РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Опыт по конструированию технологических карт урока

Опыт по конструированию технологических карт урока

«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее:
на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг».
( К.Д. Ушинский).

С 1 сентября 2011 года образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Новая система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков (ЗУН) и ставит главной задачей развитие личности ученика. В современном образовании акцент ставится на обеспечение становления личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей, на умения применять знания, на знания как средство развития личности. Поэтому формулировки заданий на уроках математики теперь выглядят несколько иначе. Предлагается наряду с усвоением конкретных знаний, научить преобразовывать и применять освоенный обучающимися опыт для получения нового знания, научить работать с текстами, рисунками, графиками, таблицами и схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения. Поставленная задача с этого момента полностью меняет конструирование современного урока.

Так как же построить урок?

Какие основные моменты следует учесть учителю при подготовки к современному уроку?

Главные профессионально-педагогические умения-это умения по проектированию и проведению уроков, реализующих системнодеятельностный подход и направленных на достижение образовательных результатов ФГОС.

Чтобы провести урок, отвечающий современным требованиям учитель должен уметь:

  • грамотно трактовать ключевые понятия, определяющие контекст современного урока;
  • проектировать уроки, направленные на реализацию системнодеятельностного подхода и достижение результатов ФГОС;
  • организовать ведущую к достижению результатов обучения деятельность учащихся на уроке;
  • анализировать проведенный урок в соответствии с современными требованиями к нему.

Наиболее «удачным» сценарием современного урока является его обобщенно-графическое выражение, а именно технологическая карта урока, как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, дающая возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников учебного процесса.

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности.

Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.

Технологической карте присущи следующие отличительные черты:

  • интерактивность,
  • структурированность,
  • алгоритмичность при работе с информацией,
  • технологичность и обобщённость.

Задача технологической карты урока - отразить деятельностный подход в обучении. Это способ графического проектирования урока, который

1) позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • определить универсальные учебные действия;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • осмыслить и спроектировать последовательность работы;
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год;
  • освободить время для творчества;
  • на практике реализовать метапредметные связи;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися;
  • решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт
  • обеспечить повышение качества образования.

2) позволит администрации школы - контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
  • используются эффективные методы работы с информацией;
  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

На одном из сайтов педагогических сообществ коллеги спорят о необходимости технологической карты урока. Одни говорят, что технологическая карта нужна, другие - не нужна вообще. Учитель начальных классов с многолетним педагогическим стажем, кандидат педагогических наук Л.М. Евдокимова считает: "Цель составления технологической карты состоит в превращении мысли в действие". Я тоже придерживаюсь такого мнения. Проанализировав информацию, которая есть на открытых электронных источниках, обобщив опыт работы учителей нашей школы, могу сделать вывод: сегодня существует достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями – практиками. А унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Технологическая карта для меня – это одновременно и планирование, и конспект, который дополняется сопровождающими материалами: алгоритмами, опорными схемами, задачами для индивидуальной или групповой работы, тестовыми заданиями различных типов, вопросами для самоконтроля учащихся в соответствии с уровнем усвоения ими знаний, критериями оценивания и т. д.

Каждая технологическая карта урока, которую я конструирую имеет следующие параметры:

  1. Содержит название этапов урока, его цели.
  2. Прописывает деятельность учителя.
  3. Прописывает деятельность учащихся.
  4. Определяет перечень УУД, над которыми учитель планирует работать на уроке.

Для каждого этапа урока определяю объем содержательной части технологической карты урока и ее оформление.

В своей работе я использую несколько видов технологических карт. Наиболее удачной формой для технологической карты урока считаю таблицу.

В начале технологической карты располагается традиционная «шапка», далее — в виде таблицы — основные элементы содержания. Исходя из особенностей системно-деятельностного подхода определяются вертикальные столбцы карты: деятельность учителя и деятельность учащегося. Количество горизонтальных столбцов зависит от типа урока, т.к. тип урока определяет количество этапов, необходимых для его реализации. Основной этап зависит от учебных целей, что, в свою очередь, определяет тип учебного занятия.

  • Тема урока
  • Тип урока
  • Дата урока
  • Образовательные ресурсы
  • Цели урока
  • Формы и методы обучения
  • Планируемые образовательные результаты:
  • Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД

На основе множества технологических карт урока я смогла подобрать для своей работы данную структуру, на мой взгляд, удачно реализующую цели формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

На первых порах мне было очень сложно создать технологическую карту урока. Наибольшие затруднения вызывала декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности, обучающихся на каждом этапе. Для преодоления своих затруднений использовала различные варианты и способы составления технологических карт.

Применила на практике конструктор технологической карты «Учитель ON-LINE» и «Мастер технологических карт».

Конструктор технологической карты «Учитель ON-LINE» представляет собой электронную среду (сайт) с доступом через сеть Интернет, для разработки, корректировки и хранения технологических карт урока или учебно-методических комплексов по отдельным предметам. Позволяет оптимизировать ежедневную подготовку к урокам, сократить время создания технологической карты за счет четкой структуры технологической карты, предложенной разработчиками продукта и наличия полей с авто заполнением.

Несомненным достоинством данной программной среды, отличающей ее от аналогов, является работа в режиме онлайн в интернете и сохранение всех данных на сервере. Нет необходимости устанавливать программу отдельно на компьютере дома и на работе, сохранять готовые технологические карты на внешних носителях информации, создавать многотомные папки на компьютере учителя для хранения технологических карт, экономится память компьютера учителя. 

Технологическую карту урока можно быстро составить с помощь программы "Мастер технологических карт".

Программа позволяет: составить технологическую карту в формате Excel, редактировав в ней такие параметры как:
- Общие сведения;
- Задачи и планируемые результаты;
- Формы, связи и ресурсы;
- Тип и цели урока.

Также программа позволяет сохранять проекты, что в дальнейшем облегчает работу.

В результате проделанной работы по изучению разных способов составления технологических карт собрала комплект материалов для конструирования современного урока.

В него входят: - метапредметные познавательные УУД; примерная структура каждого типа урока по ФГОС; шаблон технологической карты; формулировки деятельности учителя и обучающихся на уроке математики.

Подборка материалов позволяет мне значительно облегчить подготовку к урокам и экономить время.

По результатам работы над данной темой выявила следующие тенденции в планировании современного урока:

  • популярность планирования урочной деятельности в форме технологических карт достаточно высока;
  • карты варьируются по количеству и перечню выделенных разделов в зависимости от степени детализации хода урока;
  • разработчики технологических карт урока привносят в их структуру элементы, которые призваны отразить содержательные особенности преподаваемого ими предмета.

Могу утверждать, что право самого учителя выбирать ту или иную форму технологической карты, важно, чтобы сам педагог понял необходимость данной работы.

Список литературы:

  1. Артемьева. А.Н. Разработка технологической карты урока. // Управление начальной школой. – 2010. – №10. – С. 11-14.
  2. Безрукова, В.С. Все о современном уроке: проблемы и решения / В.С.Безрукова. – М.: Сентябрь, 2004
  3. Гузеев, В.В. Проектирование и анализ урока / В.В. Гузеев // Директор школы. – 2005. – № 7.
  4. Жук, Н.Н. Личностно ориентированный урок: технология проведения и оценки / Н.Н. Жук // Директор школы. – 2006. – № 2.
  5. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. 2011. № 12. С. 12–18.
  6. Лаврентьев, В.В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно-ориентированного обучения: методические рекомендации / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1.
  7. Лукьянова, М.И. Методика анализа личностно-ориентированного урока по предметам основной школы / М.И. Лукьянова, Н.А. Радина, Т.Н. Абдуллина // Завуч для администрации школ. – 2006
  8. Мороз, Н.Я. Конструирование технологической карты урока / Н.Я. Мороз // Научно-методическое пособие. – Витебск, 2006.
  9. Тараскина Марина Александровна. учитель математики первой квалификационной категории МАОУ СШ №2, г. Пестово

Тараскина М.А.25.01.2017 5790
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.