Портфолио учителя
Фамилия, имя, отчество: Гуреева Александра Александровна
Образование: Высшее образование
Борисоглебский государственный педагогический институт
Место работы: МКОУ "Эртильская СОШ с УИОП" г. Эртиль, Воронежская область
Должность: Учитель начальных классов
Квалификационная категория Высшая квалификационная категория
Педагогический стаж 37 лет
Мои достижения
Участие в областном эксперименте по внедрению ФГОС второго поколения
Участие в областном профессиональном конкурсе "Я иду на ИКТ-урок в начальной школе"
Участие в областной научно-практической конференции "Современное начальное образование:Перспективы развития в свете модернизации системы образования"
Печатание работы в областном институте повышения квалификации
Участие в областном семинаре "Современные проблемы преподавания математики"
Самообразование

Коммуникативный подход к развитию речи младших школьников.

А. А. Гуреева
МКОУ «Эртильская СОШ с УИОП», г. Эртиль
КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Каждый, кто знаком с проблемами изучения русского языка в начальных классах, знает, какое большое значение придает школа развитию речи учащихся. Новый образовательный стандарт предусматривает развитие коммуникативных УУД. А это и умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, и умение высказывать свою точку зрения на события и поступки, и умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом жизненных ситуаций, и умение выполнять различные роли в группе, и умение сотрудничать в паре. Учителям хорошо известно, что многие дети испытывают существенные затруднения при выражении своих мыслей и чувств в связной форме. Письменные и устные высказывания младших школьников нередко отличаются бедностью мысли и языка, имеют композиционные недостатки, изобилуют многочисленными речевыми ошибками и погрешностями. Богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей и в природе, и в жизни вообще. Однако есть несколько условий, без которых речевая деятельность невозможна, а следовательно невозможно и успешное развитие речи учащихся.
Первое условие – потребность детей высказываться, второе – о чём нужно сказать, т. е. наличие содержания; третье – создание хорошей речевой среды.
Язык усваивается ребёнком в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого, конечно, недостаточно.
Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в работе по всем предметам, в частности, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
В настоящее время уже ни у кого не возникает сомнения в том, что молодое поколение должно быть готово к творческой деятельности, обладать поисковым мышлением, иметь высокий уровень интеллектуального развития.
В методической литературе всё чаще появляются статьи учителей, рассказывающие об опыте проведения различных видов работы по развитию речи учащихся. И это понятно: однообразие видов работы создаёт скуку на уроках., не оставляет живого следа в сознании детей, не прививает им любви к родному языку. Чтобы избежать этого, учитель должен шире использовать различные виды творческих работ. Проведение их на различных уроках является эффективнейшим приёмом закрепления знаний учащихся, развитию коммуникабельности каждого ребенка..
В связи с этим мною была определено исследование по этой проблеме. Цель исследования – провести наблюдения по развитию познавательной мотивации школьников через коммуникативный подход к развитию речи детей. В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи: на основе изучения литературы, найти и обосновать подходы к исследованию; разработать систему развития речевых умений, обеспечивающих развитие познавательной мотивации учащихся.; в соответствии с разработанной системой проверить и изучить познавательную активность своего класса. Детям было предложено написать сочинение на тему: «За что я люблю свою школу». Цель такого вида деятельности – выявить положительные и отрицательные факторы пребывания детей в учебном заведении, и на основе полученных результатов строить свою дальнейшую работу. Результат был неожиданным: многие дети написали, что в школе им нравятся уроки русского языка и математики, потому что на них они учатся делать открытия, а это очень интересно – собственное открытие! Другим нравится то, что в школе есть клуб «Почемучки» (внеурочная деятельность), потому что там они решают задачу не в одиночку, а в группах; есть возможность добыть материал в энциклопедиях, словарях, справочниках, сети Интернет, друг у друга. Третьи выделили интересные занятия в спортивных, художественных кружках, секциях. Но некоторые затруднялись ответить на этот вопрос, т. к. в силу особых причин испытывали некоторый дискомфорт в школе (некоммуникабельные дети, неблагополучные семьи). Это исследование было взято за основу проведения уроков и внеурочной деятельности таким образом, чтобы всем было интересно, т. е. исходя из пожеланий детей. На основе этого было принято решение – раз детям нравится делать открытия на уроках – применять этот вид деятельности на каждом уроке при знакомстве с новым материалом. Если детям нравится работать в группах – сделать это возможным как можно чаще. Вовлечь некоммуникабельных детей в интересные для них виды деятельности. Соответственно, чтобы сделать открытие, надо напрячь свою мыслительную деятельность и составить нужное сообщение, применяя УУД – развитие коммуникативной деятельности. Надо продумать свою мысль, чтобы ее поняли другие. Происходит продуманное составление своего сообщения. Идет активная работа по развитию мыслительной деятельности, развития речи, внимания и памяти. Таким образом возникнет положительная мотивация к обучению, и будет положительная коммуникативная деятельность исключительно каждого ребенка.
Наиболее оптимальными были определены такие модели уроков по развитию речи и коммуникабельности, как творческое списывание, творческий диктант; творческое изложение; творческое сочинение; урок с опорой на презентацию, словари, справочники, энциклопедии, хрестоматии; творческие проектные и исследовательские уроки и аналогичные виды работ во внеурочной деятельности.
Все эти виды работ проводятся в определённой системе, начиная с таких, которые требуют от учащихся меньшей самостоятельности. Первой ступенькой в этой работе является творческое списывание.
Творческое списывание прежде всего должно быть сознательным. Сознательным же оно может быть только в том случае, если учащиеся понимают содержание текста, умеют пересказать его, объяснить правописание слов с уже изученными орфограммами.
Творческое списывание обычно усложняется заданиями, связанными с развитием речи. Прежде чем проводить списывание, хорошо отрабатывается правописание орфограмм, над которыми учащиеся будут работать. Задание должно быть чётко сформулировано и разъяснено учащимся.
Творческое списывание, как и творческий диктант, изложение, может быть обучающим и контрольным. Обучающее творческое списывание проводится на уроках закрепления орфографического правила. Работа проводится так: учащимся предлагается текст с пропущенными словами, написание которых надо проверить. В ходе работы над текстом дети подбирают пропущенные слова, проводят орфографический разбор, затем текст списывают в тетради. Можно предварительно не работать над текстом, а предложить учащимся выполнить эту работу самостоятельно. Проверка обучающего творческого списывания проводится в классе после выполнения работы.
Свободный диктант подготавливает учащихся к более сложному виду работы – изложению. Если в данном диктанте учащиеся запоминают 2 – 3 предложения и тут же их записывают, то при изложении текста ученик должен целиком запомнить его и изложить в логической последовательности.
Творческие изложения вырабатывают у учащихся умение самостоятельно излагать свои мысли, являются первыми ступеньками к сочинению.
Сочинение является наиболее трудным видом творческих работ. Творческие сочинения разнообразны по видам и характеру заданий: сочинение-рассуждение, сочинение-описание, сочинение-повествование.
Сочинение, как вид творческой работы, занимает в педагогической практике особое место. Сочинение – одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика, росту его социального отношения к жизни.
Школьное сочинение представляет собой результат продуктивной речевой деятельности и является, с одной стороны, предметом обучения, с другой – средством достижения конечной цели: формирования коммуникативно-речевых умений учащихся. Оно позволяет одновременно решать задачи обучения, развития и воспитания школьников.
В УМК «Перспективная начальная школа» есть учебники русского языка ч. 2, под редакцией Чураковой Н. А., хрестоматии по окружающему миру и литературному чтению, программы по внеурочной деятельности, в которых З достаточно много материала для развития речи учащихся. Начиная от простого и переходя к более сложным видам деятельности, дети обучаются составлять предложения, определять тему текста и его главную мысль, находить смысловые части текста, составлять тексты-миниатюры по определенным темам. Так же здесь имеются различного вида словари, которыми дети смогут воспользоваться при письменном оформлении своих мыслей.
Работа над сочинением начинается задолго до написания самого сочинения. В качестве тренировочного упражнения могу предложить детям задание: Придумайте для игры «Узнай по описанию» небольшие тексты по теме «Природа зимой». Работа выполняется в парах. Очень ярко и чётко проявляются индивидуальные особенности детей, работая по этой теме. Активны те дети, которые придумали тексты, но ещё более активны дети, которым трудно было выполнить это задание, но зато как легко и интересно отгадать, о чём же это придумал описания его сосед по парте? В следующий раз выполнение такого задания окажется по силам и ему. Дети с особым интересом выполняют такие задания. Здесь и загадка, и творчество, и дополнительный материал для написания сочинения, и исследование природных явлений, и самоутверждение – «А я тоже так смогу!». Такой вид деятельности хорош для раскрытия творческих способностей детей, для развития речи, а так же для развития ребёнка, как личности. Выполняя такие задания в парах, дети получают дополнительную информацию от соседа по парте; работая в группе - учатся формулировать свои мысли в совместной деятельности. Так же прекрасным тренировочным упражнением является задания на распространение простого предложения. Такие задания можно предлагать на каждом уроке. Работать можно как в группе, так и индивидуально. Например: распространить простые предложения, используя как можно больше слов.
1. Пришла зима. 2.Выпал снег. 3.Ударил мороз.
Дети, сами того не зная, раскрывают свои возможности, иногда с неожиданной стороны даже для них самих. Некоторым достаточно составить предложение вида «Пришла долгожданная зима», а другим - целое море фантазии, творчества раскрывает этот вид деятельности.
1. И вот пришла настоящая снежная, холодная зима, с метелями, вьюгами и обильными снегопадами, которая принесла много радости, игр и развлечений ребятишкам во дворе, а так же удивила маленького рыжего котёнка, никогда не видевшего этого чуда природы.
2. Выпал белый, пушистый, сверкающий на солнце, снег, который запорошил крыши домов, тропинки в сосновом лесу, укрыл тёплым одеялом вспаханные поля и задремавшие до весны сады.
3. Ночью ударил сильный трескучий мороз и сковал тихую речку ледяным прочным мостом, чтобы она, гордая красавица, спала до самой, такой ещё далёкой весны.
Дети с ограниченными творческими возможностями используют этот материал для написания сочинения, не испытывая при этом неуверенности в своих силах. При этом учителю предоставляется возможность использовать личные качества каждого обучаемого, его творческую направленность, его уникальность. Для других детей это отличный пример для подражания. В нашем классе издан сборник детских сочинений – эти предложения выбраны из него. Такие предложения дети составляют, работая в группах – так приходят неожиданно-удачные решения. Мне иногда достаточно чуть-чуть подредактировть творчество детей, и получаются интересные по содержанию и по качеству работы.
Внеурочная деятельность в начальной школе направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться добывать эти знания, действовать, принимать решения. Для достижения этой задачи в школе организованы различные кружки, клубы, секции внеурочной деятельности. Мною создана рабочая программа и тематическое планирование для клуба «Почемучки». Занятия проводятся во второй половине дня, два раза в неделю. Детям заранее предлагаю тему для исследования. Например «Почему кукушка не вьет гнезда?» Используя различные источники добывания информации, дети приносят к занятию подобранный материал. Класс разделен на три группы. Каждая группа обрабатывает материал, подготовленный ее участниками. Затем защищает свой проект. Темы подобраны с таким расчетом, что материал обязательно есть в хрестоматии. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность его найти. Команды, участники которых нашли материал и в других источниках получают дополнительный жетон. Компетентное жюри подводит итоги защиты проектов. Обязательным условием считается участие каждого участника группы в защите. Каждый ребенок должен преподнести какую-либо часть материала. Итог – получение жетонов в копилку своей команды. В конце года подсчитываются жетоны и выявляется команда-победительница. Дети очень серьезно относятся к подготовке к занятию. Это прекрасный вид деятельности для осуществления коммуникативного подхода к работе по развитию речи во внеурочной деятельности. За год тематика выступлений и сообщений была самой разнообразной: «Зачем Земле воздушное покрывало?», «Как деревья рассказывают о своем возрасте», «Почему грибы растут под деревьями?», «Что будет, если исчезнут насекомые?» и другие. Вовлеченные в работу, они творчески раскрываются, проявляют свою фантазию, выражают свои идеи доступным образом, учатся думать, анализировать, сравнивать. В конце года было опять проведено устное сочинение на тему «Моя школа», и уже все дети ответили – в школе интересно! Причинами изменения отношения к учебной деятельности стало успешное развитие коммуникативной деятельности учащихся. У детей появилось стремление узнать больше, детям стал интересен процесс познания и открытия нового. Дети заинтересовались содержанием таких серьезных предметов, как окружающий мир, русский язык, литературное чтение, математика. Благодаря этому повысилось качество обучения с 68% до 74% по итогам года.
Как показала практика, учащиеся увлеченно осваивают учебный материал, когда применяются коммуникативный подход. Это активизирует внимание учащихся, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию. Развиваются навыки исследовательской деятельности, творческие и коммуникативные способности, формируется умение работать с различного вида информацией.
Дети принимают участие в школьных викторинах, олимпиадах, конкурсах. Приняли участие в создании школьного сборника сочинений. Недавно на сайте www.minobr.org стартовала всероссийская олимпиада для учащихся начальной школы «Сказки». Восемь человек из класса приняли в ней участие. Результаты будут опубликованы в декабре, но надеемся, что среди участников будут и победители. Несколько учащихся разместили свои презентации на персональном сайте учителя. Там же будут размещены и другие детские работы – рисунки, сочинения, собственные стихи и другое.
Своими педагогическими наработками делюсь с коллегами по школе: Выступления на педсоветах по теме «Реализация ФГОС второго поколения через УМК «Перспективная начальная школа», «Дифференцированный подход в обучении младших школьников» и др. Чтение докладов с применением собственных презентаций на районных методобъединениях: «Применение ЦОР на уроках в начальной школе» и др. Выступление на традиционном августовском совещании на тему «Развитие познавательной мотивации младших школьников». Выступление на семинаре областной научно-практической конференции с сообщением на тему «Развитие речи учащихся на уроках русского языка в свете требований ФГОС». Результат этого выступления – наличие печатной работы в сборнике ВОИПКиПРО «Современное начальное образование: перспективы развития в свете модернизации системы образования». Участие в областном конкурсе «Я иду на ИКТ урок». Участие в областном семинаре для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов на тему «Современные проблемы преподавания математики». Так же в сети Интернет размещаю свои работы. В частности, на сайте «Учительский портал» имеются мои материалы, о чем свидетельствуют подтверждения о публикации. Адрес сайта www.uchportal.ru На сайте «Завуч. Инфо» размещена разработка урока по обучению грамоте. Сейчас работаю над созданием собственного сайта. Там так же будут размещены разработки уроков, статьи, презентации, рабочие программы, тесты, контрольные работы, детские работы и многое другое. Хочу, чтобы мой сайт был зарегистрирован на сайте «Учительский портал», который очень помог мне в моем развитии. Участвую в проекте «dnevnik.ru» Планирую там тоже размещать материалы в медиатеке.
В заключение хочу сказать, что коммуникативный подход к работе по развитию речи школьников может обеспечить высокие результаты: развитие мышления детей, формирование правильности, образности и выразительности их речи. Список литературы
1. Романовская З. И. Развитие речи и мышления в системе обучения академика Л. В. Занкова. «Начальная школа», 1994, №8, с. 55.
2. Король Л. Ф. Творческие работы на уроках русского языка. «Начальная школа», 1998, №4, с. 40-46.
3. НуруллинаН. Н. Как я учу детей писать сочинения. «Начальная школа», 1998, №3, с. 80.
4. Чуракова Н. А. Русский язык. Учебник.. 2 кл, ч 2., М,: Академкнига, 2011
Выдано свидетельство №012 - P - 0026
Гуреева Александра Александровна
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены