Портфолио учителя
Фамилия, имя, отчество: Курмашова Ирина Николаевна
Образование: Высшее образование
Луганский педагогический университет имени Тараса Шевченка
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №14 г. Пушкино"
Должность: учитель начальных классов
Квалификационная категория Первая квалификационная категория
Педагогический стаж 23 года
Мои достижения

1.Грамота ГБУК МО "МОГДБ" за сотрудничество и профессиональную деятельность в организации различных совместных мероприятий.

2.Курсы повышения квалификации:

  • "Актуальные вопросы внедрения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в образовательный и воспитательный процесс в условиях реализации ФГОС".
  • "Проектирование методической системы оценки учебных достижений учащихся в условиях реализации ФГОС".
  • "Активные методы в педагогической и воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС".

3.Профессиональная переподготовка АНО ДПО "Московская академия профессиональных компетенций" по программе: "Педагогическое образование: Русский язык и литература в общеобразовательных организациях и организациях профессионального образования".

4.Благодарственное письмо за ответственное отношение к образовательному процессу и особые успехи в учении.

Самообразование

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения

Цели, на решение которых направлена работа:

  1. Создание оптимальных (эффективных )условий для раскрытия творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения с целью развития личности каждого ребенка.
  2. Системность и логическая структурность образовательного процесса, направленная на раскрытие потенциала личности обучающихся.

Задачи, на решение которых направлена работа:

  1. Развитие и стимулирование творческих способностей учащихся, раскрытие потенциала личности учащихся- важнейшая задача современного образования.
  2. Выявление и развитие творческого потенциала учащихся в образовательном процессе.
  3. Влияние технологии быстрого чтения по И. Т. Федоренко и методов, используемых в образовательном процессе, на развитие творческих способностей детей.
  4. Показать результативность деятельности учащихся начальных классов посредством развития их творческих способностей в образовательном процессе на раскрытие их потенциала.

"Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими- это в нашей власти" (Плутарх). Значит миссия каждого учителя- помогать ребенку постигать жизнь, раскрывая перед ним ее содержание и восходя со своими учениками на новый уровень развития.

В своей работе я использую опыт работы харьковского методиста И. Т. Федоренко, который разработал целую систему совершенствования техники чтения.

И. Т. Федоренко пришел к выводу, что скорость чтения существенно влияет на качество запоминания материала: чем она выше, тем легче восприятие прочитанного.

Применение методических рекомендаций И. Т. Федоренко дает возможность даже наиболее слабым в педагогическом отношении детей научить быстро читать, писать и считать.

Используя систематически методику И. Т. Федоренко можно добиться результатов в решении следующих задач:

  • формирование устойчивости внимания;
  • развитие угла зрения у детей;
  • увеличение объема слуховых и зрительных восприятий;
  • предупреждение регрессий при чтении;
  • пополнение словарного запаса, развитие артикуляционного аппарата;
  • формирование и раскрытие творческого потенциала ребенка.

Развитие ребенка- задача сложная, многогранная, актуальная. Как, правило, проблема формирования учебных навыков стоит не так остро, как проблема развития творческого потенциала младших школьников.

Проведенная мною диагностика (по методике Е. Е. Туник) показала, что в конце I полугодия 1 класса (26 обучающихся) только 18%учащихся могли успешно справляться с заданиями на развитие творческого мышления. 82% учащиеся не воспринимали задания творческого характера. Данные показатели были для меня "шокирующими" и помогли мне еще раз убедиться в том, что нужно вести целенаправленную систематическую работу по раскрытию творческих способностей младших школьников.

Предметом моей педагогической деятельности является "Развитие творческих способностей учащихся".

По мнению Л. С. Выготского "Творческая деятельность- это деятельность, которая создает нечто новое".

В работах отечественных психологов и педагогов Т. М. Давыденко, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, И. Т. Федоренко, Т. П. Шамовой и других рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся, акцент ставится на определение повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся.

Я считаю, что успешное развитие творческих способностей возможно даже, если дети имеют начальный багаж знаний. Необходимо создать эффективную образовательную среду, благоприятствующую формированию и раскрытию творческих способностей.

Такими условиями являются:

  1. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.
  2. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до "потолка" своих возможностей.
  3. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности.
  4. Умная доброжелательная помощь, (а не подсказка) взрослых.
  5. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Конечно, творчество можно развивать на различных уроках, но убеждена, что именно литературному чтению принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Прежде всего должны развиваться творческое воображение, наблюдательность, неординарное мышление.

Для себя я определила основные этапы проявления творческих способностей:

  • Репродуктивный- дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, копируя их действия.
  • Конструктивный- ребята могут самостоятельно выполнить часть работы, находят некоторые способы ее осуществления. -Творческий- выполняют работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в знакомых видах деятельности.

Ученики последовательно проходят все этапы.

Остановлюсь на каждом этапе подробнее.

I этап (репродуктивный)-- включает подготовительную работу по формированию творческих способностей, которую я начинаю в период обучения грамоте. Ребята составляют предложения, тексты и диалоги по сюжетным картинкам, описывают предметы. В работе с учащимися преобладают занимательные, подчас игровые задания: игры на развитие наблюдательности("Что на что похоже");игры и упражнения, направленные на развитие памяти("Слова"); игры, направленные на развитие воображения и фантазии("Изобрази самолет", "Полет бабочки"); обучение умению рифмовать ("Доскажи словечко", "Поймай рифму", "Исправь ошибку"); работа с чистоговорками и скороговорками; речевые разминки.

II этап (конструктивный) имеет такие задания: игры и задания для развития творческого мышления ("Узнавание предмета по заданным признакам", "Составление предложений", "Путешествие с героями сказок"); разыгрываю небольшие диалоги по определенной теме: даю еще такое задание: показываю предмет(сломанную игрушку, рваный детский журнал),
- О чем думает это журнал? - Задайте свои вопросы.

Беседа- это самый трудный момент урока и в подготовке к нему нельзя руководствоваться только вопросами из учебника. Беседа- всегда "диалог на равных". Чтобы организовать живую беседу по произведению, я использую следующие подходы к ее проведению: правильно сформулировать цель беседы(т.е. найти в произведении то, что может пробудить в ребенке духовность); в основе должна лежать нравственная доминанта; синтез прочитанного возможен на любом этапе урока в зависимости от яркости и глубины его восприятия; включать в беседу всех детей, постараться выслушивать мнение каждого. Я считаю, что фольклорные жанры- это неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку стать творческой личностью. С большим увлечением ребята выполняют такие задания: выполнить рисунок к пословице; инсценировать пословицу; отгадывание пословиц; составление рассказа по картинке с обязательным использованием данной пословицы. На уроках использую моменты исследования, посильного конструирования: нарисуйте "цепочку" (диафильм) к сказке, рассказу, чтобы она передала события данного произведения; нахождение изобразительно- выразительных средств в произведении; обнаружение многозначных слов на основе анализа текста; "построчное устное рисование" лирических произведений.

III этап (собственное творчество) - использую особый вид чтения- чтение- сопереживание героям. Это полное погружение в мир героев книг, когда юный читатель сам воображает себя одним из персонажей, верит всему, что происходит в произведении. Применяю и прямо противоположный подход к "читаемому": дети вводят новые эпизоды или представляют их, распоряжаясь судьбами героев. Таким образом, предпосылки к творчеству постепенно могут перерастать в подлинное творчество. Ведь у каждого ребенка есть способности и талант.

Во 2 классе впервые начинается работа по формированию у детей навыков написания собственных творческих работ. Сначала это "работа по образцу" (рассказ по картинке и т.д.); затем на основании собственных наблюдений сочинить свой рассказ. А далее, сочинить рассказ по пословице, или о своем домашнем питомце.

В 3,4 классах продолжаю работу по развитию и совершенствованию навыков написания творческих работ учащихся на литературные темы. Учащиеся осваивают такие виды работ, как сочинение- рассуждение, сказка, сочинение по картине, отзыв. Разновидности творческих заданий на уроках литературного чтения: иллюстрирование (графическое, словесное, музыкальное), рассказывание ( рассказ от лица одного героя, творческое продолжение, дополнение одной из частей произведения, рассказ с изменением сюжета, с изменением позиции героев, перенесение места действия в необычную обстановку, рассказ с опорой на жизненный опыт), драматургия (чтение по ролям с опорой на интонацию, чтение по ролям с предварительным устным описанием героев, инсценировка).

Включение в уроки подобных заданий создает возможность вовлечь детей в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления школьников. Для того, чтобы учащиеся захотели создать собственное произведение использую в работе методы стимулирования: эмоциональные (поощрение, создание ситуации успеха, выставка детских сочинений, побуждение к поиску альтернативного решения, выполнение творческого задания).

Применение системы творческих заданий на уроках литературного чтения позволили мне сделать следующие выводы:

  • у многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно- поискового характера;
  • дети стали более самостоятельнее, научились задавать вопросы и находить на них ответы, размышлять и сопереживать, делать анализ прочитанного текста;
  • у детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе творческой деятельности, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца;
  • более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера.

А значит, задания творческого характера способствовали развитию творческого потенциала моего класса.
Интерес к творчеству растет постепенно (многие творческие задания заложены авторами учебников, а также методика быстрого чтения, предложенная И. Т. Федоренко, которая применяется мною на уроках : тренировка угла зрения для скорочтения; увеличение объема слуховых и зрительных восприятий,пополнение словарного запаса, развитие артикуляционного аппарата; специальные игры, способствующие развитию памяти, выработке устойчивости внимания, использование тренажера по чтению). Но, попробовав раз создать свое новое, ребята с энтузиазмом берутся за следующее творческое задание.

