РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Некоторые проблемы физического воспитания детей с ОВЗ

В современной российской школе в условиях модернизации образования необходимо серьезное преобразование учебно-воспитательного процесса и методики преподавания физической культуры.

Сегодняшний учитель физической культуры осознает важность проблемы воспитания гармоничной личности учащегося, развитой равно духовно и физически. Педагогу необходимо строить уроки таким образом, что они способствовали формированию и развитию потребностей в системных занятиях спортом или стабильном и регулярном выполнении базовых физических упражнений.

В настоящей статье предпринята попытка рассмотрения важнейшего аспекта деятельности учителя физкультуры – создание условий для повышения эффективности процесса физического воспитания школьников в условиях инклюзивного образования.

В педагогике последних десятилетий активно поднимаются вопросы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ. Курсив мой – Е.П.). Бесспорным является факт всеобщего права на получение образования. В связи с этим становится очевидной своевременность постановки долгосрочной цели политики нашего государства в области образования – повышение доступности качественного образования для всех категорий учащихся (в том числе с ОВЗ). В данной связи следует отметить и некоторый положительный опыт дополнительного образования детей в детско-юношеских спортивно-адаптивных школах, участия в программах Специального Олимпийского движения.

Однако сегодня необходимо четкое осознание ресурсов максимально эффективного обеспечения права детей с ОВЗ на качественное и доступное образование, в том числе физическое.

В современной школе нет четкой стратегии по решению проблемы внедрения системы инклюзивного образования в систему уроков физической культуры.

В существующей системе инклюзивного физического воспитания остро стоит проблема совместного обучения и развития физических способностей детей с ОВЗ и их здоровых ровесников.

Несмотря на очевидную потребность инклюзии детей с неодинаковыми возможностями здоровья в различные формы физического воспитания на уроках обнаруживается недостаточность степень разработки интеграционных программ.

В связи с вышеизложенным следует подчеркнуть актуальность решения проблемы поиска и обоснования средств, методов и форм инклюзивного физического воспитания школьников на уроках физической культуры.

Своевременное создание методики инклюзивного физического воспитания позволит увеличить результативность уроков физической культуры для школьников с ОВЗ и облегчить адаптацию данной категории учащихся к социуму и окажет содействие в воспитании толерантности здоровых детей.

Создание эффективной методики инклюзивного физического воспитания поможет в организации благоприятных условий для максимально результативного личностного и физического развития как детей с ОВЗ, так и их здоровых сверстников.

Исследование опыта зарубежной педагогики в области инклюзивного образования, обобщение материалов научно-методической литературы позволяет сделать убедительные выводы о несомненной значимости решения данной проблемы.

В результате инклюзивного обучения у детей с ОВЗ появляется реальная возможность улучшения собственных социальных компетенций и навыков коммуникации, регулярно коммуницировать со своими здоровыми сверстниками. Следует отметить, что подобное взаимодействие способствует развитию у здоровых учащихся толерантности, милосердию и уважению к лицам с ОВЗ.

Создание условий для полноценного физического развития учащихся с ОВЗ и их одноклассников, на которых должна базироваться методика инклюзивного физического воспитания может быть реализовано с помощью следующих методических приемов: выполнение учащимися всех категорий разных заданий при проведении эстафет и разных ролевых функций, учитывающих возможности здоровья каждого конкретного участника инклюзивного урока физической культуры.

Методика проведения инклюзивного урока физической культуры может включать общеразвивающие и корригирующие упражнения, прикладные двигательные действия и задания, подвижные игры, эстафеты, творческие практики, элементы психогимнастики, кооперативные подвижные игры, двигательные действия, основанные на ассоциациях и некоторые другие. Следует также отдельно отметить о необходимости интеграции как урочных, так и внеурочных форм занятий: утренняя гимнастика; подвижные перемены, общешкольные физкультурно-оздоровительные мероприятия, дни здоровья, секционные занятия.

В завершении данной статьи отметим, что в целях улучшения результатов инклюзивного физического воспитания в средней школе учителю физкультуры следует регулярно проводить комплексные уроки, включающие общеразвивающие, коррекционные упражнения и эстафеты. При осуществлении контроля наиболее целесообразно выбирать форму текущего учета, подходить к оценке учащегося индивидуально по результатам выполнения контрольных упражнений.

Педагог, руководящий процессом инклюзивного воспитания, должен постоянно помнить о всех противопоказаниях и индивидуальном подходе к дозировке физической нагрузки. В то же время особенно важное значение имеет способность учителя физкультуры наладить тесный контакт с медицинскими работниками, владеющими информацией об индивидуальных особенностях здоровья школьников.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Лучшие статьи

Статей за текущий месяц нет.
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены