РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Внедрение в образовательный процесс учебного Сервисного центра, для повышения профессионального уровня выпускников техникума

Внедрение в образовательный процесс учебного Сервисного центра, для повышения профессионального уровня выпускников техникума

Мы живём в мире, который динамически развивается и меняется во всех направлениях. Терпят изменения и модернизацию: технологии, методы, средства и формы. Современная система образования не исключение, она открывает широкий спектр специальностей, шагая в ногу с прогрессом, основываясь на потребностях работодателей.

Престиж учебного заведения складывается из многих показателей, одним из которых является качественная организация учебной практики, а также наличие договоров на организацию производственной практики с ведущими предприятиями, фирмами и организациями региона.

Главной задачей образовательного учреждения является: выпуск конкурентоспособного, коммуникабельного, профессионально компетентного специалиста, умеющего применять полученные знания, умения и навыки для решения профессиональных задач.

Многие учебные заведения среднего профессионального образования имеют в своём спектре специальностей направление по проектированию и разработке информационных, автоматизированных и аналитических систем. Подготовка специалиста в этой сферы имеет свою особенность, обусловленную быстро развивающейся профессиональной областью: новые подходы к программированию, новые методы и средства создания информационных систем, а также постоянно меняющийся рынок программного и аппаратного обеспечения, широта применения IT-технологий в сферах общественной деятельности.

Это заставляет образовательное учреждение внедрять альтернативную форму организации учебной практики, например, через деятельностный подход, внедряя активные формы обучения.

Одной из такой форм является создание на базе образовательного учреждения учебной фирмы, которая является прообразом реального предприятия. Даная форма обучения в научно-педагогической литературе определена как форма имитационного моделирования профессиональной деятельности.[1,2]

Учебная фирма как форма организации образовательного процесса не новинка. Наибольшее применение получила при подготовке специалистов в области менеджмента, экономики, сферы обслуживания, увы, менее богатый опыт внедрения при подготовке специалистов IT направления. Идея "учебной фирмы" зарождалась в странах Европы в XVIII-XIX вв., и до начала XX века это название менялось с «Обучающий офис» на «Моделируемый офис», затем «Имитируемый офис», позднее «Поддельный офис». В Вене появляется первый моделируемый офис в 1860 году, инициатива создания исходила от Ассоциации коммерческих колледжей. В Германии также были основаны практичные фирмы для коммерческого обучения. После Второй Мировой войны форма «практичные фирмы» получила распространение в качестве инструмента для профессиональной реабилитации. В процессе занятий инициировали обучающие ситуации, применяя их как средство обучения внутреннему сервису для практичного бизнеса. Более того, работа в практичной фирме помогала обогатить теоретическую и практическую работу в группе.

В России эта идея получила практическое применение с 1999 года в рамках Международного проекта TACIS "Учебные фирмы в России" при участии Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, который реализует инновационный образовательный социальный проект.

В реализации проекта выделяются два независимых интегрированных уровня:

  • 1 уровень - учебные фирмы создаются на базе учреждений среднего и средне-специального образования;
  • 2 уровень - учебные фирмы создаются в системе высшего и дополнительного профессионального образования.

Приоритетная цель данного проекта - формирование инновационной образовательной среды путем развития и внедрения технологий подготовки специалиста с системным мышлением, умеющего принимать нестандартные решения в меняющихся условиях внешней среды [3].

В ГБОУ СПО Самарском техникуме авиационного и промышленного машиностроения им. Д.И. Козлова, на базе кабинета Информационных систем был создан учебный Сервисный центр с целью формирования у студентов профессиональных компетенций согласно профилю специальности, путём решения профессиональных задач в рамках профессиональной направленности.

Студенты, обучающиеся по специальности 230401 Информационные системы (по отраслям) автоматически переходя на 2 курс обучения, регистрируются в центре.

Структура Сервисного центра разработана таким образом, что на каждом курсе обучения, студент, занимаясь в центре, осваивает профессиональные компетенции согласно рабочим программам и профессиональным модулям, изучаемым на курсе. В начале каждого учебного года студент получает дневник с перечнем профессиональных и общих компетенций в рамках каждой дисциплины и профессионального модуля, которые он должен освоить. В процессе работы в центе он решает профессиональные задачи, применяя как стандартные, так и нестандартные методы.

Аппаратная и программная среда техникума позволяет профессионально и качественно, организовать работу Сервисного центра, ставя перед участниками процесса реальные задачи и сроки выполнения. Студенты могут получить опыт работы в группе и индивидуально. По окончанию каждого курса студент проходит тестирование и собеседование с приглашённым специалистом (по профилю специальности) с предприятия или фирмы, который даёт оценку его полученным профессиональным навыкам и его готовности выполнять работы предусмотренные данным курсом. В данном случае работодатель получит квалифицированного специалиста, подготовленного согласно его требованиям. Специалисты с предприятий так же, вносят коррективы и предложения в работу центра согласно требованиям работодателей, что позволяет студенту при окончании образовательного учреждения быть конкурентоспособным и отвечать всем требованиям работодателей. Также после окончания учёбы выпускники могут получить хорошие рекомендации и характеристики на предприятия.

Так как участие в работе Сервисного центра не является обязательным, а так же зачастую, многие студенты не готовы осваивать самостоятельно новые знания и навыки в области своего функционала, не готовы к трудоемким проектам при выполнении заказа за счет внеаудиторного времени, это приводит к ряду проблем в организации работы центра. Для решения данной проблемы происходит мотивация студентов через их реальные требования как будущих сотрудников центра, такие как заработная плата, условие работы, перспективы дальнейшего карьерного роста и трудоустройство на предприятия города и области.

Таким образом, внедрив в образовательный процесс Сервисный центр, техникум проявляет интерес у студентов к специальности. Готовит более квалифицированных, профессионально ориентированных специалистов, готовых составить здоровую конкуренцию на рынке труда.

Список используемых источников информации.

  1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: Высшая школа, 1991.
  2. Олешков М. Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. – 144 с. [электронная версия]. Режим доступа (http://www.pedlib.ru/Books/6/0194/6_0194-1.shtml), свободный (28.06.2011).
  3. Центральный офис учебных фирм России [электронный ресурс]. Режим доступа (www.cotfor.ru), свободный (05.07.2011).
Зуева А.А.23.01.2015 5610 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar