РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Компетентный педагог как профессиональная ценность в соответствии с требованиями ФГОС.

Компетентный педагог как профессиональная ценность в соответствии с требованиями ФГОС.

"Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы" В.А. Сухомлинский

Профессия педагог остается, как и прежде, неизменной в стремительно меняющемся мире профессий. В свете компетентностного подхода образовательной стратегии образования педагог должен иметь не только квалификацию, но и профессиональную компетентность, педагогическое мастерство. Особое внимание уделяется профессиональной компетентности -ведущего компонента профессионального потенциала личности. В настоящее время каждый, избравший самую гуманную профессию на земле, ответственен за судьбы своих учеников, с которым работает, а в целом, можно сказать и всего подрастающего поколения. От того, каким будет результат, будет зависеть не только судьба общества, в котором живем, но и всего государства. Какими будут результаты труда педагогов сегодня, такое будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую трудовую деятельность, от которой так много зависит судьба каждого выпускника. Педагог - это значимая фигура в формировании личности каждого ребенка, с которым он работает, более того, с его будущей жизни.

Образование в XXI веке ориентирует на «свободное развитие человека», самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность будущих специалистов, творческую инициативу. В Федеральном законе «Об образовании в российской федерации», Концепции модернизации отечественного образования отмечается, что «…развивающемуся обществу нужны современные, образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамичностью, конструктивностью, обладающие чувством ответственности за судьбу страны…». Такими качествами может обладать только компетентный и уверенный в своих силах человек.

Поэтому, становится понятно, что подготовка учеников к жизни закладывается в школе.

Качество образования во многом определяется уровнем профессиональной деятельности и компетентности педагога. Воспитать человека способного успешно самореализоваться в жизни, с современным мышлением, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом.

Под понятием "компетентность" понимается, в первую очередь, способность людей, работать эффективно в любых, а особенно меняющихся условиях. Термин "профессионализм" отражает степень овладения структурой профессиональной деятельности, согласно существующим в социуме стандартам и предъявляемым требованиям.

Единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и есть профессиональная компетентность современного педагога.
Л.С. Выготский отмечает, что первое требование, предъявляемое к учителю, заключается в том, чтобы он был научно образованным профессионалом и истинным учителем раньше, чем математиком, словесником и т. д.

От педагога требуется повышенное знание предмета и техники своего дела. Для него также очень важно иметь широкий кругозор и глубину знаний во всех областях жизни.
Компетентность, профессионализм учителя актуальна во все времена. Как бы не менялось государство или общество, вместе с ними постоянно должны меняться подходы в педагогической деятельности.

Модель компетентного педагога нашего образовательного учреждения это мысленный образ оригинала идеального (совершенного) профессионала, некий образ, эталон, идеал, который должен быть реализован.

В основу модели положены базовые профессиональные компетентности педагога. Эти профессиональные компетенции позволяют определить уровень состояния компетенций в нашем образовательном учреждении на данном временном отрезке, что важно лично для каждого учителя, а также для определения проблемных ситуаций и принятия управленческих решений, что важно для нашей администрации ОУ.

Профессионально-компетентным является такой труд педагога в нашем лицее, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, реализуется личность педагога и в котором достигаются хорошие результаты обучения, воспитания и развития личности ребенка и задача всего педагогического коллектива состоит в том, чтобы подготовить современно образованных, нравственно предприимчивых людей, умеющих самостоятельно принимать ответственные решения и готовых реализовать себя в условиях рыночной экономики.

Наша образовательная организация работает над методической темой: «Формирование профессиональной компетентности педагога в условии реализации ФГОС второго поколения». Методическая тема и вытекающие из нее темы работы предметных методических объединений, темы самообразования педагогов соответствуют основным задачам функционирования и развития лицея. Цель работы над единой методической темой: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в рамках моделирования современного урока через эффективные образовательные технологии. В нашем лицее создано 6 предметных МО, каждое методическое объединение строит свою работу в соответствии с единой методической темой лицея. Такая работа помогает нам используя метод «дерева целей», структурировать долгосрочные (стратегические цели), среднесрочные (стратегические задачи) и краткосрочные (функциональные задачи или мероприятия) цели. Но самой главной целью, которой будет - создание условий для развития профессиональной компетентности педагогов лицея.

Уровни профессиональной компетентности педагогических кадров МБОУ «Лицей №1» п. Тюльган

1 уровень. Учитель-стажер.

Вхождение в практику профессии, опробование своих сил.

2 уровень. Учитель.

Овладение основами профессии, применение известных в науке и в практике приемов; положительная результативность и эффективность. Преимущественная ориентация на знания, а не на развитие учащихся.

3 уровень. Учитель-мастер.

Владение высшими образцами известных в науке и практике приемов; устойчивая высокая эффективность; оптимальность; стремление учитывать развитие учащихся.

4 уровень. Учитель-новатор.

Поиск и использование отдельных оригинальных приемов или целостных оригинальных систем обучения или воспитания; творчество; эффективность в поисках нового; четкая ориентация на психическое развитие учащихся; индивидуальность.

5 уровень. Учитель-исследователь.

Стремление и умение изучать и оценивать значимость оригинальных идей или новых приемов других учителей, оценивание эффективности, оптимальности.

6 уровень. Учитель-профессионал.

Постоянное стремление к психологическому саморазвитию, наличие предыдущих позитивных уровней; психолог, осуществляющий все поиски «от ученика» и для ученика; исследователь, умеющий изучить эффективность нового; новатор, пробующий новое; мастер, владеющий багажом современной науки.

 

Использованные ресурсы

  • http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-182180
  • http://psyera.ru/5351/professionalnaya-kompetentnost-pedagoga
  • http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2479
  • http://gerviaty-school.of.by/kompet
  • http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2012/08/29/kompetentnost-uchitelya
  • http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2013/02/09/formirovanie-klyuchevykh-kompetentsiy-uchitelya
  • http://collegy.ucoz.ru/publ/95-1-0-13209
  • http://fb.ru/article/52489/chto-vklyuchaet-v-sebya-professionalnaya-kompetentnost-pedagoga
  • https://infourok.ru/statya-na-temu-metodicheskaya-kompetentnost-uchitelya-558485.html
  • http://86school3.ru/doc/inform_o_school/2014/plotnikov.pdf
  • http://cinref.ru/razdel/03800pedagog/10/138030.htm
Грязнова В.С., Тягина И.А.31.07.2016 5770 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar