РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Импровизация на заданную тему как основа современного спектакля

Импровизация на заданную тему как основа современного спектакля

Автор: Александрова Вера Владимировна

Импровизация в театральном искусстве как произведение, созданное в момент исполнения, уходит своими корнями в народное творчество и лежит у истоков создания системы актёрского мастерства. В русском театре именно К.С. Станиславский внедрил импровизацию в театральную педагогику как метод воспитания актёра в сценическом пространстве. Импровизация положена им в основу 7 главных принципов его знаменитой системы, особенно проявляясь в первом и втором - «Действие-основа сценического искусства» и «Не играть, а жить», когда спектакль рождается из череды происходящих действий, а роль становится частью личности актёра и опорой в её исполнении являются фантазия и собственный жизненный опыт.

Выступая против актёрской пассивности и режиссёрской диктатуры, Станиславский развивал творческую инициативу актёров и их самостоятельность на сцене, таким образом, создавая правдивую, реалистичную атмосферу спектаклей. Касаясь истории развития импровизационного метода творчества в русском театре, следует назвать имена выдающихся педагогов и мастеров отечественной сцены: В.И. Немировича-Данченко-мэтра психологического анализа в театре, раскрывающего сущность «зерна спектакля»; М.А.Чехова, тщательно исследовавшего природу возникновения образа; Л.М. Шихматова – автора знаменитого пособия «Сценические этюды», направленного на преодоление шаблонности на сцене; Н.В. Демидова, сумевшего превратить творческий художественный процесс на сцене в самостоятельное, рождающееся каждый раз заново действо, пусть и в заданных предлагаемых обстоятельствах, таким образом, возведя импровизацию в статус самостоятельного театра.

Итак, благодаря К.С. Станиславскому и его последователям импровизация основательно закрепилась в русском театре как один из наиболее прогрессивных методов «живого творчества». Известен факт существования в Москве в 1919-1938 гг. Театра Импровизации «Семперанте». Эта же эпоха, положившая импровизацию в основу искусства в театре, создала во многом схожие своим интересом к сути вещей образы в изобразительном искусстве, литературе и философии. Наиболее ярко описал природу творчества Н.А. Бердяев: « творчество только и возможно из бездонной свободы, ибо лишь из бездонной свободы возможно создание нового, небывшего…» (Бердяев Н.А. С.117). Однако абсолютный приоритет импровизации на сцене грозил превратить постановку в хаотичное действие. Именно в необходимости творчества подчиняться законам реализации продуктов, мастерства, искусства, что в конечном итоге приводит к «охлаждению продуктов культуры» и увидел Бердяев трагедию творчества и его границы.

Схожие процессы мы можем наблюдать в период постмодернистского развития общества, с 1990-х годов, обозначивших границу новой современности. «Лабораторное» состояние культуры в этот период характеризовалось непрерывным экспериментом. (Кривцун О.А. С.422). Именно в 90-е годы в России большую популярность получает жанр реалити-шоу на телевидении, игры «на живую нитку» в кино и спектаклях, как следствие вхождения в «информационное общество» и медианасыщенности среды. Театр переживает в это время новый расцвет метода импровизации. В Санкт-Петербурге он получил наибольшее воплощение в Театре драматических импровизаций во главе с В.И. Подковыровым – на основе которого создаётся в 2007 г. Товарищество актёров «МирЪ». Импровизация уже вырывается за рамки предлагаемых обстоятельств и становится всё более спонтанной, актёр сам придумывает идею, находясь в непрерывном поиске и каждый раз заново играя свою роль. Причём, если партнёры начинают противоречить друг другу, игра может зайти в тупик, но это не означает прекращения действия, поскольку, всегда можно задать новое событие, отправную точку развития новой темы. Таким образом, мы становимся свидетелями рождения нового, необычного вида искусства, но при этом невозможного для театра с классическим репертуаром.

Подобные прорывы вперёд обусловлены парадоксальной ситуацией, возникшей в русском театре: импровизация, некогда ставшая по выражению Г.А. Товстоногова «одним из самых действенных средств, способных спасти современную сцену», обросла штампами и стала предсказуемой. Уже В.И. Немирович – Данченко в «Заметках о творчестве актёра» (1940) обнаружил многочисленные штампы у актёров, работающих с самим К.С. Станиславским.

Признавая потребность нашего общества именно в «реальных» продуктах, близких по духу и отвечающим на проблемы каждого, мы коснёмся именно вопроса развития детского театрального творчества. Дети, безусловно, вливаются в единое информационное пространство общества и воспитываются на многочисленных сериалах и интерактивных программах. Предложение играть спектакль согласно сценарию зачастую сопряжено с определёнными трудностями восприятия детской аудиторией. Как правило, в театральных студиях используются традиционные методы работы, взятые с больших сцен. Во-первых, юные актёры вынуждены заучивать свою роль, подчиняясь уже созданному алгоритму, что практически лишает их возможности импровизации на сцене (из-за недостатка опыта, свойственного профессиональным актёрам) и что особенно важно - мотивации к собственному творчеству. Напоминания педагога ребёнку о его многочисленных ошибках порождают ощущение недостижимости вершин актёрского мастерства, избранности одних и безнадёжности других.

Мы предлагаем разграничить театральное искусство на большой сцене, и театральную педагогику в детской студии именно с точки зрения использования безграничных возможностей сценической импровизации. Методы, которые не всегда уместно использовать при создании классических постановок в театре, абсолютно беспроигрышны в детских студиях, репертуар которых позволяет лишь отталкиваться от заданных педагогом обстоятельств и далее совместно сочинять спектакль в процессе нахождения на сцене. Практика показывает, что подобная форма работы позволяет детям почувствовать большую свободу движения, снимает напряжение, облегчает вхождение в образ и минимизирует заучивание текста. Именно понимание своей роли, органичное личности актёра, повышает собственную значимость, что в итоге делает игру живой, яркой, интересной, а процесс сотворчества с педагогом-режиссёром и с коллективом является сильнейшей мотивацией к занятиям театральным искусством.

Литература

  1. Бердяев Н.А. О природе творчества // О назначении человека. М., 1993,с. 117-124.
  2. Глушко С.А. Система театральной импровизации © ISBN 978-966-188-144-9; 2010// http://teatrsemya.ru
  3. Демидов Н. В Творческое наследие в 4-х тт. 2004 – 2009
  4. Кривцун О.А.Эстетика. М., 1998, с. 422
  5. Литературная энциклопедия// http://dic.academic.ru
  6. Немирович-Данченко В. И. Театральное наследие: В 2 т. . М.:, 1952. Т. 1. Статьи. Речи. Беседы. Письма.
  7. Станиславский К. С. Собрание сочинений в 8 тт., т.4 Работа актера над ролью. М., 1957
  8. Театр Драматических Импровизаций //http://teatrmir.ru
  9. Уразова С.Л. Реалити-шоу в контексте современного телевидения// автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. филологических наук М., 2008 с. 3-5.
  10. Чехов М.А. О технике актера //Артист. Режиссер. Театр, 2007
  11. Шихматов Л. М. Сценические Этюды М, 1966
Александрова Вера Владимировна28.06.2015 6110 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar