РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Рассылка портала

Рассылка для учителей

Аналитическая справка «Результаты деятельности учителя по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта».

Аналитическая справка
«Результаты деятельности учителя по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта».

Кузнецова Н.В.,
учитель географии
высшей квалификационной категории
лицея №5 г. Оренбурга
В связи с происходящими изменениями в политической, экономической, социальной жизни общества, современное образование в России претерпевает кардинальные изменения. В своём Послании Федеральному собранию Президент Дмитрий Медведев отметил: «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности и подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире».
Исходя из этого, определилась главная цель воспитательной работы - подготовить жизнеспособную, т.е. компетентную, социально-интегрированную, мобильную личность, способную к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной деятельности.

На сегодняшнем этапе развития общества особо актуальным представляется построение образовательного процесса на основах гуманистической педагогики. Поэтому в основу работы по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта положена Программа «Организация гуманистического воспитательного пространства класса», главной целью которой является формирование конкурентоспособной, социально адаптированной к окружающему миру, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, гражданскими, духовно-нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению. Программа рассчитана на 4 года (с 8 по 11клас).

Сейчас идет III этап (10класс) ее реализации.
Достижение поставленной цели ведется через работу классного руководителя со всеми участниками образовательного процесса по следующим направлениям:
«Я и коллектив» - организация совместной деятельности обучающихся, формирование навыков и умений жить в коллективе, развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения
«Я – и социум» - формирование у обучающихся правовой культуры, проведение актов милосердия, формирование толерантного отношения к людям другой национальности, осуществление шефской помощи ветеранам войны.
«Я – гражданин России» - воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, организацию трудовой деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков, реализация краеведческого подхода к воспитанию.
«Я и моя семья»- воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям, отношениям, организация совместной деятельности педагогов и родителей.
«Я и природа» - формирование экологического сознания, единства человека и природы, ценностного отношения к природе.
«Я и моё здоровье» - формирование здорового образа жизни.
«Я и творчество» - художественно - эстетическое воспитание, развитие творческих способностей.
Успешность реализации обозначенных направлений во многом зависит от умело поставленного ученического самоуправления. В классе определена структура самоуправления. Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся.
Между собраниями работу организует и контролирует совет класса, возглавляемый мэром класса. Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Все учащиеся в обязательном порядке имеют поручение. Ученическое самоуправление развивается, решая все большее количество задач и проблем, касающихся жизни и деятельности учащихся. Развитие самоуправления может быть эффективным, если учителем и всей образовательной средой создаются условия для развития взаимопомощи в детском коллективе. Наглядным результатом работы педагога являются показатели развития детского коллектива
1– Мобильность при выполнении коллективных дел - 89%
2 – Готовность придти на помощь - 96%
3 – Мажорное мироощущение - 100%
4 – Ответственность за коллективное дело -98%
5 – Самостоятельное выдвижение общественно-значимых целей - 79%
6 – Трудовые навыки коллектива - 82% (по методике Капустиной )
Деятельное участие обучающихся в самоуправлении в рамках лицея выражается в принятии решений на уровне Совета старшеклассников, организации мероприятий: День самоуправления, День детства, День родной школы, месячники спортивно-оздоровительной и военно-патриотической работы, субботники и др. Ученица 10а класса избрана председателем Совета старшеклассников, еще одна ученица является заместителем председателя Детской общественной Правовой Палаты лицея. Четверо обучаются в Школе Лидера при лицее. Пятеро участвуют в работе лицейского клуба «Поиск». Ребята из класса являются активистами Совета лицейского музея: пополняют стенды новыми материалами, проводят в его стенах экскурсии, способствующие воспитанию у ребят гражданской ответственности, достоинства, уважения к истории и культуре своего лицея, города, страны.
Особо значимое место занимает такая социально направленная деятельности, как помощь пожилым людям, инвалидам, детям-сиротам и др. Многие учащиеся класса являются участниками волонтерского движения в г. Оренбурге. Ежегодно учащиеся класса принимают активное участие в акциях: «Вахта Памяти», «Неделя добрых дел». В рамках реализации направления «Я и социум» ежегодно в классе проводятся акции: «Ветеран живет рядом», «Помоги ребёнку», «Дети-детям» (сбор книг, игрушек для детского приюта), «Радужная неделя добра» и др.

Опыт социализации приобретается и через научно-исследовательскую, поисковую деятельность. Публичная защита, культура представления материалов исследования, этика выступления способствуют обогащению социального опыта учащихся.
В честь 65-летия Великой Победы в классе был проведен конкурс на лучший проект «Моя семья – частика Победы». Проект-победитель был представлен на городскую конференцию, посвященную Великой Отечественной войне, где занял I место. С этим же проектом автор проекта принял участие в XVIII юношеских чтениях имени В.И.Вернадского при Российской академии наук (2009г), получив Грамоту за II место. Ученик 10а класса за отличную учебу, активное участие в различных городских социальных проектах стал победителем муниципального конкурса «Ученик года - 2011».
Стало традицией возложение цветов 15 февраля к памятнику воинам-интернационалистам в сквере на ул. Салмышской г. Оренбурга.
Направление программы «Я – гражданин России» реализуется и через краеведческий подход. Учащиеся класса ведут исследовательскую деятельность, создают проекты. Такие исследовательские проекты как «Аксакову С.Т – 220 лет», «Мультимедийная экскурсия по Оренбуржью» и другие получили высокую оценку родителей, общественности, коллег.
В результате такой деятельности, учащиеся не только обогащаются опытом, но и реализуют себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающий мир, приобретает качества гражданина своей страны, воспитывая в себе патриотические чувства.
Частью гражданско-патриотического воспитания является формирование экологических знаний, бережного отношения к родной природе, к своему здоровью. В рамках реализации направлений: «Я и природа», «Я и мое здоровье» ежегодно проводится ряд мероприятий в этом направлении: классные часы, конкурсы рисунков, праздники, катание на коньках, совместные с родителями спортивные праздники.
Учащиеся ухаживают за многочисленными зелеными насаждениями в кабинетах и рекреациях лицея. В 2010 году учащимися класса началась реализация социального проекта «Посади березку у окна» (ежегодно 30 учеников каждую весну вместе с родителями высаживают во дворах своего микрорайона не менее одной березки), украшая тем самым город, делая его чище, улучшая окружающую среду. Учащиеся класса - участники ежегодного конкурса в лицее на лучший проект создания цветочных клумб в школьном дворе. Приобретение социального опыта обучающимися происходит и в результате взаимодействия с местными властными структурами с целью решения тех или иных проблем местного социума. С благодарностью дети отзываются о встречах с депутатом Городского совета Кузнецове Александре Николаевиче, который по их просьбе помог обустроить зимний корт в микрорайоне, приобрести волейбольные мячи и спортивную форму для проведения соревнований в микрорайоне на спортивной площадке лицея.
Требования к современному качеству образования, изложенные в основополагающих и регламентирующих документах в сфере образования, в том числе в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, нацеливают нас на то, что в с современных условиях приоритетным должен компетентностный подход, которого мы придерживаемся в своей работе.
Об эффективности данного подхода к созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта свидетельствуют данные мониторинга: у обучающихся растет уровень сформированности социальной компетентности, поликультурной, компетентности личностного совершенствования.
Кузнецова Надежда Владимировна02.05.2012 111270 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar
Презентации на 23 февраля