РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Подготовка к школе

Подготовка к школе

Автор: Цуканова Виктория Петровна

Подготовка детей дошкольного возраста с нарушениями речи к овладению учебной деятельностью

Очень важным моментом в подготовке дошкольников к овладению учебным процессом является развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.

В детском саду эти виды работ проводятся в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.

Сначала упражнения по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия проводятся на материале неречевых звуков. Затем постепенно водятся звуки речи, правильно произносимые детьми, и те, которые вновь ставятся.

Кроме того. С первых занятий параллельно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Такая двоякая направленность занятий позволяет добиваться наиболее эффективных результатов в развитии фонематического слуха и фонематического восприятия. Ведь неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.

Логопедическую работу по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:

  1. Узнавание неречевых звуков.
  2. Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.
  3. Различение слов близких по звуковому составу.
  4. Дифференциация слогов.
  5. Дифференциация фонем.
  6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Работая над узнаванием неречевых звуков, можно проводить с детьми следующие игры:
- «Где звенит будильник?». Любимый мишутка или зайка «прячут» будильник под шкаф, на полку, за дверь и т.д. ребёнок должен найти источник звука и, по возможности, сказать об этом.

Далее дети учатся различать слова близкие по звуковому составу.
- показать и назвать картинку «вагон». Сказать, что картинка будет называться то правильно, то неправильно. Ребёнок, услышав неправильно произнесённое слово, должен хлопнуть в ладоши: «вагон - вакон – фагон – вагон - факон»; «баня – Таня – Паня - баня» и т.д.

Очень важным показателем успешности обучения детей в школе является умение детей правильно произносить все звуки речи. Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс: ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.

В результате такой работы к четырём – пяти годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков речи. Но у многих детей этот процесс задерживается. Ребёнку 5 лет, а он не произносит отдельные звуки «Л», «Р»; группу звуков «С», «З», «Ц»; или несколько групп звуков: шипящие заменяются свистящими; звук «Л» произносится как «В», звук «Р» - картаво.

Нередко у детей страдают и гласные звуки. Дети произносят их не чётко, как бы затушёвывая их звучание.

Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают, однако при благоприятных условиях дети способны к самокоррекции.
Внятность и чистота произношения звуков зависят от многих факторов и, в первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата; от того, как действует язык, губы, челюсти; от умения человека ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.

При нарушении двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие движения языка, губ, челюсти. Из – за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазано. Нарушается динамика движения.

Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга встречается у детей, подверженных частым заболеваниям. У таких детей задерживается усвоение системы звукопроизношения. Они долгое время не умеют различать звуки речи и управлять своими органами артикуляционного аппарата. Такие дети смешивают, заменяют или искажают звуки.

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин позднего становления звуков речи.

У детей дошкольного возраста необходимо развивать слуховое внимание и фонематического восприятия. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематическому восприятию. А правильное звукопроизношение и хорошо развитое фонематическое восприятие является показателями работы по предупреждению дизграфии у школьников.
Успех всего коррекционного обучения детей зависит от чётко организованной преемственности в работе логопеда, воспитателей и родителей.
Становление речи детей тесно связано с развитием тонких движений пальцев рук. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.

Взаимосвязь общей и речевой моторики была изучена и подтверждена исследованиями крупнейших учёных, таких, как И.П.Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка.
Известный учёный детской речи М.М.Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией …».

Уровень готовности к школьному обучению также определяется и развитием мелкой моторики ребёнка. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6 – 7 годам, в основном, заканчивается созреванием соответствующих зон головного мозга, развитием мелких мышц кисти.

И.М.Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не определены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда можно достигнуть наибольшего эффекта от упражнений. Задания должны приносить ребёнку радость, нельзя допускать скуки и переутомления.

Чем же можно заниматься с малышами, чтобы развивать ручную умелость?

  • Разминать пальцами пластилин, глину.
  • Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
  • Сжимать и разжимать кулаки.
  • Двумя пальцами – указательным и средним – «ходить» по столу.
  • Показать отдельно только один палец – указательный, затем два – указательный и средний, два – три, четыре, пять.
  • Показать только один палец – большой.
  • Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
  • Собирать все пальцы в щепоточку (пальчики собрались все вмести - разбежались).
  • Завязывать узлы на толстой верёвке, на шнуре.
  • Застёгивать пуговицы, крючки. Молнии, замочки, закручивать крышки.
  • Рисовать, раскрашивать, штриховать.
  • Резать ножницами ….

Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывает самомассаж.

Для проведения самомассажа можно взять следующие упражнения:

  • Растирание ладоней движениями вверх – вниз.
  • Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперёк.
  • Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнения двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой.
  • Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий и т.д.

Чтобы сделать работу по развитию пальцев моторики регулярной и результативной, можно в занятия, проводимые воспитателями, включить физминутки с упражнениями для пальцев.

Физминутки, как элемент двигательной активности, предлагается детям для переключения с одного вида деятельности на другой, повышение работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальцевую гимнастику стоя примерно в середине занятия, то она послужит сразу двум важным целям и не потребуется дополнительного времени.

Традиционные физминутки проводятся в сочетании с речью детей. Проговаривание стихотворений одновременно с движениями даёт ряд преимуществ для детей логопедических групп. Их речь становится более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие детей.

Регулярность проведения таких физминуток положительно влияет на то, что дети быстрее овладевают правильным произношением звуков, лучше работают на занятиях по обучению грамоте и на занятиях по изо - деятельности.

Такой подход позволяет следующее:

  1. регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
  2. Совершенствовать внимание и память – психические процессы, связанные с речью.
  3. Облегчит усвоение навыков письма будущим школьникам.

У многих детей дошкольного возраста, имеющих диагноз ОНР, помимо различных отклонений в фонетике, лексике и грамматике в той или иной степени нарушение памяти и внимание. А для успешной учебной деятельности в школе необходимы и хорошая память, и устойчивое внимание.

Для развития памяти и внимания можно предложить детям выполнять различные задания и провести с детьми различные игры.

  1. «Угадай, что прибавилось?». На столе выставлены 2-4 знакомые ребёнку игрушки. Ребёнку предлагается внимательно их рассмотреть и запомнить. Ребёнок становится спиной к столу, а взрослый добавляет ещё одну игрушку (потом 2-3). Ребёнок должен сказать, какая игрушка появилась.
  2. «Запомни и назови». На столе выставлено несколько игрушек (картинок). Ребёнку даётся время рассмотреть. Потом игрушки (картинки) убираются. Ребёнок должен по памяти воспроизвести те игрушки (картинки), которые были выставлены на столе.
  3. Предложить ребёнку внимательно рассмотреть сюжетную картинку. Затем, перевернув её, ребёнок вспоминает и воспроизводит как можно больше отдельных предметов, изображённых на картинке.
  4. На столе из счётных палочек взрослый выкладывает различные фигуры – сначала простые, затем – сложные. Ребёнок должен сложить точно такую же фигуру. Задание даётся в порядке возрастающей сложности: образец остаётся перед глазами ребёнка; - образец убирается.
Цуканова Виктория Петровна05.02.2015 9770 В помощь родителям
Всего комментариев: 0
avatar