РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Особенности формирования самооценки в юношеском возрасте и её психокоррекция

Шавва Наталья Александровна

Автор: Шавва Наталья Александровна

Ситуация, возникшая в современном обществе, выдвигает целый ряд проблем. И одна из таких проблем – необходимость углубления знаний о психологических особенностях людей юношеского возраста как одного из основных переломных моментов в жизни человека. От того, насколько успешно юноша пройдёт этот этап, зависит его дальнейшая жизнь. Юношеский возраст связан с осознанием себя и проявляется во включении молодого человека в общество взрослых. Процесс осознания себя характеризуется таким важным компонентом, как самооценка. От уровня самооценки зависит уровень достижений человека, его самореализация.

Исследованием особенностей формирования самооценки занимались многие учёные (А.З. Зак, Т. Шибутани, Б.Г. Ананьев, М.И. Ковель, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.И. Чеснокова, Л.И. Корнеева, Э.И. Суверова, Л.В. Бороздина). Они в своих трудах указывали, что самооценка оказывает непосредственное влияние на познавательную деятельность человека.

Также этими авторами были определены приёмы формирования адекватной самооценки путём активного воздействия на личность.

Самооценка в период юношества отличается неустойчивостью и представляет собой фрагментарную совокупность представлений о себе. На этом возрастном этапе происходит качественный перелом в развитии самосознания, что может способствовать формированию неадекватной самооценки. Возникновение неадекватной самооценки связано с множеством причин. Если понимать причины возникновения неадекватной самооценки, то можно найти продуктивные варианты её коррекции и направить развитие личности в нужное русло.

При проведении исследования особенностей психокоррекции неадекватной самооценки были использованы методики, направленные на диагностику основных факторов, влияющих на образование и дальнейшее формирование самооценки.

В соответствии с выделенными факторами, вызывающими возникновение неадекватной самооценки, была разработана коррекционная программа. В коррекционную программу входят такие методы групповой психокоррекционной работы, как психологический тренинг. Тренинги имеют различную направленность (на развитие коммуникативных качеств, снижение уровня тревожности, преодоление неуверенности в себе и т.д.) и способствуют повышению уровня самооценки людей юношеского возраста.

Цель коррекционной программы: способствовать формированию адекватной самооценки и повысить уровень низкой самооценки у лиц юношеского возраста с помощью психологического тренинга, направленного на устранение причин возникновения неадекватной самооценки.

Далее приводятся примеры двух тренинговых занятий из коррекционной программы.

 

Тренинг «Эффективное общение»

Цель: развитие коммуникативной компетентности, повышение самооценки.

Ход занятия:

1. Приветствие и знакомство участников: упражнение «Знакомство в цвете».

Каждому участнику тренинга раздаются листочки цветной бумаги (2-3 цвета). На этих листочках они пишут свои имена, затем презентуют (показывают всей группе свой листочек, приветствуют участников тренинга и вслух называют имя). Также следует высказать пожелание участникам группы, чтобы настроить их на продуктивную тренинговую работу.

Значение цвета:

  • Красный – активность;
  • Зелёный – жажда получения новых знаний;
  • Белый – безразличие.

2. Составление правил тренинговой работы.

На доске вывешивается лист бумаги большого размера. Участникам раздаются маленькие листочки бумаги. Каждый участник записывает на этих листочках определённое правило, которое на его взгляд, является важным в групповой работе. Эти листочки участники прикрепляют к большому листу. Затем все правила зачитываются вслух и утверждаются группой.

3. Разминка: упражнение «Встать по числу».

Все участники садятся по кругу. Инструкция: «Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало. Сесть они смогут только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание нужно молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга».

4. Упражнение «Молчащее и говорящее зеркала».

В круг приглашается доброволец, который будет «смотреть в зеркало». Ему даётся следующая инструкция: «Ваша задача – только по отражению в «зеркале», точнее в двух «зеркалах», определить, кто из членов группы подошёл к вам сзади. Эти два «зеркала», разумеется, будут живыми. Одно будет молчащим: оно сможет объяснять вам, кто находится за вашей спиной, только с помощью мимики и жестов. Второе «зеркало» - говорящее. Оно будет объяснять, что это за человек, конечно не называя его имени. Выберите из группы тех двоих, кто станет молчащим и говорящим «зеркалом».

После того, как игрок сделал выбор, ведущий даёт «зеркалам» более подробную инструкцию: «Зеркала» встают рядом у стены. Основной игрок – перед ними. Все остальные участники группы располагаются за его спиной и по одному бесшумно подходят к нему сзади. Отражение «зеркалами» происходит по очереди. Сначала работает молчащее «зеркало». Если основной игрок не может угадать человека за спиной, то вступает говорящее «зеркало» и произносит только одну фразу. Если игрок опять не угадывает, то снова можно по-другому – отражает молчащее «зеркало» и так ещё два раза. Задача игрока – угадать человека за спиной как можно быстрее.

Для «зеркал» есть определённые условия. Молчащее «зеркало» фактически не ограничивается в способах «отражения» человека за спиной основного игрока. На говорящее «зеркало» накладывается ряд ограничений. Во-первых, запрещено называть имя человека за спиной основного игрока. Во-вторых, при описании человека нельзя ссылаться на воспоминания о событиях с его участием вне группы. В-третьих, следует избегать простых описаний внешности. Это разрешается только в третьей фразе.

После третьей фразы говорящего «зеркала» упражнение с данными участниками прекращается.
После проведения игры проводится обсуждение, в котором участники делятся впечатлениями о своих тактиках показа и угадывания, а также о своих чувствах при исполнении разных ролей и при наблюдении за другими участниками.

5. Упражнение «Комплименты».

Ведущий «Сейчас мы все по очереди будем говорить комплименты друг другу. Важно помнить, что такое комплимент и как говорят комплименты.

Это приятные слова и их говорят искренне. При этом обязательно надо смотреть в глаза собеседнику. Получивший комплимент говорит «спасибо». После упражнения проходит обсуждение:

  • Что вы чувствовали, когда вам говорили комплименты?
  • Когда вы говорили комплименты?
  • Что было легче, говорить или принимать комплименты? Почему?

6. Ритуал прощания (обмен мнениями).

Участники, сидя в кругу, произносят в адрес рядом сидящего слова прощания и доброе пожелание. Цель упражнения заключается в улучшении атмосферы в группе и закреплении положительного воспоминания о конце занятия.

Рефлексия.

Анализ занятия.

В ходе проведения тренингового занятия «Эффективное общение» студенты проявили разный уровень активности при участии в проведении упражнений. Студенты с адекватной самооценкой проявили себя самостоятельными, коммуникабельными, убеждёнными в успехе любого порученного им дела. Это помогает им придерживаться своего мнения, позволяет в спорных ситуациях отстаивать свои взгляды и суждения. Те студенты, самооценка которых была неадекватной, выглядели скромными, неуверенными в своих силах.

Они очень редко высказывали своё мнение и занимали пассивную позицию на занятии.

На данном тренинговом занятии наиболее удачным упражнением было упражнение «Молчащее и говорящее зеркало». Студенты активно и с интересом участвовали в проведении этого упражнения. При выполнении упражнения «Комплименты» участники, говоря друг другу комплименты, должны смотреть друг другу в глаза. Но не у всех участников это получилось.

 

Тренинг «Образ Я»

Цель: формирование положительного образа Я, выработка более объективной самооценки.

Ход занятия:

1. Индивидуальное приветствие.

Каждый участник тренинга придумывает собственное оригинальное приветствие группы. После того, как все участники придумали приветствие, они по очереди приветствуют друг друга при помощи индивидуальных приветствий.

2. Разминка: упражнение «Образ Я».

Каждому участнику предлагается произнести слово «Я» с только ему присущей интонацией, мимикой, жестами. Нужно сделать это так, чтобы одним словом как можно полнее выразить восприятие своего «Я», свою индивидуальность и своё место в мире.

3. Упражнение «Я такой, какой я есть».

Участники рисуют себя так, чтобы никто не видел. После этого рисунки собираются и смешиваются. Производится обмен впечатлениями по каждому рисунку.

4. Упражнение «На какой я ступеньке?».

Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней. Дается инструкция: "Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь".

После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:

  • 1-4 ступенька - самооценка занижена
  • 5-7 ступенька - самооценка адекватна
  • 8-10 ступенька - самооценка завышена.

5. Упражнение «Ромашка».

Возьмите лист и в центре нарисуйте круг в нём напишите «Я», а теперь по кругу как листочки ромашки напишите те качества, которые по жизни вам помогают. Эти качества могут быть как положительными, так и отрицательными, главное чтобы они хоть в какой-то ситуации могли бы вам помочь.

6. Ритуал прощания: упражнение «Круг».

Участники встают в круг, берутся за руки и говорят «Спасибо за занятие! До свидания».

Рефлексия.

Анализ занятия.

На тренинговом занятиии «Образ Я» студенты с неадекватной самооценкой не смогли проявить себя в проведении упражнения «Я такой, какой я есть». Они долго не могли придумать, как выразить себя в рисунке. В ходе презентации они испытывали особые затруднения, опасаясь того, что их мнение будет встречено враждебно. Такие студенты не стремились первыми представить свой рисунок и при презентации испытывали заметное волнение.

На данном тренинговом занятии участникам наиболее понравились упражнения «Образ Я» и «Я такой, какой я есть». В этих упражнениях студенты проявили свою индивидуальность и фантазию, чтобы наилучшим образом выразить свою индивидуальность. Также отличным завершением занятия было упражнение «Ромашка», которое позволяет участникам проанализировать свои положительные и отрицательные качества и определить, как они влияют на их жизнь (положительно или отрицательно).

Использованная литература:

  1. Р. С. Немов «Практическая психология», Москва, 2003 г.
  2. А. Р. Гайнанова «Особенности становления я – концепции младших подростков» //Психология обучения №8 2008 с. 54 - 66.
Шавва Наталья Александровна26.07.2016 3450 В помощь родителям
Всего комментариев: 0
avatar