РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Повышение ощущения ценности собственной личности в профессиональной деятельности педагога

Какой он современный педагог?

Он достаточно позитивно относится к себе: ощущает собственную ценность, уверен в себе и готов к изменениям. Он активен, ориентирован на полное использование своих сил, возможностей и способностей, на полноту и эмоциональную насыщенность жизни. Вместе с тем для него не менее значимы и конкретные жизненные ценности: любовь, здоровье, семья, друзья. Общение для него имеет большое значение. При этом он ориентирован на чуткость, терпимость, честность, желание понять другого человека, уважать иные вкусы, обычаи, привычки. В целом система его ценностей по своему характеру конструктивна и представляет собой вполне благоприятную основу для личностного развития.

Совокупность педагогических ценностей как норм, регламентирующих профессионально-педагогическую деятельность преподавателя, носит целостный характер. [2,с.47] В процессе подготовки и осуществления педагогической деятельности преподаватель овладевает педагогическими ценностями. Их уровень является показателем личностно-профессиональной развитости преподавателя, его педагогической культурности.

Выделяются следующие группы педагогических ценностей:

  • 1-я – ценности, раскрывающие значение и смысл целей профессионально-педагогической деятельности преподавателя (ценности-цели)
  • 2-я – ценности, раскрывающие значение способов и средств осуществления профессионально-педагогической деятельности (ценности-средства)
  • 3-я – ценности, раскрывающие значение и смысл отношений как основного механизма функционирования педагогической деятельности (ценности-отношения)
  • 4-я – ценности, раскрывающие значение и смысл психолого-педагогических знаний в процессе осуществления педагогической деятельности (ценности-знания)
  • 5-я – ценности, раскрывающие значение и смысл качеств личности преподавателя (ценности-качества) [3,с.16]

Творческий характер педагогической деятельности мобилизует психические сферы личности преподавателя, помогая ему активно преобразовывать педагогическую информацию, выходить за границы временных параметров педагогической реальности. Эффективность педагогической деятельности зависит не столько от знаний и навыков, сколько от способности использовать педагогическую информацию различными способами и в быстром темпе.

Результаты творческих поисков педагога не сразу поддаются оценке. Результаты деятельности преподавателя воплощаются в знаниях, умениях, навыках, формах деятельности. Преподаватель как, специалист в «определенной» области знания в ходе учебно-воспитательной работы, производственной практики демонстрирует студентам свое творческое отношение к профессиональной деятельности.

Одним из принципов формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя считается принцип целеполагающего включения преподавателя в инновационную деятельность. [4,с.23] Я в своей профессиональной деятельности на занятиях использую технологию обучения в сотрудничестве: провожу занятия в форме деловых игр. Дифференциация в таком случае понимается как учет индивидуальных особенностей обучающихся, объединенных в группы для совместной деятельности.

В деловой игре каждый участник играет роль, выполняет действия, аналогичные поведению людей в жизни, но с учетом принятых правил игры. Деловые игры служат средством познания норм экономического поведения, освоения процессов принятия экономических решений.

При изучении темы «Обслуживание гостей» практические работы проводим в виде деловых игр. Группу делим на команды по 3 человека. Первый студент-гость он приезжает и выбирает номер. Второй студент- администратор должен быстро оформить поселение, третий студент- горничная в ее обязанности входит подготовить номер к заселению.

При изучении материала по продаже готового турпродукта студенты также делятся на группы продавцов (менеджеров по туризму) и «капризных» потенциальных туристов. Задача первых - продать продукт, задача вторых -получить от турагентсва как можно большую скидку.

Из технологии проблемного обучения преподаватель использует исследовательский метод. Исследовательский метод направлен на решение таких проблем, в которых студенты могут проявить полную самостоятельность: от постановки проблемы до ее разрешения; при этом они реализуют полный цикл шагов, необходимых для полноценного разрешения проблемной ситуации любого типа. Например, темы «Анализ сайта отеля», «Сравнительная характеристика отелей гостиничной цепи «Марриотт» в России и за рубежом» или же тема «Сравнительная характеристика курортов Испании», «Сравнительная характеристика Новогодних туров в Египет и Таллин»

Профессиональная успешность создает реальные предпосылки для самореализации и развития творческих способностей педагога. Она воздействует на личность педагога в целом, помогает осознать себя и значимость своей деятельности, а также стимулирует формирование интегративных социокультурных, интеллектуальных, нравственных качеств. Именно это могут увидеть студенты, когда их преподаватели проводят мастер класс в гостинице или турфирме. Формируется психологическая готовность преподавателей и обучающихся к осознанному, самостоятельному овладению профессией.

Преподаватель стремится создать условия, чтобы сделать обучающегося заинтересованным участником педагогического процесса по овладению профессией, т.е. субъектом профессиональной деятельности. Этот признак объясняется самой природой педагогической деятельности, в центре которой находится система многообразных отношений «преподаватель – обучающийся», «обучающийся – обучающийся», «преподаватель – преподаватель» и др. Такой признак подчеркивает приоритетность личности обучающегося, специалиста.

Профессиональная направленность образовательного процесса, обеспечивающая создание необходимых условий для свободного творческого проявления личности обучающегося и преподавателя в целях, содержании, формах, методах и результатах совместной деятельности. Профессиональная направленность образовательного процесса предполагает учет особенностей личности и деятельности обучающихся и обучающих. Студенты принимают участие в творческих проектах проводимых Институтом туризма и гостеприимства, Департаментом образования Москвы, Комитетом по туризму, Московской Торгово-Промышленной Платой. Создают свои проекты, защищают их и планирую претворить их в жизнь.

Одними из последних проектов - было обоснование создания социального туристского центра и разработка и создание собственного экскурсионного бюро.
Преподаватель использует технологию рейтинга учебных достижений. При составлении рейтинга выявляется уровень знаний, умений навыков, учитываются отметки, полученные в результате обучения, выполненные самостоятельные работы, подготовленные рефераты, участие в конкурсах профессионального мастерства. Наличие интереса к избранной профессии преподаватель учитывает следующим образом: за этот учебный год мы посетили две международных выставки по туризму и гостиничному хозяйству и провели занятия в гостиницах: Корстон, Мандарин, Рэдиссон Славянская, Парк Арарат Хаят, Милан, были на конференциях в Москомтуризме. Мы следим за изменениями в туризме и гостиничной индустрии- а они происходят ежедневно.

Принцип профессионально-педагогического самосовершенствования. Актуальность этого принципа обусловлена пополнением психолого-педагогических знаний, установлением новых тенденций и закономерностей, имеющих общепедагогическое значение [1,с.23] При посещении международной выставки туризма и гостеприимства МИТТ мы участвовали в семинаре проводимом Комитетом по туризму города Москвы, где была предоставлена информация о планах на летний сезон и наши студенты были приглашены участвовать в разработке программы образовательных туров.

В итоге можно говорить о том, что, осваивая инновационные методы в учебном процессе, преподаватель, проходит сложный путь. Необходимо укреплять междисциплинарные связи: в гостиничном сервисе и туризме это тесная связь английского языка, информатики и профессиональных модулей. Возможно, создание принципиально новых методик преподавания, где все эти дисциплины будут пронизаны интеграционными идеями и задачами. Студенты и преподаватели смогут расширить границы восприятия и понимания экономических процессов, почерпнуть совершенно новый, уникальный опыт получения и моделирования информации, что в результате положительно отразится на качестве знаний студентов и приведет к ощущению ценности собственной личности в профессиональной деятельности педагога

  1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. //Психология формирования и развития личности. М. 1981, с. 19-44.
  2. Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении. //Личность. Общение. Групповые процессы. М. 1991, с.37-74.
  3. Бодров В.А. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. / Бодров и др. М. 1991, с. 3-27.
  4. Вершловский С.Г. Особенности социально-профессиональных ориентаций учителей. //Развитие социально-профессиональной активности учителей на разных этапах деятельности. М. 1990, с.5-23.
  5. Козиев В.Н. Психологическая компетентность учителя в контексте взаимоотношений учителя и учащихся.//Профессиональные потребности учителя в психолого-педагогических знаниях./Сухобская Г.С. М.1989,с.41-45.
  6. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М. 1994.
  7. Осипова Е.К. Структура педагогического мышления учителя. //Ж.Вопросы психологии, 1987, N5, с.144-146.
  8. Пути совершенствования психолого-педагогической подготовки будущих учителей. /Под ред. Орлова А.А. Тула. 1989.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и благодарность
каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.