РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Психологические игры и упражнения для личностного развития младших школьников

Шуванова Татьяна Петровна

Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е. Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие.

В основе сказкотерапии лежит одна или несколько метафор. Метафора представляет собой часть мыслительного процесса с вымышленными обстоятельствами и персонажами. Метафоры, применяемые отдельно взятым человеком, отражают особенности культуры, жизненную позицию, восприятие конкретной ситуации, отношение к себе и окружающим людям. Понимание метафор, используемых в ходе общения с детьми и определяющих их позицию, помогает психологу разобраться в его переживаниях, страхах и внутренних проблемах, которые находятся на подсознательном уровне.

В психокоррекционной работе с детьми, у которых отсутствуют определенные интересы и низкая мотивация к познавательной деятельности, часто именно сказкотерапия как эффективный метод арт-терапии помогает не только понять проблемы, но и направить подсознание на их правильное решение и повышение познавательного интереса. Метафорическое сообщение поможет оказать положительное воздействие на восприятие ситуации.
Метафорическая коммуникация является специальным разделом психологии, имеющим множество речевых шаблонов и приемов, которые способствуют интенсивному коррекционному воздействию на ребенка.

Первым психологом, который использовал метафоры и первые элементы сказкотерапии был М. Эриксон. Он применил в метафорическом общении два типа шаблонов:

  • выборочные умышленные ограничения - «печальная река», «тоскливый закат» и т.д. В этих метафорах заложен глубокий смысл, который собеседник осознает и воспринимает;
  • цитирование или прием «кавычек» с использованием авторитетного мнения или яркого примера.

В рамках метафорической терапии в конце 20 века формируется особый метод арт-терапии - сказкотерапия. Сказки от других видов метафор отличаются тем, что их изначально воспринимают как вымысел или фантазию.

Но внутри каждой сказки скрыт глубокий смысл и есть истина, которая передается читателю.

Сказкотерапия применяется для выявления стандартных бессознательных стратегий поведения ребенка и его глубинных психологических проблем.

Социальные сказки, сказки о животных и сказки в реальном времени имеют заложенные правила поведения и решения внутренних конфликтов, проблем, страхов. Социальная стандартизация личности легко выявляется с помощью сказки.

Метод сказкотерапии особенно эффективен при определении личностной позиции ребенка, его интересов, познавательной активности и мотивации.

Через сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Ситуации, в которые попадают герои сказок, проецируются на реальные школьные проблемы, ребенок получает возможность посмотреть на них со стороны и в то же время идентифицировать проблемы героя с собственными.

«Маленькое Облачко»

Однажды на свет появилось маленькое облачко. Назвали его Маленькое Облачко. Малыш жил, не знал взрослых тревог и волнений, и беззаботно радовался Жаркому Солнцу, Веселому Ветру, Смеющемуся Ручью, Говорливому Лесу. Однако, несмотря на то, что Маленькое Облачко все любили, у него не было настоящих друзей, так как его считали еще малышом и потому не могли принимать всерьез. Малыш любил гулять один по небосводу и думать о том, что он уже взрослый и самостоятельный, а не маленький и глупенький, как думают все вокруг. Тем более, что Маленькое Облачко уже во всю помогало своему Папе по хозяйству. К сожалению, другие более взрослые Облака отказывались в это верить. Однажды Маленькое Облачко, как обычно, гуляло по Синему небосводу, мечтая, что оно скоро вырастет. Мимо весело пробегали другие облака и, весело смеясь, мчались дальше, к темнеющему вдали Говорливому Лесу.

«Эй, Малыш!" - вдруг послышалось совсем рядом, - Полетели с нами! Сегодня все птицы справляют новоселье в Говорливом лесу. Вот повеселимся на славу! Не отставай!» Малыш так растерялся от неожиданности, что не мог вымолвить ни слова и застыл на месте. Когда он очнулся, пролетевших облаков уже и след простыл. Понурив голову, Малыш поплелся домой: «Опять я пропустил самое интересное! Так я никогда не повзрослею!» Но вдруг он заметил, что вокруг стоит какая-то подозрительная тишина. Он огляделся и увидел, что с запада ползет какая-то тьма. С ней нарастал странный гул. Малыш замер. Тьма приближалась, а за ней несся Ужасный смерч. Они двигались прямо к Говорливому Лесу! Малыш вспомнил, что там сейчас идет праздник. Значит, многим грозила беда.

Облачку стало страшно, и тут же он услышал внутри себя Голос: «Неужели ты и вправду маленькое, глупое облачко? Ты же так хотел стать взрослым и большим! У тебя огромное доброе сердце, ты любишь помогать всем. Ты можешь помочь и сейчас! ТЫ МОЖЕШЬ ПОМОЧЬ!» И Малыш подхватил: «Да, они нуждаются в моей помощи! И Я ИМ ПОМОГУ!» Он помчался в сторону Говорливого Леса, чтобы предупредить всех его обитателей о надвигающейся беде и помочь им спастись. ... Тем временем в Говорливом Лесу поднялась суматоха. Никто не знал, что делать, в какую сторону бежать. Увидев на небе Маленькое Облачко, все закричали: «Малыш! Беги домой, а то погибнешь!» «Нет, - ответил Малыш спокойно. - Я вижу, откуда надвигается Смерч, и знаю, где есть безопасное место. Там все могут спрятаться!» «Тогда веди нас туда!» - прокричало самое Мудрое Облако, перекрывая рев приближающейся Бури. И все полетели за Малышом к высокой Скале. В ее просторной теплой пещере укрылись все облака и птицы. Смерч прошел мимо, не принеся никому вреда. Вечером все вернулись в Говорливый Лес, и праздник продолжался. И теперь героем праздника был Малыш, которого с этой поры стали звать Бесстрашным Облаком. И, конечно же, у него появилось множество друзей, и никто уже не считаете его маленьким и глупым. Вопросы для обсуждения:
- Почему взрослые облака перестали называть облачко малышом?
- Как вы думаете, что за голос сказал Облачку «ты можешь помочь»?
- Были ли у вас ситуации, когда вы сами себе говорили «я могу»?
- Как вам удавалось доказать самому себе, что вы действительно можете?

Эмоциональное развитие младших школьников

Стили воспитания, то есть типичные установки и поведение родителей, формирующие эмоциональный климат, в котором родители воспитывают своих детей, играют важную роль в социальном и эмоциональном развитии детей. Например, аффективное и теплое родительское воспитание (то есть отзывчивость, поддержка и вовлеченность родителей), а также поведенческий контроль (например, четкие правила и установление ограничений), применяемые родителями, способствуют низкому уровню проблемного поведения и депрессивных симптомов у детей.
Высокий родительский психологический контроль (то есть контроль поведения и эмоций ребенка с помощью психологических средств, таких как индукция чувства вины), в свою очередь, связан с повышенной тревожностью, дистрессом и депрессивными симптомами как у детей, так и у подростков.

Эмоциональное развитие детей описывается как состоящее из трех различных компонентов:

  1. когнитивно–эмпирического, т.е. индивидуального мышления и осознания чувств (например, попытки забыть болезненную эмоцию);
  2. поведенчески–экспрессивные, т.е. внешние эмоциональные признаки (например, улыбка или плач);
  3. физиологически–химические, т.е. внутренние эмоциональные признаки (например, печаль или счастье). Поведенческо–экспрессивный компонент эмоций является значимым фактором развития ребенка, межличностного поведения и социального общения, поскольку эти внешние эмоциональные признаки дают подсказки о переживаниях и влиянии детей их социальные взаимодействия.

Хотя как положительные, так и отрицательные эмоции функционируют в определенных ситуациях, частое выражение отрицательных эмоций может иметь дезадаптивные последствия. Например, высокий уровень негативных эмоций связан с экстернализацией проблем у детей и подростков. Частое выражение отрицательных эмоций может отражать трудности в регуляции эмоций, и такие трудности были связаны не только с социальными трудностями и делинквентным поведением, но и также к клиническим расстройствам в более позднем возрасте.

В свою очередь, частое выражение положительных эмоций связано с социальной компетентностью.

Раннее эмоциональное развитие детей происходит в динамическом взаимодействии между отношениями ребенок-родитель и средой, в которой они развиваются. Одним из аспектов этой среды является стиль воспитания, где относительно стабильное родительское поведение и отношение к детям определяют эмоциональный климат семьи.

Размерный подход к стилям воспитания, как правило, фокусируется на роли трех измерений стиля воспитания в развитии детей:

  1. привязанность, то есть позитивный аффект, отзывчивость и поддержка в родителей;
  2. поведенческий контроль, то есть регулирование поведения ребенка посредством твердой и последовательной дисциплины (например, установление ограничений, требования зрелости, контроль);
  3. психологический контроль, то есть контроль родителей над эмоциями и поведением ребенка с помощью психологических средств (например, отказ от любви, индукция вины).

Типологический подход к воспитанию, в свою очередь, фокусируется на комбинациях родительских измерений, а не на их уникальных эффектах. Например, психолог Диана Баумринд описала три различных способа воспитания: авторитетное воспитание, характеризующееся высоким уровнем как родительской привязанности, так и поведенческого контроля; авторитарное воспитание, характеризующееся жестким и карательным контролем и низкой привязанностью; и разрешительное воспитание, характеризующееся высокой привязанностью, но низким поведенческим контролем.

Родителям важно помнить идею Л.С. Выготского о единстве интеллектуальных и эмоциональных (аффективных) процессов, создавая условия для интеллектуального развития ребенка. Таким образом, во-первых, родителям следует учитывать, что крайне важно родителям соблюдать баланс в развитии интеллектуальной и эмоциональной сферы ребенка.

Все родители стремятся развивать интеллект ребенка, однако, как правило, подавляют при этом эмоциональную сферу. Развитие интеллекта должно сопровождаться обогащением ребенка различными эмоциональными красками.

Во-вторых, невозможно обеспечить полноценное развитие интеллекта ребенка, если при этом не уделяется особого внимания эмоциональному развитию ребенка. Поскольку эмоции не могут быть подменены и подавлены интеллектом, но при этом отсутствие или недостаточное проявление эмоций ведут к снижению эффективности интеллектуально-познавательного развития у ребенка.

Интеллектуальные эмоции, такие как удивление, сомнения, чувство познания нового сопровождают процесс познавательной деятельности ребенка и влияют на нее.

Интеллектуальные чувства участвуют, в основном незаметно для ребенка, в пробуждении его познавательной потребности. Одновременно эти чувства сигнализируют ребенку о том, что в ситуации есть нечто – неизвестное, загадочное, что хочется узнать, что представляется ценным. Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы детей, наиболее эффективно происходит в игре.

Игра ребенка-это смысл его жизни в дошкольном возрасте. Это его убежище от страхов, поле сражений, полигон игры, достижений и успехов, утешений и мечтаний. На первый план выходят желания, стремления, чувства, мысли и потребности ребенка к активным действиям в той среде, в которой он живет. Игра удовлетворяет биологические и психологические потребности детей, способствует их умственному, эмоциональному, социальному и нравственному развитию. Различные роли в играх, хотя и являются продуктом детской фантазии, позволяют ребенку получить личный опыт о хорошем и плохом, о том, что позитивно, а что нет в поведении. Игры являются важной формой развлечения детей и взрослых, с помощью которой дети самостоятельно организуются и имеют особое воспитательное значение. Они являются мощным инструментом обучения, потому что через игры дети приобретают знания, обогащают свой опыт, развивают навыки и привычки Игра – это развлекательная деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений, окружающую действительность. Игра также предоставляет возможности для перестройки эмоционального опыта играющего: создание и разрядка напряжения, освобождение от страха, злости, грусти и др. В игре возможно инсценирование эмоций, чувств. В игре реализуется способность

ребенка «быть собой и другим».
В игровой деятельности весь эмоциональный спектр контролируется содержанием игры, его сюжетом и ролями. Обладая особыми эмоциогенными свойствами, игра усиливает эмоции, провоцируемые сенсорными стимулами, индивидуализирует их, обогащает оттенками.

В основу рекомендуемых мною игр положено обогащение сенсорного опыта детей. Ощущения (зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, осязательные, вкусовые и вестибулярные) с присущим им эмоциональным тоном вызывают у детей массу эмоций, становятся теми побудителями, которые задействуют механизмы эмоциональной сферы ребенка.

Игровое обучение — наиболее эффективная форма работы с детьми младшего школьного возраста. Игровая деятельность применяется в работе с гиперактивными детьми для того, чтобы помочь им преодолеть проблемы поведения, возникающие вследствие импульсивности. Она помогает приобрести уникальный опыт для социального и психического развития ребенка.

Игровая деятельность активизирует развитие произвольности психических процессов: произвольного внимания и памяти, способствует совершенствованию опорнодвигательной и волевой активности. В процессе игровой терапии ребенок начинает лучше понимать свои чувства, учится принимать самостоятельные решения, делать выбор, повышается его самооценка, улучшаются коммуникативные навыки.

Коррекция при использовании игровой терапии направлена на утверждение уникальности ребенка, его самоценности. Взрослый, наблюдая за игрой, вербализует действия и чувства ребенка. Вслед за освобождением от негативных чувств ребенку предоставляется время для свободной игры.

Ниже представлены несколько видов игровой деятельности, которые направлены на развитие сенсорного и слухового восприятия, а также развитие у детей чувства эмпатии, посредством изучения своих эмоций и эмоций других детей.

«Хрюшки»

Дети, сидя за партами, инсценируют фрагмент стихотворения: Как на пишущей машинке Две хорошенькие хрюшки (любуются на себя, глядя в «зеркало» ладошки) Стуки-стуки, стуки-стук, Стуки-стуки, стуки-стук. (Дети стучат, меняя поочередно каждый пальчик на руках, по предметам с поверхностью разного качества: по столу, книге, по собственному колену, по тыльной стороне ладони и т.д.) И постукивают, и похрюкивают Хрюки-хрюки, хрюки-хрюк (дети хрюкают). В данной игре задействовано решение нескольких задач: дети получают различные тактильные ощущения; непроизвольно включают жест и мимику (дети улыбаются, хмурятся); юмористический момент (дети хрюкают, и их это веселит), что предполагает собой общее взбадривание.

Сыщики

Дети-сыщики на протяжении дня, экспериментируют, находят в пределах классной комнаты по два-три предмета, издающих оригинальные звуки. Оказывается, что дверь – может скрипеть, стул – жалобно пищать, замечательно задорно замочек на школьном рюкзаке, шуршит липучка на кедах и т.д. В результате прежде не замечаемые звуки могут вызвать у детей очень яркие эмоциональные реакции.
По итогам игры выявляется самый наблюдательный сыщик. Далее приведены игры, которые направлены на обогащение эмоциональной сфере детей посредством развития у них остроты тактильных ощущений.

Киса! Брысь под лавку!

Участвуют учитель – ребенок.Потом дети играют между собой.
Ученик вытягивает руки перед собой и кладет свои ладони тыльной стороной вверх на «открытые» ладони учителя. Учитель смотрит в глаза ребенку, гладит его ладошки и медленно приговаривает: «Киса, киса! Брысь под лавку!» На слове «брысь» ученику нужно успеть быстро убрать ладошки и не дать их осалить. Чтобы игра проходила более эмоционально, присказку желательно варьировать, вводя новый текст до слова «брысь» и произнося последнее как можно более неожиданно. Например: «Киса, киса! Ой, какая хорошая кошечка, пушистенькая, серенькая, а усики... Брысь!»

Варежки

На столе в разбросаны «варежки», вырезанные из картона и обклеенные материалом разной фактуры. Дети с завязанными глазами должны подобрать пары «варежек». Со временем ведущий незаметно для играющего добавляет к исходным, уже освоенным парам «варежек» еще новые с фактурами, приятными на ощупь.

Шалтай-Болтай

Дети хором произносят текст: Шалтай-Болтай сидел на стене, ШалтайБолтай свалился во сне. Куда упал? Во что попал? Ребенок-водящий с завязанными глазами опускает руки в заранее приготовленные контейнеры с песком, водой, гречкой, мукой, фасолью, пуговицами и т.д. и определяет их содержимое.
Для развития словарного запаса детей игру со временем можно усложнить и предложить называть не содержимое контейнеров, а свои ощущения: холодное, колючее, жидкое и т.д.

Золушка

Водящему ученику завязывают глаза и ставят перед ним миску с горохом, гречкой, фасолью и рядом еще две пустые миски. Ребенку необходимо разложить по мискам горох и фасоль, чтобы в первой тарелке осталась одна гречка (Или какая-либо другая, не очень мелкая, но и не очень крупная крупа).

Гостья

Водящий ребенок выходит за дверь, а остальные дети-гости определяют условное движение. На приветствие-вопрос водящего: «Здравствуйте, гости мои дорогие! Где вы были, что вы делали?» – дети-гости отвечают: «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем!» и изображают мимикой, пантомимой, жестами задуманное действие: танцуют, спят, скачут на коне, шьют, убираются и др.

Целью данной игры является развитие эмпатии у детей, развитие способностей понимать эмоциональное состояние других и адекватно выражать свое посредством жеста и мимики. С учетом того, что игра – это особый вид деятельности, который активно применяется среди детей, его также применяют в педагогической деятельности.
Таким образом, использование системы игр для занятий с детьми способствует не только развитию их интеллектуального и творческого потенциала, но также дети приобретают опыт адекватного эмоционального реагирования, а также у них развивается мышление, память, внимание и воображение.

Когнитивное развитие младших школьников

1. Упражнения для развития памяти

Память - это сложный психический процесс, это способность мозга, с помощью которой данные или информация кодируются, хранятся и извлекаются при необходимости. Это сохранение информации во времени с целью повлиять на будущие действия. Если бы прошлые события не могли быть запомнены, было бы невозможно развитие языка, отношений или личной идентичности. Выделяют кратковременную и долговременную виды памяти. Кратковременная память предназначена для сиюминутных решений, рассчитанные на краткосрочную перспективу. Долгосрочная память закрепляется глубоко в сознании, она подкрепляется поисками значения запоминаемого. Этот вид памяти связан со сложными мыслительными операциями.

Ниже приведены упражнения, которые рекомендуется выполнять детям младшего школьного возраста для развития памяти.

Запомни
Внимательно в течение 5 секунд рассмотрите вместе с ребенком какой-либо рисунок или картинку. Ответьте на вопросы (в зависимости от изображения), например:
•Какие члены семьи изображены?
• Кто сидит на крыше дома?
• Какие животные изображены на картинке?
• Какая на картинке погода?

Запоминание слов

Детям предлагается для запоминания несколько логически несвязанных слов. Начните с 10-ти слов, например, дерево, стул, река, миска, расческа, мыло, заяц, резинка, карандаш, солнце.

Данные слова необходимо связать в рассказ. Постепенно количество слов увеличивается. «Нарисуй и запомни» Инструкция: Я называю словосочетания или слова, а вы их схематично зарисовываете. Нельзя писать ни букв, ни слов, ни цифр. Время ограничено. Примеры слов и словосочетаний: 1. Веселый праздник 2. Тяжелая работа 3. Развитие 4. Вкусный ужин 5. Смелый поступок 6. Болезнь 7. Счастье 8. Разлука 9. Дружба 10.Темная ночь Пока мы отложим листочки с рисунками и вернемся к ним попозже. В конце урока детям предлагается вспомнить какие слова и словосочетания они нарисовали.

2. Упражнения на развитие внимания

Устойчивое внимание, и бдительность, относится к способности сохранять внимание в течение длительного периода времени. Модели поведения мозга предполагают, что этот компонент внимания в значительной степени опосредован ретикулярной формацией и стволовыми структурами мозга. Способность поддерживать внимание играет ключевую роль в успеваемости детей в школе, определяя способность ребенка сохранять концентрацию в течение длительного периода времени, чтобы понимать и интегрировать большие объемы информации.

Таким образом, нарушения в устойчивом внимании могут потенциально влиять на способность ребенка приобретать и интегрировать новые навыки и знания.
Ниже представлены упражнения на развития внимания у детей младшего школьного возраста, чтобы они были эффективны, данную систему упражнений нужно проводить систематически на протяжении долгого времени.

Опиши предмет

Концентрация внимания и достаточно долгое удержание сосредоточенности достигается в играх – соревнованиях. Перед детьми ставится цель - внимательно рассмотреть предметы. В течение нескольких минут им показывают несколько из них (например, карандаши, пуговицы, камешки, бусинки, ручки и др.). Затем их закрывают и предлагают детям подробно описать предметы, их размеры, цвета. Другой вариант данной игры – предложив рассмотреть несколько вещей, затем, после того как дети закроют глаза, убрать некоторые, поменять местами или же что-то добавить.

Найди слова
Среди данного набора букв вставлены слова. Ребенку нужно найти и выделить эти слова.

3. Упражнения на развитие мышления

Интеллект - способность учиться, понимать и выносить суждения или иметь мнения, основанные на разуме .

Логика - это метод рассуждения, который включает в себя ряд утверждений, каждое из которых должно быть истинным, если утверждение перед ним истинно.

Мышление - это высшая когнитивная деятельность, сознательно использующая наш мозг, чтобы осмыслить окружающий мир и решить, как на него реагировать. Бессознательно наш мозг все еще «думает», и это часть когнитивного процесса, но это не то, что мы обычно называем «мышлением». Нейронное мышление-это просто цепи синаптических связей.

Мышление как переживание состоит из «мыслей» и «рассуждений», поскольку мы стремимся связать то, что мы чувствуем, с нашим внутренним миром понимания и, следовательно, делаем и говорим вещи, которые изменят внешний мир.

Наша способность мыслить развивается естественным образом в раннем возрасте. Когда мы взаимодействуем с другими людьми, это становится направленным, например, когда мы учимся ценностям у наших родителей и знаниям у наших учителей. Мы узнаем, что думать определенным образом хорошо, а думать другим-плохо. Действительно, чтобы быть принятым в социальную группу, мы должны думать и действовать в соответствии с групповой культурой.

Для развития мышления эффективным является упражнение «найди лишнее». Данное упражнение представляет собой набор слов или символов и ребенку нужно вычеркнуть, то слово, которое на его взгляд является лишним в строчке.

Ниже представлен пример данного задания. «Найти лишнее слово» Инструкция: В каждом ряду подчеркни слово, которое по смыслу не подходит к остальным трем словам. Ягненок, теленок, осел, жеребенок Лама, жираф, носорог, лось Картофель, помидор, яблоко, огурец Клен, береза, дуб, сосна Скрипка, виолончель, гитара, труба Кофе, сок, квас, конфета Инструкция: В каждом ряду вычеркни слово, которое по смыслу не подходит к остальным четырем словам. Смотреть, глядеть, таращиться, моргать, наблюдать
Бросать, пинать, швырять, метать, разбрасывать Мерин, волчица, лань, кобыла, овца Превосходный, поэтичный, величественный, грандиозный, величественный Жемчуг, бриллиант, агат, изумруд, рубин. Перетирать, нарезать, толочь, измельчать, дробить

4. Техники на снятие стресса и напряжения у младших школьников

Метод снятия сильного эмоционального или физического напряжения

Данный метод представляет собой серию упражнений по произвольному напряжению и расслаблению основных групп мышц. Отличительной чертой каждого упражнения является чередование сильного мышечного напряжения и следующего за ним расслаблением. Не рекомендуется выполнять данные упражнения людям, страдающим болезнями костно-мышечной системы.

Упражнение МУХА

Цель: Снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Инструкция: Сядьте максимально комфортно. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на носик, то на ротик, то на лобик, то на глазки. Попробуйте, не открывая глаз, согнать противную муху.

Упражнение ЛИМОН

Цель: Управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Инструкция: Сядьте максимально комфортно удобно. Мысленно представьте себе, что в вашей правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сдавливать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» из лимона весь сок. Расслабьтесь. Теперь представьте себе, что лимон находится в вашей левой руке. Повторите упражнение. Снова расслабьтесь. Затем выполните это упражнение сразу двумя руками. Расслабьтесь.

Упражнение СОСУЛЬКА

Цель: Управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Инструкция: Встаньте, закройте свои глаза, ручки поднимите над головой. Представьте, что вы – холодная сосулька. Напрягите все ваше тело. Замрите так на пару минут. Затем представьте, что стало греть солнышко, и вы начинаете медленно-медленно таять. Расслабляйте постепенно ручки, затем плечи, шеи, ножки. Данное упражнение также можно выполнять в положении лежа.

Упражнение ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК

Цель: Управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Инструкция: Встаньте, закройте глаза, руки поднимите над головой, наберите побольше воздуха. Представьте, что вы – большие воздушные шарики. Постойте так пару минут, напрягая все тело. Затем представьте, что в шарике появилась маленькая дырочка. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя все тело. Во время выполнения домашнего задания увеличивается нагрузка на зрение. Если глаза устали, необходимо их восстановить посредством расслабления и отдыха Для расслабления глаз рекомендуется периодически выполнять гимнастику для глаз.

Литература:
1. Ахутина Т.В., Пылаева М.Н. Школа внимания
2. Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи – Сеничев В.Ю. – 2017.
3. Костромина С.Н. Учиться на пятерки по математике. Как? – 3-е изд., испр. и доп. – М.; АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008.
4. Костромина С.Н. Учиться на пятерки по русскому языку. Как? – 3-е изд., испр. и доп. – М.; АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008.
5. Костромина С.Н. Учиться на пятерки по чтению. Как? – 3-е изд., испр. и доп. – М.; АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008.
6. Эрих Баллингер. Учебная гимнастика: Двигательные упражнения для успешной учебы в шк.- М.: Просвещение, 1996.
7. Янушко Е. Сенсорные игры. Сборник

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены