Портфолио учителя
Фамилия, имя, отчество: Медовщикова Татьяна Александровна
Образование: Высшее образование
Орловский государственный институт институт искусств и культуры
Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Детская школа искусств № 7" г. Курска
Должность: преподаватель
Квалификационная категория Первая квалификационная категория
Педагогический стаж 17 лет
Мои достижения

Почётная грамота Управления культуры города Курска 2016
Дипломы Губернатора Курской области за подготовку победителей Всероссийских и Международных конкурсов 2014, 2015 г.г.
Диплом победителя проекта "Губернаторская тысяча" "Управленцы XXI века" (2015 г.)
Диплом Лауреата III степени городского конкурса исполнительского мастерства преподавателей ДШИ и ДХШ г. Курска "Камертон" (2016г.)

Самообразование

Развитие навыка исполнения произведений a'cappella в классе сольного народного пения

«Развитие навыка исполнения произведений a'cappella в классе сольного народного пения как основополагающего принципа воспитания юного вокалиста».

Я, Медовщикова Татьяна Александровна, работаю преподавателем в МБОУ ДО ДШИ № 7 г. Курска с 2011 года, в настоящее время работаю заместителем директора по учебной работе, преподаю предметы «Сольное народное пение» (фольклорное отделение), «Слушание музыки и музыкальная грамота» (театральное отделение).
Серьезное внимание я уделяю повышению своего исполнительского мастерства, руковожу ансамблем народной песни преподавателей «Вечерка», в составе которого участвую в конкурсах и концертах различных уровней.
Круг моих профессиональных интересов находится в двух предметных областях: «вокальное исполнительство» и «теория музыки».
Главный девиз моей педагогической деятельности - «Дорогу осилит идущий». Это помогает мне повышать свой профессиональный уровень, получать новые знания и умения на курсах повышения квалификации, конференциях, семинарах, мастер-классах.
Большое место в моей жизни занимает самообразование. Изучение методической литературы, опыта коллег, освоение ИКТ, необходимых для применения в моей деятельности, способствуют повышению качества и эффективности образовательного процесса.
Мною разработана программа по учебному предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» дополнительной общеобразовательной предпрофессиональной образовательной программы в области театрального искусства «Искусство театра», срок освоения 8 лет. Для полноценного освоения материала программы создаются презентации к урокам, разрабатываются музыкально-дидактические игры, творческие задания, подбираются музыкальные произведения, с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Особое место в моей деятельности занимает вокальная работа с детьми.
Самым важным в этом направлении работы я считаю формирование устойчивого, чистого интонирования в процессе вокализации. Опыт показал, что наибольшие положительные результаты приносит разучивание и исполнение песен без инструментального сопровождения.
Именно поэтому тема моего самообразования сформулирована следующим образом: «Развитие навыка исполнения произведений a'cappella в классе сольного народного пения как основополагающего принципа воспитания юного вокалиста».
Истоки вокальной народной музыки, как сольной, так и ансамблевой, лежат именно в таком виде исполнения.
Благодаря индивидуальной форме учебных занятий, у преподавателя есть возможность создания персонифицированной траектории обучения ребенка, исходя из его творческих способностей.
В зависимости от них подбирается соответствующий репертуар, различный по диапазону, мелодической и интонационной конструкции, методы и приемы его освоения.
Овладение навыком пения a'cappella, как показала практика, позволяет успешно решить ряд задач:
- обучающийся с первых же дней учится осознанно слушать себя, не прячась за инструментальное сопровождение, что помогает лучше проявиться природному тембру голоса, он звучит более ровно, обретает новые краски, уменьшается сиплый призвук (если это не является функциональным дефектом). ;
- обостряется слуховой контроль над чистотой интонирования, дикцией и артикуляцией, процессом дыхания;
- активно формируется ладовое чувство (хорошо развитое ощущение функций отдельных ступеней лада, их ладового тяготения);
- при пении без сопровождения создаются объективные условия для формирования навыков художественного (выразительного) исполнения произведений.
Пение a'cappella является необходимым программным требованием к уровню подготовки обучающихся фольклорных отделений ДШИ средних и старших классов.
Однако, начинать эту работу следует много раньше, с первых же вокальных занятий, пока не сформировалась привычка опираться на инструментальное сопровождение с мелодической и гармонической поддержкой, идти за концертмейстером, а не ввести его за собой.
На начальном этапе работы рационально использовать народные песни с предельно простым интонационным и метроритмическим рисунком, ясным ладовым построением, содержащие привычные для слуха учащегося мелодические обороты, что позволит упростить задачи воспроизведения: интонационные и вокально-технические, т. е. создать вокальный «комфорт». Для обучающихся со слабо развитым вокальным аппаратом следует подбирать песни с очень ограниченным диапазоном и исполнять их в удобной для него тональности, чтобы тесситура песен была приближена к примарной зоне звучания голоса.
При формировании навыка пения без сопровождения полезно выбирать песни с плавным мелодическим рисунком, в основном с поступенным и терцовым движением, а также интервалами кварты и квинты, образованными из устойчивых ступеней.
Рекомендуются песни кантиленного напевного характера в умеренном, но не медленном темпе. На таких произведениях учащийся лучше себя контролирует, у него есть возможность проанализировать исполненное и быстрее добиться качественного звучания.
Помимо программных требований, предъявляемых к уровню подготовки обучающихся фольклорных ДШИ, исполнение произведений a'cappella - традиционное условие многих вокальных конкурсов. Поэтому овладение этим навыком является еще и залогом успешного конкурсного выступления обучающегося.
Работа по формированию и развитию навыка пения без сопровождения требует от преподавателя большой сосредоточенности и внимания, творческого подхода, постоянного поиска новых форм и методов работы.
В 2017-2018 г.г. по заявленной тематике мною были проведены следующие мероприятия:
- методический доклад «Формы и методы работы над исполнением произведений a'cappella на начальном этапе в классе сольного народного пения»;
- открытый урок «Формы и методы работы над исполнением произведений a'cappella в классе сольного народного пения на материале русской народной песни «Лен зеленой»;
- мастер-класс в рамках семинара-практикума преподавателей вокальных отделений ДШИ с использованием ИКТ и демонстрационного видеоматериала открытого урока;
- статья в сборнике методических материалов научно-практической конференции для преподавателей фольклорных отделений ДМШ, ДШИ (Белгород, 2017 г.)
Вниманию коллег были представлены апробированные формы и методы работы по заявленной теме, выводы, сделанные на основании достигнутых результатов из личной педагогической практики.
Результатом моей работы с обучающимися по развитию навыка пения a'cappella является коррекция и последующее устранение недостатков, заметный рост вокальных способностей обучающихся, положительная динамика развития музыкального слуха, скоординированность всего голосового аппарата. При этом значительно активнее и ярче происходит творческое становление юного певца.
На протяжении всех лет работы мои обучающиеся успешно принимают участие во многих творческих и конкурсных мероприятиях, становятся их призерами и победителями.

Вывод: Тема самообразования, помогает мне решать задачи по повышению интереса воспитанников к музыкальным занятиям; в воспитании творческой личности, становлении юных вокалистов, их ранней профессионализации.

Выдано свидетельство №018 - P - 0065
Медовщикова Татьяна Александровна
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены