[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Сергеев_ЕВ, Ishina  
Форум учителей » Форумы для учителей предметников » Форум учителей истории » Жизнь в России в 19 веке (по учебнику математики). (точнее, отражение жизни в учебнике)
Жизнь в России в 19 веке (по учебнику математики).
Дата: Четверг, 25.08.2016, 14:47 | Сообщение #1

prediger

фотография отсутствует
Зачастивший
Группа: Проверенные
Сообщений: 77
Статус: Отсутствует
Привожу несколько задач из книги "1001 задача для умственного счета в школе С.А.Рачинского" (годы жизни Рачинского: 1833 - 1902; умственный счет - устный, потому что... бумага дорога (см задачу 298) - Prediger).
 
Задачи расположил по девяти темам.:
1. Учитель и школа.
2. Помещики.
3. Чиновники.
4. Купцы.
5. Наемные работники
6. Торговля, цены.
7. Транспорт и производственная  техника.
8. Род занятий.
9. Нравы, обычаи, быт.

Номера задач  - как в книге Рачинского. В каждой теме задачи расположены по возрастающим номерам,  ибо (по моему мнению) просматривается некоторая  связь с изменениями во времени. Представление об экономических возможностях  представителей первых пяти  социальных групп  станут более понятными после ознакомления с п. 6

1. Учитель и школа.
№ 298. Пришли 3 учителя просить бумаги для своих школ, а у меня её только стопа. Один говорит её хватит мне на 96 дней, другой - на 120 дней, третий - на 160 дней. На сколько  времени этой стопы хватит на все 3 школы?   (на 40 дней)  (1 стопа = 480 листов)
№ 376.  Пришли ко мне за бумагою 3 учителя. У одного 41 ученик, у другого - 28, у третьего - 27. У меня всего стопа бумаги. Сколько листов я должен дать каждому? (205; 140; 135)  (1 стопа= 480 листов=20 дестей, 1 лист = 2 страницы = 8 четвертушек)
№ 400. Учебных недель в зиму 21. Учеников в школе 48, и каждому ученику в неделю дают по перу. Гросс перьев стоит 60 коп. На сколько выйдет перьев в зиму?   (4 руб. 20 коп.)     (1 гросс=12 дюжин=144 штуки, 1 дюжина= 12 штук)
№ 444. Учителя спросили, сколько он может тратить в месяц. Он отвечал: у меня 48 учеников; с каждого мне приходится в учебный день по 5 коп., а учебных дней в году 150. Сколько может он тратить в месяц?  (30 руб)
№ 602.  Учитель получает в мессяц 37 рб.50коп. Из них он каждый месяц  посылает матери и брату по 10 руб. На платье он тратит в год 50 руб., на книги - 14 руб. Сколько он тратит в день на все остальное?  (40 коп.)
№ 604.  Учитель получает в месяц 36 руб. Ученых дней в году 144, и в каждый учебный день 5 часовых уроков. Сколько получает он за каждую минуту уроков?    (1 коп.)
№ 686. В школе ученье продолжается 28 недель, и каждому ученику выдается в неделю по стальному перу. Издержано 7 гроссов. Сколько учеников?   (36)   (1 рабочая неделя = 6 суток )
№ 691. Учительского помощника спросили: сколько он получает жалованья. Он ответил: "По копейке в час." Сколько в месяц?   (7 руб. 20 коп.)
№ 794. Учитель дает уроки в трёх домах: в одном получает 352 руб. в год, в другом - 28 руб. в месяц, в третьем - 6 руб. в неделю. Сколько получает он за уроки в год? (1000 руб.)
№ 859. Мальчик прочел по 4 раза "Верую" (19 слов), "Отче наш" (52), "Достойно" (30), "Богородицу" (23) и " Пресвятую Троицу" (21). Говорит он по 100 слов в минуту. Сколько минут он читал?  (11)   (уроки учит? - Prediger)
№ 878. На школу, в коей 85 учеников, вышло в зиму 221 грифель. Сколько нужно запасти грифелей на школу, в коей 60 учеников?   (156)

Добавлено (05.08.2016, 15:21)
---------------------------------------------
Заинтересовать старшеклассников историей?.  Посылаю материал для для размышлений : чего это работник на фабрике "каждый месяц посылает жене в деревню по 9 руб. "? Пусть старшеклассники почувствуют запах прошлого.

3. Чиновники .
№ 53.  Чиновник получает 500 руб. в год. В первые 7 месяцев года он тратил по 45 руб. Сколько может он, не делая долгов, тратить
в каждый из остальных месяцев? (37 руб.)
№ 65.  Чиновник получает в месяц 100 руб., но тратит из них только 65 руб. Через какое-то время у него накопится достаточно денег, чтобы купить землю в 50 десятин по 28 руб. за десятину?  (через 3 года 4 месяца)
№ 211. Чиновник получает в год 1000 ру. Тратит он в месяц по 70 руб. Через сколько лет уплатит он долг в 800 руб?  (5)
№ 285. Чиновник получает в год 2000 руб., а тратит в месяц 100 руб. Через сколько лет у него накопится достаточно денег, чтобы купить имение в 240 десятин по 50 руб. за десятину?    (15)
№ 311.  Чиновник служил 23 года без одного месяца и ежемесячно откладывал по 40 руб. Сколько он накопил денег?   (11 000 руб.)
№ 313.  Чиновник был на службе 16 лет и 8 месяцев и каждый месяц откладывал по 7 руб. 50 коп. Сколько у него накопилось денег?   (1500 руб.)
№ 361.  Чиновник получает в год 900 руб. и тратит в месяц 55 руб. За сколько времени он накопит достаточно денег, чтобы купить дом, который стоит 3600 руб? (за 15 лет)
№ 518.  Чиновник получает в год 1200 руб. жалованья, а тратит в месяц 65 руб. Через 4 года он купил на сбереженные деньги 35 десятин земли. Сколько стоит десятина? (48 руб.)
№ 588. Чиновник служит 6 лет 8 месяцев с жалованбем 37 руб. 50 коп. Сколько получил он за все время службы?  (3000 руб.)
№ 622. Чиновник получает жалованья 146 руб. в месяц, да еще за частные занятия по 24 руб. в неделю. Сколько он может потратить в месяц?  (250 руб.)
№ 939. Чиновник каждый месяц откладывал из своего жалованья 31 руб. 25 коп. и, наконец, купил на отложенные деньги 48 десятин по 48 руб. и 29 десятин по 24 руб. Сколько лет он откладывал?  (8)

5. Наемные работники
№ 150. Поденщик тратит на себя 20 коп. в день, а за каждый рабочий день получает 50 коп. К концу года у него накопилось 71 руб.
Сколько дней он работал?  (288)
№ 279.  Работник в городе тратит за неделю 3 рую 1 коп. Сколько истратит он зо 20 дней?  (8 руб. 60 коп.)
№ 305. 7 мужчин и 9 женщин за дневную работу получили 9 руб. Мужчина получает втрое больше женщины. Сколько получают тот и другая? (90 ком; 30 коп.)
№ 308.  Работник тратит в день на харчи 40 коп.; на все прочее в месяц 17 руб. Кроме того, он ежегодно посылает отцу 150 руб.
Сколько зарабатывает от в год?   (500 руб.)
№ 337.  Рабочий тратит на харчи по 16 коп. в день, а за квартиру платит по 80 коп. в неделю. Сколько он тратит в год? (100 руб)
№ 405.  Нанял я работника, с тем что в первый месяц я заплачу ему рубль, а затем каждый месяц буду прибавлять к его жалованью по рубля. Прослужил он у меня до тех пор, пока это не составило 8 руб. за каждый месяц его службы. Сколько месяцев он прослужил?   (15)
№ 81.  Порядчик взялся починить дорогу в 24 версты по 75 руб с версты. Нанял он 40 работников по 60 коп. в день, и они починили дорогу за 70 дней. Сколько прибыли получил подрядчик? (120 руб.)
№ 419.  Приказчик служил у купца 2 года. Год с месяцем он получал по 19 руб. в месяц; затем стал получать по 23 руб.
Сколько заработал он за эти два года?  (500 руб.)
 № 578.  Работник тратит на себя 40 коп. в день, а получает за каждый рабочий день 60 коп. К концу года у него накопилось 34 руб.
Сколько он дней работал? (300)
№ 593.  Рабочий тратит в день на харчи 60 коп., а на всё остальное - 6 руб 75 коп. в месяц. Работает он в году 300 дней.
Сколько получает он за рабочий день?   (1 руб.)
№ 667. Некто нанялся на фабрику за 312 руб. в год. Через 3 года 4 месяца он получил 900 руб. деньгами и 35 аршин сукна. Почем сукно?  (4 руб.)
№ 678. Работник на фабрике издерживает каждый день на себя 80 коп. и, кроме того, каждый месяц посылает жене в деревню по 9 руб. Получает он за рабочий день 1 руб. 60 коп. Сколько дней в году он работает? (250)
№ 684. Работник на фабрике каждый день тратил на себя по 40 коп. и посылал своей жене по 4 руб.0 коп в месяц. Работал он в году 250 дней. Сколько получал он за рабочий день?   (80 коп.)
№ 713. 8 мужчин, 12 женщин и 16 детей  за денную работу получили 15 руб.Мужчина получил вдвое ольше, чем женщина, женщина втрое больше чем дитя. Сколько каждый?   (90 коп., 45 коп., 15 коп.)
№ 766. Работник отправился в город. Там он зарабатывал по 10 руб. в месяц. Тратил он каждый день на харчи 20 коп., за квартиру платил 3 руб. 45 коп. в месяц да еще на мелочи тратил по 30 коп. в неделю. Сколько он задолжал к концу года?  (10 руб.)
№ 788. У меня в огороде работали 5 дней 5 баб по 25 коп. за день, и 15 дней работали 15 детей по 15 коп. за день. Сколько им всем следует заплатить?   (40 руб.)
№ 807. Мальчик проработал на поденщине по 26 коп. в день 26 дней и по 28 коп. в день 28 дней и заработал себе на хлеб на целый год. На сколько копеек он съедает хлеба в день?   (на 4 коп.)

Добавлено (25.08.2016, 14:47)
---------------------------------------------
4. Купцы, торговцы
№ 66.  Барышник покупал четверть ржи по 5 руб., продавал гарнец по 10 коп. Сколько нажито на 25 четвертях? (35 руб.)  
(1 четверть=8 четвериков=8 мер., 1 мера= 8 гарнцев.)
№ 67. Купец покупал пуд сахару по 6 руб., а продавал фунт по 17 коп. В один месяц он на сахаре получил прибыли 20 руб.
Сколько пудов сахару он купил и продал? (25)  (пуд=16 кг, фунт =  400 г)
№ 83. Лавочник каждый месяц покупает товара на 75 руб, а каждую неделю продает его на 20 руб. Сколько он получает барыша в год? (140 руб.)
№ 89. Купец купил кусок сукна в 75 аршин по 200 руб и каждый аршин продавал по 3 руб. Еще купил он кусок бархата в 40 аршин за 250 руб и каждый аршин продавал по 6 руб. Сколько барыша?  (15 руб.)
№ 90.  Купец купил 9 четвертей ржи по 6 руб. и продавал меру по 1 руб. Еще купил он 20 четвертей овса по 4 руб. и продавал меру по 30 коп. Солько барыша? (14 руб. убытка)   (1 мера = 8 четвертей)
№ 245. Купец купил 37 пудов сахару по 6 руб, да за провоз заплатил 18 руб., 1  пуд у него украли, а весь остальной сахар он продал по 7 руб. за пуд. Сколько барыша?  (4 руб. 90 коп.)
№ 284 Лавочник купил 5 пудов сахару за 32 рб. и продавал фунт по 20 коп. Сколько получил он прибыли на рубль?   (25 коп.)
№ 390.  Кабатчик купил сороковую бочку вина за 160 руб. Вино он разлил в 3-вёдерные бочонки, приливая к каждому по полведру воды. Бочонок он продавал по 15 руб. Сколько барыша?  (80 руб.)
№ 928. Виноторговец купил 3 сороковых бочки вина по  руб за ведро, рабавил его водою, перелил в 9-ведёрные бочонки и продавал по 5 руб за ведро. Получил он 120 руб барыша. Сколько воды он прилил к каждому бочонку?   (1,5 ведра)  (!)

Дата: Четверг, 01.09.2016, 16:47 | Сообщение #2

Lюдмила0207

Профиль пользователя Lюдмила0207
Новичок
Группа: Пользователи
Сообщений: 40
Статус: Отсутствует
Цитата prediger ()
умственный счет - устный, потому что... бумага дорога
У Рачинского считали в уме, потому что это полезно для мозгов, учит соображать, тренирует память, внимательность, сосредоточенность.
Можно бы было на дощечках писать и стирать.
Интересно провести в современной школе эксперимент с решением этих устных задач. Например, в 10 классе


NNXX
Дата: Среда, 07.09.2016, 08:57 | Сообщение #3

prediger

фотография отсутствует
Зачастивший
Группа: Проверенные
Сообщений: 77
Статус: Отсутствует
Цитата Lюдмила0207 ()
Можно бы было на дощечках писать и стирать.
А так и было в истории .В древнем Египте (и не только) писали на папирусе, в древнем Риме - на восковых дощечках, но с 13 века в Европе  основным писчим материалом становится бумага. На многом можно писать, но при чем здесь жизнь в России в 19 веке?
Дата: Среда, 07.09.2016, 23:29 | Сообщение #4

Lюдмила0207

Профиль пользователя Lюдмила0207
Новичок
Группа: Пользователи
Сообщений: 40
Статус: Отсутствует
Дело не в том, на чём писали. Принципиально то, что устный счёт необходим. Потому и есть такое занятие: "устный счёт". Как бы ни была дорога бумага, всегда можно найти выход, чтобы записать промежуточный результат для памяти.
Многое, что было хорошего в старой русской школе, утеряно. Результат - низкая грамотность выпускников 11-х классов. Я это вижу на практике. Вижу, как они пишут, что они знают, например, из естественных наук.

И, действительно, интересно было бы попросить школьников сосчитать в уме то, что  изображено на картине "Устный счёт" с Рачинским:
Чему равна сумма квадратов чисел от 10 до 14, разделённая на 365?

Добавлено (07.09.2016, 23:29)
---------------------------------------------
Кстати, это тоже имеет отношение к истории - что дети знали и могли тогда и что сейчас.


NNXX
Дата: Суббота, 17.09.2016, 22:36 | Сообщение #5

sab9090

фотография отсутствует
Зачастивший
Группа: Пользователи
Сообщений: 71
Статус: Отсутствует
Lюдмила0207
При всем уважении проблема не в каких-то супер технология старой русской школы, а не умение нового образования приспосабливаться под новые условия. Верните старую программу в новые школы и вы опять потерпите фиаско.
Цитата prediger ()
№ 376. Пришли ко мне за бумагою 3 учителя. У одного 41 ученик, у другого - 28, у третьего - 27. У меня всего стопа бумаги. Сколько листов я должен дать каждому? (205; 140; 135) (1 стопа= 480 листов=20 дестей, 1 лист = 2 страницы = 8 четвертушек)
Вот вам типичный пример как делать не надо. Проблема не в задаче, а в устаревших терминах и единицах измерения. Вы можете заставить школьника ее решить и он скорее всего это сделает. Параллельно забив себе голову словами (не побоюсь это сказать) паразитами которые бесполезны в современном обществе и возможно обзаведется из-за этого отвращение к предмету в целом. а теперь внимание. Интернет кишит такой же бесполезной, устаревшей, глупой информацией, НО при этом ее подают в развлекательной и веселящей манере для оказания наибольшего эффекта на конечного зрителя... И ее ЗАПОМИНАЮТ! Именно поэтому происходит информационная перегрузка современной молодежи. У них банально голова забита не той информацией которая вам нужна и при этом давая им подобные задачи как в приведенной мне цитате, вы ничуть не вырабатываете у них желание посвятить свободное время на их решение. Конечно я не обрисовал ситуацию в целом т.к. есть много нюансов и допущений.
Дата: Суббота, 01.10.2016, 18:36 | Сообщение #6

prediger

фотография отсутствует
Зачастивший
Группа: Проверенные
Сообщений: 77
Статус: Отсутствует
Цитата sab9090 ()
Вот вам типичный пример как делать не надо. Проблема не в задаче, а в устаревших терминах и единицах измерения.
30 сентября, т.е., вчера, ученикам 5 класса предложили придумать задачу, задав массу в пудах, фунтах и золотниках. А Вы говорите "не надо".
Дата: Суббота, 05.11.2016, 20:21 | Сообщение #7

sab9090

фотография отсутствует
Зачастивший
Группа: Пользователи
Сообщений: 71
Статус: Отсутствует
Цитата prediger ()
задачу, задав массу в пудах, фунтах и золотниках
И буду говорить. Показать им что данные единицы измерения есть им несомненно надо, но уродовать математические задачи данной чушью не стоит. Даже на США давят чтобы они наконец отказались от своих единиц измерения, но для них встанет в копеечку изменять надписи на знаках и т.д. (это только у нас дурят переименовывая милицию в полицию). Вы еще предложите в сочинениях вместо "варежки" писать "исподки". Безнадежно устаревшее и неиспользуемое понятие. А вообще предложения использовать фунт в математике это... Вы вообще в курсе, что в разных странах и разных ситуациях он имеет разное значение? Это как сухопутная и морская миля.
Дата: Воскресенье, 06.11.2016, 22:33 | Сообщение #8

prediger

фотография отсутствует
Зачастивший
Группа: Проверенные
Сообщений: 77
Статус: Отсутствует
- Где ты была сегодня, киска?
- У королевы у английской.
- Что ты видала при дворе?
- Видала мышку на ковре.

Добавлено (06.11.2016, 22:33)
---------------------------------------------
2. Помещики.
№ 80. Помещик купил 240 десятин земли по 25 руб. Но 40 десятин у него отняли. Остальные он продал по 30 руб. Сколько прибыли?   (никакой)
№ 239. У помещика были три работника, которым он жалованья не платил, но оставил после своей смерти пустошь в 300 десятин. Один работник прожил у него 23 года, другой - 25 лет, третий - 27 лет. Сколько десятин должен получить каждый?  (92; 100; 108) (1 га = 0,92 десятины, 1 десятина = 1,086 га)
№ 395. У помещика было 42 четверти льняного семени. Из них 19 он продал по 13 руб, а остальные - по 11.
На вырученные деньги он купил 40 четвертей пшеницы. Почем четверть?   (12 руб 50 коп.)   (1 четверть = 250 литров)
№ 472. Помещик продал 98 четвертей ржи по 8 руб. и 104 четверти овса по 4 руб. На эти деньги он прожил год.
Сколько он тратил в месяц?  (100 руб.) 
      7. Род занятий.
№ 94. Бабе заказано выткать несколько аршин холста. Если она будет работать 7 дней, она 8 аршин не доткёт; если же она будет работать 9 дней, то выткет 4 аршина лишних. Сколько аршин ей заказано, и сколько аршин ткёт она в день?  (50; 6)  (1 аршин = 71 см = 16 вершков)
№ 113.  Рассыльный при волости каждую неделю ходит в город за 65 верст. Сколько верст он проходит за год?   (6760)
№ 120.  Портной из 10 аршин 8 вершков сукна сшил несколько пар штанов. На каждую пару пошло 1аршин 5 вершков. Сколько пар?
№ 151.  Живописец за 2 часа 5 минут написал масляный портрет и получил за него 30 руб. Сколько он зарабатывал за минуту? (24 коп.)
№ 179. У медника было 4 куска меди каждый в 3 фунта 24 золотника. Он из этой меди сделал кастрюли в 2 фунта 16 золотников. Сколько? (6)
№ 230.  Моя жена вяжет по 7 пар чулок в месяц, а дочь - по 3 пары в неделю. Сколько заработают они в год,
если на каждой паре они выручают 25 коп.?  ( 60 руб.)
№ 283.  Писец, работая по 7 часов в день, переписал за 4 дня 140 страниц. Сколько страниц перепишет он за 6 дней,
работая в день по 8 часов?  (240)
№ 421.  Сапожник  за 5 дней может сшить 3 сапога. Сколько пар сапог сошьет он за год, если в году 280 рабочих дней?    (84)
№ 610. 7 баб работали 5 дней по 8 часов и выткали 140 аршин холста. Сколько выткут 6 баб за 7 дней,  работая по 9 часов в день?   (189 аршин)
№ 814. В ткацкой школе 40 девочек. Из них 16 старших выткали по 37 аршин холста, остальные по 17. Из сего холста им сделали сарафаны (кругом по 6 аршин 4 вершка). Сколько каждой досталось сарафанов?  (4)
№ 855. Пряничник в год употребил на пряники 78 пудов 5 фунтов муки. На пряник идет лот муки. Сколько испек он пряников?  (100 000)
    
8. Нравы, обычаи, быт.
№ 64.  В нашем обществе трезвости 980 членов. Если считать, что каждый из них тем, что не пьет, сберегает по 25 руб в год,
сколько в год сберегают они вместе? (24500 руб.)
№ 97. Отец хотел бы оставить каждому из своих сыновей по 25 десятин, но у него 5 десятин не хватает. Поэтому он отдает каждому по 20 десятин и столько же оставляет жене. Сколько у него сыновей и сколько десятин земли?   (5 сыновей; 120 десятин)
№ 99. Я принес в школу 220 орехов и раздал по 4 ореха каждому мальчику, по 3 - каждой девочке.  В школе вдвое больше мальчиков, чем девочек. Сколько тех и других?  (40; 20)
№ 169. В неугасимой лампаде за сутки сгорает 4 лота масла. Сколько за год?   (1 пуд 5 фунтов 20 лотов)
№ 272. В школе равное число мальчиков и девочек. Всякому мальчику дали по 4 ореха, всякой девочке по 3 - всего 168 орехов. Сколько детей учится в школе?    (48)
№ 299. В школе равное число девочек и мальчиков. Я принес 234 ореха, и каждому мальчику досталось по 5, каждой девочке по 4 ореха. Но девочки обиделись, и в другой раз  я принес столько орехов, что всем досталось по 6. Сколько орехов я принес?  (312)
№ 312.  Я каждое воскресенье раздаю нищим по 77 коп. Сколько раздаю в год?   (40 руб. 4 коп.)
№ 418. Пуд  свечей стоит 8 руб. В фунте 4 свечи. Сколько будет стоить освещение дома в феврале, если каждый вечер сгорают 6 свечей?   (8 руб. 60 коп.)
№ 639. Мать для приданного своей дочери с самого её рождения откладывала ежегодно столько аршин холста, сколько ей лет. Когда дочери минуло 20 лет, из этого холста сшили рубашки, и на каждую пошло 7 аршин. Сколько рубашек?  (30)
№ 744. От школы до церкви 20 сажень, и положено 12 досок, чтобы проходить по грязи. Есть доски в 7 и в 4 аршин длины.
Сколько тех и других?   (4 по 7 арш., 8 по 4 арш.)
№ 846. В течение февраля горели у меня 5 ламп по 6 часов в день. Функт керосину выгорает за 14 часов. На сколько выгорело у меня керосину, если пуд его стоит 2 руб.?      (на 3 руб.)
№ 905. Некто в каждый будний день раздаёт нищим по 16 коп., а в каждое воскресенье 96 коп. Сколько денег раздает он нищим в год?   (100 руб.)

       9. Транспорт и производственная  техника.
№ 95. Между двумя городами 600 вёрст. Двое вышли из них навстречу друг другу и встретились через 15 дней в 240 верстах от одного из городов. Сколько вёрст в день проходил каждый? (16; 24)     (1 верста = 1,064 км)
№ 129.  Машина на фабрике каждую минуту делает 50 стальных перьев. Сколько гроссов в сутки? (500) (1 гросс=12 дюжин=144 штуки)
№ 374.  Крестьянин каждую неделю ходил в город за почтой. До городда 65 верст. Сколько верст прошел он за год? (6760)
№ 438.  Паровая машина сжигает каждую минуту по фунту каменного угля. Сколько сожжет она в неделю?  (252 пуда)
№ 439.  Машина изготавливает по листу бумаги за минуту. Сколько стоп она изготовит за неделю?   (21)   (1 стопа = 480 листов)
№ 478.  Пароход проходит версту за 2 минуты 30 секунд. Сколько пройдет он за час?   (24 версты)   
№ 479.  Паровоз проезжает версту за 2 минуты 24 секунды. Сколько пройдет он за час?  (25 верст)
№ 485.  Работники круглые сутки качали воду из колодца. Каждый работник качал 45 минут. Сколько сменилось работников?   (32)

 10. Армия.
№ 377.  На карауле сменяют часового через 7 часов. Сколько караульных сменилось за неделю?   (24)
№ 597.  В казарме стоят 80 солдат и каждому выдается в день по 2 фунта 16 лотов хлеба. Сколько пудов хлеба выходит на них в год?   (1825)       (1 фунт = 32 лота = 400 грамм)
№ 620. Началась война. Из Петербурга через каждые 18 минут отправляется поезд из 25 вагонов, и в каждом вагоне сидят по 50 солат. Сколько солдат выедут из Петербурга в течение суток?   (100 000)

Но каков аромат эпохи! Не ткачиха - баба, лавочники,  девочкам - меньше, пешком 600 вёрст (почему пешком?),
освещение лампадой с маслом, работа на помещика - более 20 лет без платы и многое другое, о чем ученики вряд ли узнают на уроках единого курса истории. А товары - седла, сани, кареты, сукно, холст, десятины земли, масло для освещения!   И никакого бензина и автомобилей!

Форум учителей » Форумы для учителей предметников » Форум учителей истории » Жизнь в России в 19 веке (по учебнику математики). (точнее, отражение жизни в учебнике)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Если Вы хотите оставить сообщение на форуме, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены