[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Модератор форума: Ishina, Сергеев_ЕВ  
Форум учителей » Форумы для учителей предметников » Форум школьных психологов » Психологическое насилие в школе
Психологическое насилие в школе
Дата: Среда, 14.10.2015, 16:45 | Сообщение #1

prediger

фотография отсутствует
Зачастивший
Группа: Проверенные
Сообщений: 77
Статус: Отсутствует






Психологическое насилие в школах не редкость, - свидетельствует письмо Министерства образования Российской Федерации от 26 января 2000 г. N 22-06-86, в котором, в частности, говорится: "Проверки по многочисленным обращениям граждан в связи с конфликтными ситуациями
в том или ином образовательном учреждении часто свидетельствуют о нарушении
профессиональной этики и такта, грубых педагогических ошибках руководства школы
и педагогов, вызывающие протест обучающихся и их родителей."
На учительском портале об этом свидетельствуют сообщения в разделе "Внеурочная деятельность. Учитель. Родитель, Ученик".

Доказать психологическое насилие учителя в отношении школьника очень трудно: нужно собрать доказательства, для чего требуется много времени. Дети и их родители не выдерживают. Поэтому учителя, применяющие методы психологического насилия в отношении учеников, остаются безнаказанными.

Психологическому насилие определяется не только особенностями личности учителя, но также стимулируется некоторыми учебниками.
Вот так при полном отсутствии текста (стр.29) в букваре программы "Гармония" начинают первоклассников обучать чтению, вот так (стр. 39) в букваре раскрывается тема "Звуки гласные и согласные". На рисунке показан ответ моего внука на один из вопросов контрольной работы по русскому языку. Младших школьников вынуждают запоминать систему обозначений, принятых в теоретической фонетике.

Провожая внука в школу, я поневоле становлюсь свидетелм очень тяжелых сцен.
Вот мама с дочкой(по-видимому, второй класс) по дороге в школу. Девочка к слезах.
- Мама: Ты сделай, как поняла.
- Д.: Она не разрешает. Надо сделать, как в учебнике.
- М.: Так сделайкак в учебнике.
- Дочь: Я не понимаю.
- М.: Спроси у учительницы.
- Д.: Я её боюсь. Она ругается.
Могут ли психологи предложить практические методы аннигиляции насилия учителей в отношении учащихся?

Добавлено (14.10.2015, 16:45)
---------------------------------------------
Приношу извинения: не сумел правильно присоединить рисунки.
Прикрепления: 5724041.jpg (50.0 Kb) · 3451038.jpg (48.8 Kb) · 9390831.jpg (43.9 Kb)
Дата: Среда, 14.10.2015, 18:11 | Сообщение #2

Сергеев_ЕВ

Профиль пользователя Сергеев_ЕВ
Модератор форума
Группа: Модераторы
Сообщений: 3177
Статус: Отсутствует
Цитата prediger ()
Вот так при полном отсутствии текста (стр.29) в букваре программы "Гармония" начинают первоклассников обучать чтению
Я, конечно, не учитель начальных классов, но уверен, что в учебнике приведены лишь опорные сигналы для проведения уроков, а текста нет, потому, как к этому моменту детЯм, как бы, не положено ещё уметь читать. Таково видение данного урока автором данного учебника...

Цитата prediger ()
вот так (стр. 39) в букваре раскрывается тема "Звуки гласные и согласные"
Вот тут и я не особо просёк мысль автора учебника. Приведён ряд объектов с весьма НЕочевидной взаимной связью. Во всяком случае она в глаза не бросается. Да, просто одного учебника (без методического сопровождения для учителя) для работы с классом явно будет недостаточно. Это Вам не наши советские буквари, где любому ребёнку 5-6 лет от роду было интуитивно понятно практически всё, даже без помощи учителя




Окажу помощь в создании и администрировании учительских сайтов в системе uCoz
Дата: Среда, 14.10.2015, 18:26 | Сообщение #3

prediger

фотография отсутствует
Зачастивший
Группа: Проверенные
Сообщений: 77
Статус: Отсутствует
Цитата Сергеев_ЕВ ()
Да, просто одного учебника (без методического сопровождения для учителя) для работы с классом явно будет недостаточно.

Так ведь это и есть проявление насилия: ребенок ввергается в стресс. Учебник обычно пишется для учащихся. Если ученик не может самостоятельно пользоваться учебником, то это не школьный учебник.
Дата: Среда, 14.10.2015, 20:31 | Сообщение #4

Сергеев_ЕВ

Профиль пользователя Сергеев_ЕВ
Модератор форума
Группа: Модераторы
Сообщений: 3177
Статус: Отсутствует
Цитата prediger ()
Так ведь это и есть проявление насилия: ребенок ввергается в стресс
Честно говоря, за ушки притянуто... Да, согласен, учебник - так себе, но по поводу "психологического насилия" - перегиб, по-моему...




Окажу помощь в создании и администрировании учительских сайтов в системе uCoz
Дата: Понедельник, 16.11.2015, 20:30 | Сообщение #5

prediger

фотография отсутствует
Зачастивший
Группа: Проверенные
Сообщений: 77
Статус: Отсутствует
Цитата Сергеев_ЕВ ()
Да, согласен, учебник - так себе, но по поводу "психологического насилия" - перегиб, по-моему
Склонность к психологическому насилию со стороны учителя стимулируется учебниками, если учитель следует учебнику пунктуально, жестко, непоколебимо.

Например, в учебнике для второго класса (Соловейчик М.С. Русский язык: к тайнам нашего языка. Ч. 1) на странице 157 даются методические указания для взрослых. Среди прочего читаем: "точно знаешь букву - сразу пиши, не знаешь - оставь окошко".
Пояснение. "Опасные места"(они же орфограммы; эти термины широко используется в пособиях программы "Гармония",) - это те места в словах, где можно сделать ошибку; например, написать "сталы" вместо "столы". Писать с окошками - это, например, "ст...лы",, т. е. оставлять пробел там, где опасаешься сделать ошибку.

"Очень старательный" учитель заставляет всех в любом случае оставлять "окошко".

С первого класса я наставлял внука не отмечать "опасные места" в работах по русскому языку и не оставлять "окошек". Не ошибешься - не научишься. Учительница осведомлена об этой позиции. И все-таки тетради внука по русскому языку испещрены замечаниями:
" подчеркивай все опасные места в словах",, "отмечаем все опасные места", "письмо должно быть с окошками",
"надо  выделять "опасные места"  в предложениях",  "соблюдаем письмо с окошками", "выделяем "опасные места"",
"отмечай рфограммы", "подчеркиваем орфограммы", "отмечаем орфограммы", "орфограммы отмечаем", "отмечаем все орфограммы", "выделяем орфограммы", "отмечай орфограммы" .

И это при том, что он грамотно пишет: в тетради для контрольных работ по русскому языку вы найдете 11 диктантов и изложение, но не найдете ни одной орфографической ошибки (речь идет о диктантах в третьем классе). Оценка снижается за то, что не оставил "окошки".

Он не понимает, почему он должен отыскивать места, где ошибки могут сделать другие. "Окошек" он не оставляет, заполняет их грамотно, за что и получает замечания (естественно, неодобрительные, что, безусловно, противоестественно). Но в диктанте от 20 апреля 2015 года "окошки" он оставил. В его тетради написано "Но мож(е/и)т случиться...",, "ты узна(е/и)шь...",, и т.п. (в тетради на месте скобок оставлено "окошко",, а содержимое скобок поставлено выше "окошка",) За орфографическую грамотность стоит оценка 5.
А за грамотность ли? Откуда уверенность, что ученик не напишет "ты узнаишь..."? Так за что 5? Кому 5? Себе? За успех в подавлении воли ученика?

Добавлено (16.11.2015, 20:30)
---------------------------------------------
Вот еще один пример психологического насилия над учеником.

Родители учеников вынуждены покупать привязанные к бесплатным учебникам методические творения  cомнительного качества, в том числе, стандартный читательский дневник, который учительница требует предъявлять после летних каникул. В стандартном читательском дневнике для окончивших первый класс, предлагается, например, исправить ошибки в следующих строках:
Попрыгунья Стрекоза лето красное проспала,
Ворона гавкнула во все воронье горло,
За что же, не боясь греха, // Лягушка хвалит Петуха?
Эта пошлятина и безвкусица не имеет никакого отношения к литературе. Этот дневник неприемлем для тех, кто приобрел вкус к чтению, и отвращает от чтения тех, кто читать не любит. Спасать детей надо от такого дневника!

В начале сентября ученик представил учительнице список книг, прочитанных им в первом классе. Учительница список не приняла и потребовала представить стандартный дневник. Ученик ответил, что мама стандартный дневник изъяла. Учительница многократно требовала представить стандартный дневник, объясняла ученику, что мама не имеет права дневник забирать. Учительница грозила поставить оценку 2 по литературному чтению, если дневник не будет представлен. Ученик приходил из школы какой-то подавленный, испуганный. В ноябре в школьном дневнике его мама написала:

1. Мой сын представил перечень книг, прочитанных им в первом классе. Список был возвращен и было сказано, что список не является доказательством того, что книги были прочитаны. Список был представлен для информации.
2) Надеюсь, что ребенку не будут объяснять, какими правами обладает или не обладает его мама.

Остается отметить, что список включает 44 книги, в том числе, 4 книги Н.Носова - "Витя малеев в школе и дома", "Фантазеры", "Приключения Незнайки и его друзей","Незнайка на луне", "Сын полка" В. Катаева, книги М. Зощенко для детей,  "Девчонкам и мальчишкам" Д.Драгунского, сказки Д. Мамина-Сибиряка,  А. Пушкина, К. Чуковского,
"Остров сокровищ" Р. Стивенсона,"Мэри Поппинс" П. Трэверс, "Золотой ключик или приключения Буратино" А. Толстого, "Принц и нищий" Марка Твена, книги Д. Хармса, Э. Успенского, А.Усачева и другие.

Этот список передо мной. Для каждой книги указаны издательство и объем. Объем прочитанного - 6011 страниц. Достаточно побеседовать с учеником, чтобы убедиться в том, что книги прочитаны.

Кто-нибудь может понять мотивы, по которым список прочитанных книг не удовлетворил учительницу .


Сообщение отредактировал prediger - Понедельник, 16.11.2015, 20:37
Дата: Вторник, 17.11.2015, 08:40 | Сообщение #6

iyugov

фотография отсутствует
Владыка слова
Группа: Друзья
Сообщений: 1433
Статус: Отсутствует
Цитата prediger ()
Кто-нибудь может понять мотивы, по которым список прочитанных книг не удовлетворил учительницу .

Например, своеобразные требования администрации школы к учебному процессу.

Потенциально конфликтные вопросы решаются лично. Дневник не предназначен для записи в нём аргументов и надежд.
Дата: Пятница, 20.11.2015, 18:56 | Сообщение #7

prediger

фотография отсутствует
Зачастивший
Группа: Проверенные
Сообщений: 77
Статус: Отсутствует
Цитата iyugov ()
Например, своеобразные требования администрации школы к учебному процессу.

Истина конкретна.
Автор стандартного дневника называет его (дневник) тетрадью и отмечает, что тетрадь "поможет взрослым приобщить детей к миру художественной литературы". Другими словами, тетрадь написана для взрослых, которым советуют то ли самим читать малым детям, то ли поощрять малых детей к чтению .  Для чтения рекомендуются  сказки "Лиса и тетерев", "Лиса и журавль", "Петушок и бобовое зернышко", три сказки зарбежных авторов "Кот в сапогах", "Дюймовочка". "Мафин печет пироги", сказка "О рыбаке и рыбке" Пушкина, сказки Корнея Чуковского, короткие рассказики русских авторов. Например, "Как муравьишка домой спешил" Виталия Бианки. две книги Эдуарда Успенского, одна книга Николая Носова, книга Григория Остера "Вредные советы". С этими произведениями (или со многими из них) первоклассники (по крайней мере, в школе, в которой учится "злодей") ознакомились в возрасте 4 - 6 лет.  Тетрадь насчитывает 81 страницу, из которых список литературы занимает 2 страницы. Остальные 79 - это контрольные вопросы. О качестве этих вопросов можно судить по приведенным выше образцам.

Тетрадь не является учебным пособием для школьников. Нет никаких оснований навязывать ее всем без исключения первоклассникам. 

" Своеобразные требования" вынуждают учительницу отклонить список прочитанных книг, поскольку этот список "не является доказательством того, что книги действительно прочитаны"? И такое "требование" не представляет собой узаконенное школой (конкретно, её директором) психологическое насилие над сотней первоклассников?  Мне трудно представить, что директор какой-либо школы выдвинет подобные "своеобразные требования к учебному процессу".

Цитата: "Потенциально конфликтные вопросы...."

Почему же "потенциально"? По моему мнению, налицо конфликт между здравым смыслом, профессиональными требованиями к учителю  и действиями учительницы.

Цитата: "Дневник не предназначен для записи в нём аргументов и надежд."  
"
Право учителя писать в дневнике считается неоспоримым. Полагаю, что точно такое же право имеют родители. Более того, родителям следует активно пользоваться этим правом. Если, например, ученик говорит родителям, что он боится задать вопрос учителю, родителю следует сделать запись в дневнике, которой сообщить учителю о страхах ребенка. Если ребенок почувствовал себя униженным действиями, высказываниями, намеками учителя, следует сделать соответствющую запись в дневнике.  Детей надо защищать от насилия в школе, в том числе от весьма опасного воздействия психологического насилия на личность ребенка. Имеется достаточно много работ психологов о влиянии такого рода насилия в школе.

По моему мнению, фраза "Надеюсь, что ребенку не ...." - это не "надежда", а требование, выраженное в форме, свойственной интеллигентному человеку.
Дата: Пятница, 20.11.2015, 20:36 | Сообщение #8

iyugov

фотография отсутствует
Владыка слова
Группа: Друзья
Сообщений: 1433
Статус: Отсутствует
prediger, при очном общении проблема решится значительно быстрее. Дневник тут вообще не при делах. Я бы не стал налаживать переписку, а поговорил с учителем - лично или по телефону. Может, учитель - вовсе не автор таких требований (почему учитель мог их выдвинуть, а завуч или директор - нет?). А может, это вообще не требования, просто кто-то что-то неправильно понял. Надо узнать мнения всех сторон, а не так, что ученика ежедневно слушаем, а учителя иногда читаем в дневнике. Даже если учитель сильно неправ, лично всегда проще прийти к консенсусу - не с ним, так с администрацией.

Считаю, что в дневниках и журналах должна быть отражена информация только о событиях, для записи которых они непосредственно предусмотрены. Право писать там что-то ещё не признаю. Другим учителям и завучам, имеющим доступ к дневнику, знать обо всех этих страхах необязательно. А если учебный процесс предусматривает использование какого-то инструмента (читательского дневника, тетради, линейки, пластилина), то учитель вправе требовать его наличия и правильного состояния, даже если не пособие. Но уверен, что на формальных позициях здесь стоять не надо, а стоит пойти на некие переговоры. Как-то в начальной школе я прочитал 250 страниц в день и написал об этом в читательском дневнике; учительница засомневалась, но мне это не помешало никак.

Странное это понятие - "психологическое насилие". Как его квалифицировать? Оно существует только в сознании отдельного человека и очень субъективно - один ученик испугается, десяток других - нет. Тут специалисты нужны, чтобы утверждать о насилии. Иначе любое требование можно к нему приравнять.


Сообщение отредактировал iyugov - Пятница, 20.11.2015, 22:27
Дата: Суббота, 21.11.2015, 03:03 | Сообщение #9

yatzenkogalia

Профиль пользователя yatzenkogalia
Бывалый
Группа: Друзья
Сообщений: 454
Статус: Отсутствует
Цитата iyugov ()
Странное это понятие - "психологическое насилие". Как его квалифицировать? Оно существует только в сознании отдельного человека и очень субъективно - один ученик испугается, десяток других - нет. Тут специалисты нужны, чтобы утверждать о насилии. Иначе любое требование можно к нему приравнять
Вы вдумчиво прочитайте эти строки! Действительно,  "психологическое насилие" как  вывод, может установить ТОЛЬКО специалист, а, следовательно, решать проблему могут только специалисты. Психология до такой степени тонкое дело, что  непрофессионализм и демагогия - это смертный приговор!  Подход к проблеме может быть только персональный.
Журнал (классный) - это документ строгой отчетности, если хотите. Дневник ученика - это личная собственность его же. Использовать их как записные книжки нельзя.
Все проблемы РАЗУМНО и бескровно ( что очень важно) лучше решать сидя друг перед другом, желательно без посредников.


Учитель - это большая ответственность.
Дата: Воскресенье, 22.11.2015, 13:33 | Сообщение #10

Оформитель

Профиль пользователя Оформитель
Бывалый
Группа: Друзья
Сообщений: 306
Статус: Отсутствует
Цитата prediger ()
Психологическое насилие в школах не редкость,
Учеба- это вообще насилие, проще всего ничего не делать: гулять, есть и спать...
Выполнять требования учителей, ученикам переступать через свою лень, родителям не лезть туда, в чем они не разбираются...

Ленивое чадо, с самоуверенными родителями...даже академик ничему не научит...


Оформитель
Форум учителей » Форумы для учителей предметников » Форум школьных психологов » Психологическое насилие в школе
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:
Если Вы хотите оставить сообщение на форуме, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены