе «Театроведение»).
Выдано свидетельство №013 - P - 0035
Обязательно посетите и другие наши модули!
Методические разработки
Методические разработки Более 20000 авторских методических разработок для учителей школ! Презентации, разработки уроков, тесты, практические и контрольные работы, разработки для классного руководителя, дидактические материалы для подготовки к ЕГЭ.
Педагогические статьи
Педагогические статьи Педагогические статьи участников портала. Обобщение опыта работы, текстовые сценарии, статьи о школе, мысли о коллегах и многое другое!
Форум учителей
Форум учителей Форум, на котором любой участник портала может высказать своё мнение по любому интересующему его вопросу. Ваши коллеги-учителя помогут разобраться в любых школьных проблемах. Заходите!
Новости образования
Новости образования Специально для Вас мы собираем самые интересные новости образования в России!
Шиляева Елена Геннадьевна Мои разработки