Это подтверждает анализ диагностики: если в 1 классе интерес к творчеству был невелик-18%, во 2 классе- 46%, а в 3 классе составил уже 68%. Результатом моей работы являются показатели позитивной динамики учебных достижений обучающихся ( Варданян Д., Даниловой А., Сивакова А.); если в конце 1 класса 28% учащихся с первого раза (без анализа текста) могли выделить главную мысль из услышанного или прочитанного текста, во 2 классе 45%, в 3 классе- уже 62%.
35% учащихся 1 класса, 44% учащихся 2 класса владели выразительным чтением при первом прочтении текста (умели использовать паузы, ставить логическое ударение, находили нужную интонацию, подсказываемую знаками препинания, читали четко и внятно), в 3 классе этот процент учащихся составил уже - 62%.
64% учащихся могут ответить на проблемные вопросы, которые ставит перед ними художественный текст. 72% учащихся владеют выборочным пересказом, умеют точно отвечать на вопрос. 84% учащихся владеют алгоритмом составления плана, применяют эти знания на практике.

Знания, полученные на уроках литературы, ребята применяют и на других предметах. Улучшилось качество творческих работ по русскому языку. Дети умеют письменно воспроизводить текст повествовательного характера; умеют устно и письменно составлять рассказ по серии картинок, по одной картинке, а также на темы, близкие учащихся по их жизненному опыту.

Как показывает практика, ребята широко используют знания и умения, приобретенные на уроках литературы, и на математике. 76% учащихся могут полно и последовательно составить текст задачи по выражению, а умея выделять основные смысловые компоненты, 64% ребят составляют схемы к задачам и используют их в решении.

На мой взгляд, методы и приемы, которые я использую на уроках литературного чтения, и сама технология быстрого чтения по И. Т. Федоренко, по которой я работаю, направлены на раскрытие творческого потенциала и индивидуальности каждого ребенка. Ведь, формируя творческие способности детей, я помогаю детям развивать скрытые задатки и даю возможность раскрываться их таланту.
Обучающиеся принимают активное участие во Всероссийских конкурсах "Русский Медвежонок", "Кенгуру", пробуют свои силы в школьных и муниципальных творческих конкурсах.

Результаты:
-Победили школьной олимпиады 2015-2017 уч. год, 2 класс (II место) по "Литературному чтению"- Сироткина Юлия; по" Окружающему миру"- Ахмедова Василиса; по "Математике"- Мурайкин Захар.
-"Московская областная государственная детская библиотека (ГБУК МО "МОГДБ") участие в громких чтениях " Акция: Читаем детям о войне" в рамках проекта "Мир памяти, мир сердца, мир души", 1-й класс: Жуков Кирилл (1 место), Глушак Рустам (2 место).
-ГБУК МО "МОГДБ" участие в литературном путешествии в страну сказок А. С. Пушкина "У Лукоморья дуб зеленый",1-й класс:конкурс чтецов, Сироткина Юлия (1 место), Жэпэлэу Александрина (2 место).
-ГБУК МО "МОГДБ" участие в игровой программе среди 1-х классов "Восьмой день весны"- 2 место.
-ГБУК МО "МОГДБ" участие в конкурсной программе среди 1-х классов "На страже Родины стоим"- 2 место.
-ГБУК МО "МОГДБ" участие в новогодних конкурсах "Новый год и Рождество- волшебство и колдовство", 2-й класс. Победители : Жэпэлэу Александрина, Ахтямов Идель, Митюкова Виктория, Данилова Анастасия, Мурайкин Захар, Зиновьев Сергей.
-ГБУК МО "МОГДБ" участие в познавательно- развлекательном мероприятии ко Дню космонавтики "Космические путешественники" , 2-й класс: Ахтямов Идель- 2 место в конкурсе поделок, Зиновьев Сергей- 3 место.
-Конкурс "Минута Славы" 2015-2016 уч. год (школьное мероприятие) в номинации "Вокальное творчество", песня "Я бы хотела нарисовать мечту" исполнила Сироткина Юлия- победитель (1 место).
- Конкурс "Минута Славы" 2015-2016 уч. год (школьное мероприятие) в номинации "Танцевальное творчество", танец "Ча-ча-ча" исполнила Ахмедова Василиса - призер (2 место).
- Конкурс "Минута Славы" 2016-2017 уч. год (школьное мероприятие) в номинации "Театральное творчество", авторское стихотворение "Моя Семья" исполнил Жуков Кирилл- призер (2 место).
-Школьное мероприятие, военно- спортивная игра "Зарница-2017" -класс-победитель (1 место) среди начальных классов.

Таким образом, развитие и стимулирование творческих способностей учащихся являются не только важнейшей задачей образования, но и создают эффективную образовательную среду для раскрытия их личностного потенциала.

Выдано свидетельство №017 - P - 0061
Курмашова Ирина Николаевна
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены