РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Лишние люди в образовании

Источник: Независимая газета

РОНО

«Я не понимаю, зачем нужны РОНО (районные отделы управления образованием. – «НГ»)? Раньше они занимались полезным делом – подбором кадров для школ. А сегодня в чем их функция? В том, чтобы перетасовывать бумажки отчетности?» – недоумевала член нового Общественного совета при Минобрнауке РФ, директор петербургской гимназии Майя Пильдес на первом заседании нового органа, положив тем самым на чашу весов судьбу еще одной группы «лишних людей» «оптимизирующейся» России.

Справедливости ради заметим, что тему дебюрократизации подняли сами представители министерства. Незадолго до мероприятия они опросили экспертов разных уровней и обобщили данные опросов с тем, чтобы окончательный вердикт дали члены Общественного совета при Минобрнауке РФ. Люди уважаемые, к тому же частично избранные, а не назначенные. И избранные открытым способом – интернет-голосованием.

Напомним, что самое большое количество голосов в Общественный совет набрал телеведущий, главный редактор журнала «В мире науки» Сергей Капица… Но, к прискорбию, Сергей Петрович умер 14 августа. Среди других членов совета к старожилам, главным редакторам СМИ Виктору Лошаку и Алексею Венедиктову, добавились учителя и директора школ Сергей Волков, Евгений Ямбург и уже упомянутая выше Майя Пильдес. В совет вошли также: журналист, писатель Дмитрий Быков, заместитель директора Института проблем передачи информации РАН Михаил Гельфанд, математик, лауреат Филдсовской премии Станислав Смирнов, доцент РГПУ имени Герцена Сергей Рукшин, председатель Сибирского отделения РАН Александр Асеев, академик РАН Владимир Фортов, академик РАН Георгий Гергиев, бизнесмен Анатолий Карачинский.

И вот два первых вопроса – «Дебюрократизация в сфере науки и образования» и «Сокращение вузов» – получают теперь оценку народных избранников. И любимцы посетителей Интернета оправдывают возложенную миссию: бьют в самую болезненную точку системы. «Нет, в самом деле, – говорит Майя Пильдес, – я не понимаю цели собирания сведений типа «сколько мальчиков и сколько девочек обучается в моей гимназии», если все данные, которые требуются, выставлены на нашем сайте. «Нет, вы пришлите!» Зачем? Чтобы люди изобразили видимость работы? Я не понимаю, зачем и кому нужны эти страшные и бессмысленные отчеты: «Сколько инвалидов будет учиться в вашей школе через пять лет? Скольким из них потребуется надомное обучение?»

«Мало этого, – говорит директор московского образовательного центра 109 Евгений Ямбург, – у нас ведь еще в каждом княжестве свои чудеса: есть регионы, где меньше чем на 200 страниц такие документы и не бывают». Но дело борьбы с бюрократизацией, по мнению Евгения Ямбурга, надо начинать даже не с этого, а с того, чтобы по результатам единого госэкзамена перестали наконец судить об успешности деятельности того или иного губернатора. Потому что такие же требования начинают предъявлять директорам школ, а те к учителям. Это в корне меняет картину отчетности по ЕГЭ. Начинаются приписки…

Кроме того, напоминает Ямбург, отчетности требуют не только органы образования, но и МЧС, и прокуратура, и др. Принять бы такой документ, размечтался директор, чтобы без санкции Минобрнауки РФ никто не заходил с такими требованиями на территорию школы.

Надо бы продумать вопрос и о дебюрократизации процедуры аттестации учителей, советует еще один представитель школьного образования в Общественном совете, учитель русского языка и литературы 57-й школы Москвы Сергей Волков. (Есть такая процедура, что каждый учитель должен через каждые пять лет подтверждать свою квалификацию: прослушать курсы и пройти переаттестацию.) И рассказывает историю, как на переаттестацию пришел известный и уважаемый человек, заслуженный учитель РФ Лев Соболев. Ему говорят в комиссии, что нужно, дескать, указать, какие курсы он проходил. «Деточка, – задумался педагог, – я сам эти курсы читаю». Ему в ответ: «Надо указать, какие прослушали!» «Но ведь, когда я их читаю, я их еще и слушаю», – резонно заметил ей Лев Соболев.

Конечно, чаще всего явления засилья бюрократизации – это проблема маразма отдельных людей. Но все равно с этим надо что-то делать! Разговорившимся членам Общественного совета оппонировал общественный министр – министр по связям с открытым правительством Михаил Абызов. «Все эти явления нам знакомы, – заметил он, – было много дискуссий на эту тему. Только пока не снят вопрос, а чем заменить эту объективную оценку школьных успехов, как не баллами по ЕГЭ». И предложил для начала узнать конечного потребителя школьной отчетности. Кому это надо и зачем? Отчетность – дело серьезное. Только важно понять, каким целям она служит.

Тут присутствующие на совещании и напомнили Михаилу Абызову, что отслеживающие инициативу бывшего президента РФ Дмитрия Медведева «Наша новая школа» тоже требуют от школ четыре ежемесячных отчета. Эти отчеты служат хорошему делу, успокоили присутствующих, они мониторят ситуацию на местах. В общем, с каждым отдельным случаем бюрократизации будут разбираться отдельно. Может, и РОНО, и методобъединениям, перекладывающим бумажки, еще удастся сохраниться в полном составе. Разбирайте вещи, господа! Тревога отменяется. Пока... 




Будем рады, если Вы поделитесь ссылкой на этот материал с друзьями!

Новости образования 08.09.2012 2673 115.0 / 1


Всего комментариев: 11
avatar
0
1

Да, замахнулась на "святое" Майя Пильдес... Сколько у нас в стране таких "лишних" людей, которые заняты бессмысленной деятельностью, но исправно получают зарплату? Кто считал? Нет такой статистики. Положа руку на сердце, давно назрела необходимость в таком разговоре (и не только в разговоре, но и в конкретных действиях). Только кому по плечу такая работа?
avatar
0
2

Школы давно "вопиют" об этом! 31.08 я сдавала отчет по подворовому обходу в ТРЕХ видах: от руки в тетради, в электронном варианте и устно объясняла завучу. Зачем? Если все данные есть в поликлиннике? А еще нужно было в отдельной таблице указать сколько детей планируют пойти в школу в 14, 15, 16 годах. Да они пока не планируют ничего! Они могут уехать, переехать и т.д. А аттестация учителей? Собери тонну бумаг, заверь каждую печатью, а так не поверят? Одной печатью на портфолио нельзя обойтись? Но в управлениях и департаментах надо же делать вид занятости! sad
avatar
0
3

Школы выполняют государственный заказ и относятся государственному аппарату.Существуют районные администрации с управлениями образования, как связующее звено с исполнителями госзаказа.Структурно понятно, другое дело- РУО не наделены полномочиями, не распределяют финансы, не заботятся о кадрах и т.д.Напрашивается вопрос- а кому они служат? При современной активности информационных технологий можно легко обойтись областными министерствами, создав при них координирующие отделы по административным территориям с небольшим количеством специалистов для сбора отчетности, а для инспекции и методической помощи использовать экспертов-практиков на конкурсной основе и с оплатой по договору.Демократично и экономно, а, коллеги?
avatar
0
4

Quote (Irusala26)
Сколько у нас в стране таких "лишних" людей, которые заняты бессмысленной деятельностью, но исправно получают зарплату? Кто считал? Нет такой статистики.
В конце 90-х годов Учительская газета выдала секрет: из каждых 100 человек, получавших тогда зарплату через Минобраз, только 28 работали непосредственно с детьми. Сейчас можно с уверенностью сказать, что больше их не стало.
Quote (Irusala26)
давно назрела необходимость в таком разговоре (и не только в разговоре, но и в конкретных действиях). Только кому по плечу такая работа?
Либо царю, либо народу. Но верхи себе не враги, зачем им эта головная боль? Для их PR достаточно модернизации системы на косметическом уровне. Низы же, как показывает жизнь, вполне еще могут потерпеть. И еще, вы уверены, что после увольнения "лишних", после отмены ЕГЭ и отмены 90% учительских отчетов в школах наступит царствие небесное?
avatar
0
5

Да, царствие небесное, пожалуй, нам ещё лет с 1000 не видать, разве на Том свете... И то не всем, вероятно. А то, что эти милые люди работают только для себя, мучая простых смертных, то бишь нас - это давно уже ни для кого не секрет. Надо же им изображать РАБОТУ...
avatar
0
6

Лариса Валентиновна, Вы приписываете СИСТЕМЕ личностные качества, такие например, как совесть, хитрость, жестокость. Система же в целом бездушна, она живет, а лучше сказать, функционирует, по несколько иным законам. Это механизм (биоценоз?), хоть и состоящий из людей. Как это ни странно, но в СИСТЕМЕ образования наибольшей свободой обладают учителя.
avatar
0
10

Да, наверное, Вы правы! Всемогущая СИСТЕМА... Но ведь она создана людьми, и они же и являются её "винтиками". Ну, а кто-то управляет.
avatar
0
7

Как это ни странно, но в СИСТЕМЕ образования наибольшей свободой обладают учителя.
Я Вам завидую, если Вы являетесь учителем и обладаете наибольшей свободой.
avatar
0
8

Если учитель сильный специалист (а лучше редкий), и не живет в селе с моношколой, то он вполне может себе позволить немного лишнего, т.е. в определенных рамках может вполне "посвободничать" без особого ущерба для зарплаты и репутации. Такой учитель вполне может обойтись без подобострастия и беспрекословной исполнительности. Если же подобным образом попробует себя вести со своим начальством чиновный "винтик" любого калибра, то ему точно будет и "триндец" и "космодром" в придачу.
avatar
0
9

Более сорока лет работаю в образовании. Сначала в народном, а теперь в демократическом. И время от времени поднимается шум против инспекторов РОНО... Не скажу, что сейчас я проводила мониторинг их деятельности. Но, являясь научным руководителем ряда школ, наблюдаю: у них нет, или почти нет пустых занятий. Более того. Наблюдая за работой чиновников Комитета образования Санкт-Петербурга, отмечаю, что это специалисты высокой квалификации, вдумчиво решающие вопросы практики. Их деятельность тесно связана с педагогическим ВУЗом. Конференции, которые проводятся под их руководством, как правило, зовут педагогическую общественность вперед. Поэтому мнение Пильдес считаю необоснованным. Легковесным. Учителям обязательно необходим такой момент как аттестация. Иначе замрут на том, что получили в ВУЗе. Лишними являются скорее директора школ, которые работают на разрушение, которые берутся судить по-демократически о работе тех специалистов, от которых они, порой зависят. Вот и мечтают себе создать условия полной свободы, или лучше сказать - беспредела.
avatar
0
11

И Вы, безусловно, в чём-то правы тоже. Так всё у нас в стране (и, повидимому, не только у нас) запутано, что трудно отделить зёрна от плевел. Но то, что образование на сегодняшний момент больно и серьёзно - это видно всем. А вот что с этим делать, надо решать, и поскорее! Ведь есть же серьёзные, думающие люди, которые в состоянии оценить степень поражения нашего несчастного образования. И как его "лечить", тоже, думаю можно решить.
avatar