РАЗРАБОТКИ

Другие модули


"Маленькие хитрости вместо строгих правил" - рекомендации для качественного заучивания словарных слов

Валентина Вербицкая

Правильное написание словарных слов —
один из критериев грамотности.

В русском языке есть множество слов, которые не подчиняется правилам орфографии. Это словарные слова, написание которых следует запоминать.

Не каждому ребенку процесс запоминания дается легко. Это объяснимо, ведь память, мышление, способности – все индивидуально.

Многообразие орфограмм в словарных словах – одно из препятствий в заучивании слов к безошибочному написанию.

Приведу примерные группы, на которые можно разбить словарные слова:

  • слова с непроверяемой гласной буквой (нАрод, зАвод, рАбота, вАгон );
  • слова с удвоенной согласной (груППа, клаСС, руССкий);
  • слова с непроизносимыми согласными (чуВствовать здраВствуйте);
  • слова с раздельным написанием (ДО свидания);
  • слова со слитным написанием (Вдруг, Сбоку);
  • и далее по ступени появятся другие группы

Так как же быстрее и эффективнее заучить правописание словарных слов, чтобы реже приходилось обращаться к орфографическому словарю за подсказками?

Моя педагогическая практика показала, что можно найти способы, которые помогут каждому ребенку быстро запоминать написание словарных слов и, что очень важно, долго удерживать полученные знания в памяти. Педагогам часто приходится наблюдать, как ученик честно заучивает слова, успешно пишет словарные диктанты в классе, а вот в проверочных диктантах допускает в этих словах ошибки. Это означает, что в тексте диктанта ребенок не узнал эти слова, не смог сосредоточиться на их правописании. Предлагаю некоторые рекомендации для родителей учеников начальной школы, ведь мы понимаем, что запоминание словарных слов — кропотливая работа ребенка, которую на первых этапах школьной жизни координируют и организуют взрослые.

В первую очередь настоятельно рекомендую, при выполнении домашнего задания по русскому языку ОБЯЗАТЕЛЬНО обращать внимание ребенка на изученные словарные слова, если они встречаются в текстах.

Итак:

1. Помним: нельзя слишком увлекаться — не стоит брать сразу много слов и, желательно, ежедневно возвращаться к изученным словам, контролируя прочность запоминания.

2. Прежде чем познакомить ребенка с графическим образом слова, необходимо уточнить его значение с помощью картинки или конкретного предмета, а далее прочитываем слово по слогам в соответствии с его написанием. Используем как можно больше помощников - соединяем работу глаз, ушей, языка и руки.

3. Тренируемся в изменении словарных слов (тетрадь, на тетради, за тетрадями), в образовании цепочки однокоренных слов (вЕселО, вЕселье, развЕселить), в написании словосочетаний и предложений со словарными словами (маленький воробей). Такая работа делает запоминание более эффективным. Ребенок будет готов узнавать изученные слова в тексте диктанта. Начиная с 3 класса, склоняем словарное слово: записываем слово со сложной орфограммой во всех падежах.

И.п. горизонт
Р.п. горизонта
Д.п. горизонту
В.п. горизонт
Т.п. горизонтом
П.п. (о) горизонте

4. Рисуем картинки: можно, конечно, найти готовые карточки со словами в интернете, но сделать такие самостоятельно гораздо эффективнее.

Придумайте вместе с ребенком яркий и запоминающийся образ для сложного слова и нарисуйте его вместе. Обязательно отразите те буквы, правописание которых сложно запомнить, на своей картинке.

5. Проговариваем слово по слогам, выделяя опасные места.

Показываем написание слова. Желательно записывать слова на отдельные карточки, крупными буквами выделяем опасные места, несколько раз проговариваем, убираем образец, слово заново записываем на карточку.

6. По мере накопления карточек предлагаем ребенку различные способы классификации.

Например, слова пишущиеся с заглавной буквы ( Москва, Родина); по группам : животные, растения, посуда, школа и т.п.; слова в которых для запоминания буква А (О, И, Е и т.д.); слова с удвоенной буквой П (Т, С, и т.д.)

Я со своими учениками сделали лото словарных слов. На карточках написали слова, приготовили корзинку с буквами (можно маркер использовать, в таком случае карточки ламинируем) и мешочек с буквами. Кто быстрее и без ошибок закроет свою карточку. Игру ведет ведущий. На переменках дети с удовольствием запоминают и повторяют слова играя.

7. Связать несколько словарных слов в смысловую цепочку — составить текст.

Например, даны слова: учЕник, тЕтрадь, пОртфель, кАрАндаш, рЕбята, вЕселО. Ребенок составил такой текст: «УчЕники взяли новые пОртфели, сложили тЕтради, кАрАндаши, ручки, учебники и пошли в школу. Ребята встретились 1 сентября и вЕселО делились новостями». Далее можно предложить детям вспомнить составленный рассказ и записать только словарные слова.

8. Найти ассоциацию, образ, связанный со словарным словом: бЕрёза- бЕлая; гАзета-бумАга, кАрман-дырА; зАвод-трубА; кАпуста-зАяц и т.д.

Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Очень важно, дорогие мамочки и папочки, НЕ навязывать ребенку своей ассоциации!

Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).

9. Используем стикеры: нарисованные картинки для словарных слов (или карточки со словами) развесьте в разных местах по квартире.

Пусть любое время, когда ребенок пьет чай, чистит зубы, не пропадает зря. Этот метод можно рассматривать как завершающий этап после всех предыдущих способов.

Мои ребята завели собственный орфографический словарик, куда ученики записывают каждое новое словарное слово (взяли обычную ученическую тетрадку, разрезали ее пополам; на разделенную пополам страничку, помещается меньше слов – как раз столько, чтобы удобно было повторить за одно занятие). В своем классе мы сделали и словарь в электронном варианте. Создали презентацию в формате Microsoft Power Point, где каждый группировал слова в свои, удобные для запоминания, группы. Вот, к примеру, что может получиться:

Итак, подведем итог. Учим словарные слова с удовольствием, используя те способы запоминания, которые помогают вашему ребенку.

Предлагаю алгоритм, который поможет взрослым верно организовать работу для качественного запоминания словарных слов:

1. Ребенок прочитывает словарное слово вслух по слогам;

2. Объясняет значение слова или ищет значение в толковом словаре. ВАЖНО: на этом этапе школа и родители находятся в плодотворном сотрудничестве, выполняя одно из требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования: «Предметные результаты изучения предметной области «Русский язык и литература» должны отражать:

Русский язык:

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения: умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов; пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего - для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления; пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова; использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов; использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов; использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов»

3. Обозначает в слове ударение, орфограмму обязательно подчеркивает или выделяет другим цветом (мы используем ручку с зеленым стержнем); и далее попробуйте один или несколько способов запоминания с которым вы познакомились в этой статье.

Такая практика, с использованием словесно-логической, образной, слуховой, зрительной, ассоциативной памяти, помогает легче и прочнее усвоить правописание трудных для запоминания слов. Помним, что в наших силах помочь детям облегчить процесс запоминания слов с трудными орфограммами. А если превратить этот процесс в игру и увлекательную задачку, он станет значительно легче. Нет строгих правил для заучивания словарных слов, есть маленькие хитрости, которыми мы, взрослые, способны овладеть.

Всем ребятам желаю успехов в запоминании слов, которые не подчиняется правилам орфографии.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.