РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Эксперты Института стратегии развития образования предложили учить физику и биологию с 5-6 класса

Заведующий центром естественнонаучного образования Института стратегии развития образования РАО Александр Пентин на семинаре в ВШЭ привёл данные международного исследования TIMSS-ad.

Эксперты Института стратегии развития образования сравнили результаты российских школьников по естественнонаучной грамотности в разных международных исследованиях и пришли к выводу: чем старше школьники, тем хуже они справляются с заданиями исследований.

В начальной школе у нас отличные показатели. И это при том, что в программе "Окружающий мир" нет примерно 40 процентов информации, которая встречается в исследовании TIMSS по естественнонаучной грамотности.  У нас в "Окружающем мире" только азы биологии и географии. А от школьников требуют гораздо большего. Объем программы в нашей началке в два раза меньше, чем, например, в Сингапуре, Корее, Японии. Так в чем секрет высоких показателей? Среди причин - возраст школьников.

- Наши заметно старше других детей. У нас средний возраст учеников четвертых классов - 10 лет и 8 месяцев, в других странах - 10 лет и 2 месяца. Еще фактор - в России 93 процента учеников делают домашние задания. Примерно как в Японии и Казахстане. В других странах - меньше, - рассказал Александр Пентин.

Казалось бы, что там полгода разницы в возрасте? А вот, оказывается, это может дать в результатах до плюс 20 баллов. Условно говоря, в детстве каждый месяц - почти как полгода в институте. Сказываются, видимо, и новые стандарты, по которым в начальной школе ученики стали на уроках больше рассуждать, и результаты международных исследований сразу стали лучше.

Эксперты тем не менее считают, что в учебниках для началки нужны азы знаний по биологии, физике - эти линии должны быть сквозными.

В средней школе дела похуже. Естественнонаучную грамотность проверяют два исследования TIMSS и PISA. Но в первом мы на 7-м месте, а во втором - на 32-м! Такой большой разницы нет практически ни у одной страны. Причина в том, что второе исследование проверяет применение естественнонаучных знаний. И тут у нас беда. Особенно по таким критериям, как "применение" и "рассуждение". Самым трудным оказалось задание по теме "рациональное рыболовство". Ни формул, ни трудных примеров в задании нет. Надо было внимательно прочитать текст, осмыслить его и дать ответ. С этим справились лишь 6 процентов учеников.

Эксперты говорят: наши программы и учебники по естественнонаучным дисциплинам очень разобщены. Вдобавок, Россия - одна из немногих стран, где в 5-6 классах в расписании вообще нет физики и химии. А в других странах есть.

- По-новому надо писать школьные учебники, главное внимание уделяя эксперименту, исследовательской работе, анализу первичных научных данных. Преподавание должно идти по-принципу: "А что, если…". Но это невозможно сделать, не сократив часть программ, - уверен Александр Пентин.

Автор текста: Ирина Ивойлова

Смотрите также:
Будем рады, если Вы поделитесь ссылкой на эту новость с друзьями!
05.03.2018 2888 pixabay.com
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены