РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Педагогическая статья "Школьник и школьный театр"

Педагогическая статья "Школьник и школьный театр"

Автор: Лобова Ирина Викторовна

Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. «Заговори, чтобы я тебя увидел» - сказал Сократ. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний как в устной, так и в письменной форме. Обучение старшеклассников устному и письменному речевому общению (коммуникативной компетентности) приобретает особую значимость в современной ситуации, когда неуклонно снижается уровень национальной языковой культуры в целом: в средствах массовой информации, в художественной литературе, в публицистике и в повседневном общении носителей языка.

Самая важная причина отсутствия у детей хорошей речи – дети не читают книг. Чтение относится к общенациональным проблемам, и от его состояния зависит духовное здоровье и будущее нации. Исследования, проведенные в разных странах, показывают, что читатели отличаются от нечитателей в своем интеллектуальном развитии. Они способны мыслить, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, иметь больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеть речью. Они точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Следовательно, чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека.

Помимо духовного просвещения есть еще и абсолютно прагматическая необходимость в чтении книг.  У «начитанных» детей гораздо реже возникают проблемы с грамотностью, как в устной, так и в письменной речи. Во-первых, во время чтения ребенок незаметно для себя усваивает законы красивого, литературного языка, учится не только говорить и писать, но думать грамотно. Ошибки в словоупотреблении и в управлении режут слух начитанного человека. Во-вторых, все знают, что каждая прочитанная книга увеличивает словарный запас даже взрослого человека, не говоря уже о детях и подростках. Уже бесспорен тот факт, что в современном мире умение красиво говорить может повлиять на карьеру и судьбу человека в целом.

Речь наших детей часто бедна просто потому, что они не стремятся говорить более ярко и разнообразно. Наоборот, существует тенденция, что речь становится все более скудной и однообразной.

Поэтому, понимая всю важность проблемы, я строю свою систему работы, используя и уроки, как учитель русского языка и литературы, и внеурочные мероприятия как завуч по ВР, и занятия театральной студии, руководителем которой являюсь.

Во все времена и у всех народов учеников воспитывала та школьная социальная среда, которая организуется для каждого отдельного ребенка, – так считал классик педагогической психологии Л. С. Выготский. Учитель является организатором воспитывающей среды и управляет не только познавательными процессами своего ученика, но и основными рычагами социальной ситуации его развития. В основе воспитания – целенаправленная и преднамеренная выработка новых форм поведения и деятельности ученика, определяющая планомерную организацию его поэтапного развития.

Это - работа над проектами, в ходе которых требуется брать интервью у людей различного уровня (от родителей, учителей, одноклассников, незнакомых пожилых людей до официальных лиц поселка), получать информацию, проводить исследования. В ходе  проектов происходит взаимодействие с разными людьми, выясняется мнение. И заметили такую закономерность: люди охотно рассказывают о себе, если выбрать интересующую их тему, говорить на понятном для них языке, показать заинтересованность в разговоре.

И делаем важное для себя открытие – нам интересно слушать пожилых людей. Их речь  характерна тем, что на простой вопрос они отвечают не короткой фразой, как подростки, а пространным рассказом  о событии, о времени, когда это произошло, демонстрируя хорошую память на людей и факты их биографии, даже, если речь идет об очень давних событиях.

Это - инсценирование литературных произведений,  школьных сценок, написание сценариев для вечеров и праздников, выступления в качестве ведущих мероприятий разной тематики (использование разной лексики) – краеведческой конференции, выпускного вечера, осеннего капустника, торжественной линейки, круглого стола, дискуссии, КВНа. И выступления перед разной аудиторией: в школе для разного возраста детей, поездки в пансионат для престарелых в с. Садовом, с.  Мосоловка с поздравлениями ко Дню победы, к Дню пожилых людей, перед родителями.

Это -  написание статей в газету о различных событиях, как в школьную, так и районную, информации для школьного сайта, публикации в  научном сборнике «Культура речи», куда направили свои статьи ученики 7 класса.

Такая работа - важная необходимость. Это помогает  сформировать у школьников коммуникативную потребность: стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, понимание того, какие преимущества дают разнообразные речевые умения, как можно с их помощью воздействовать на других людей, мыслить, выражать себя, быть успешными в социальной среде.

Динамика социально-экономических изменений, развитие процессов демократизации общественного сознания и практики порождают потребность в личности, способной к адекватной культурной самоидентификации, к свободному выбору собственной позиции, к активной самореализации и культуросозидательной деятельности. Именно в школе происходит становление личностного самосознания, формируется культура чувств, способность к общению, овладение собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитывается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности. Театральная деятельность, органично включенная в образовательный процесс, — универсальное средство развития личностных способностей человека.

Театральная педагогика существует очень давно, со времен античности.          В нашей школе «театр больше, чем театр». Конечно, существует театр-студия «Вдохновение». Спектакли этого объединения успешно выступают на школьной и районной сцене и ежегодно получают награды – театральную «Золотую маску» на традиционных муниципальных  фестивалях школьных театров. Показ даже одного и того же спектакля перед разной аудиторией – очень нелегкое испытание для юных актеров. И очень хорошая практика для развития речи. Появляются новые интонации, мимика, жесты, пробуются разные средства убедительности.

Очень хорошо и эффективно применять театральную игру на уроке, особенно на уроке литературы. Очень эффективны в моей практике деловые игры – научную конференцию на уроке, где есть роли докладчиков и роли оппонентов, критиков, жюри. Можно сделать доклад в разном стиле – научном, деловом, публицистическом. Делаю это уже три года в одном классе, сейчас они перешли в 8. Сильные ученики этого класса выступают в роли жюри на зачетных мероприятиях в 5 классе, где оценивают выступления. Они же выступают в роли оппонентов и для старшеклассников, готовящихся к научной конференции на муниципальном и региональном уровнях. Их вопросы очень помогли 10-класснику, который затем занял 2 место в региональной конференции в секции «Филология». Они же успешно пробуют себя в ролях на разной сцене, причем иногда это происходит в один день.

Начинается новый учебный год.  Мы вновь войдем в класс и заговорим.  Желаю всем, чтобы наши дети нас услышали, поняли и заговорили лучше нас. Успехов всем!

Лобова Ирина Викторовна19.09.2015 5910 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar