РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование в учебном процессе технологии интеллект-карт

Некруткина Елена Владимировна

С каждым годом увеличивается объем информации, в связи с этим человеку для успешной деятельности нужно уметь выделять самую нужную для него информацию, поэтому актуально сейчас внедрение в современную систему обучения интенсивных технологий. Учителю необходимо владеть такими формами обучения, которые позволяют сформировать у каждого ребенка мотивацию к познанию различных областей знания, окружающих человека. Появляется необходимость во введении новых методов ускорение и передачи информации. Одним из таких методов, является метод интеллект-карт.

Интеллект-карта, или карты мышления (mind-maps) – это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать [3]. Создание интеллект-карты – метод представления информации, используемый для структурирования мыслительного процесса. Он помогает человеку переработать и усвоить поток информации, управлять им и структурировать его. Суть технологии заключается в том, что в специальную форму записываются все идеи, которые ассоциируются с определенным понятием, причем каждая идея должна быть выражена одним словом или фразой. Для этого необходимо определить каковы аспекты изучаемой проблемы, какие понятия являются взаимосвязанными, что является важнее основательного [2, с.31].

Ментальные карты являются разработкой известного автора, лектора и консультанта по вопросам психологии обучения и проблем мышления – Тони Бьюзена. Тони Бьюзен в своей книге «Суперинтеллект» объясняет «интеллект – карты» как «записи, порождаемые творческим мышлением… и в буквальном смысле представляющие собой удобочитаемый план ваших мыслей, планомерно развертывающийся по мере того, как эти самые мысли возникают у вас в голове. Им были охарактеризованы особенности интеллект-карт:

  • дают обобщенное представление об области или предмете;
  • позволяют планировать маршрут и ориентироваться в нем;
  • помогают систематизировать и хранить в одном месте необходимую информацию;
  • способствуют нахождению творческих подходов к решению различных проблем;
  • являются удобной, легко воспринимаемой и надолго запоминаемой структурой [1].

Для построения интеллект-карт существуют несколько правил, которые помогают наиболее полно и всесторонне представить тот комплекс ассоциаций, который связан с главным (центральным) понятием. Тони Бьюзен делит эти законы на две группы:

1. Законы содержания и оформления:

  • используйте эмфазу (выделение главного);
  • ассоциировать;
  • стремиться к ясности выражения мысли.

2. Законы структуры:

  • соблюдать иерархию мыслей;
  • использовать нумерацию в последовательном изложении мыслей [1].

Для эффективного использования технологии интеллект-карт необходимо придерживаться следующих правил:

  1. центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре листа;
  2. от центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею;
  3. от веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня разукрупнения, раскрывающие идеи, написанные на ветках 1-го уровня;
  4. по возможности используем максимальное количество цветов, для рисования карты;
  5. везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами;
  6. при необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках;
  7. для большей понятности нумеруем ветки и добавляем ореолы.

Интеллект-карты можно рисовать не только от руки, но и создавать при помощи следующей компьютерной программы: ConceptDraw Mindmap Professional 6.2.8.0
Рассмотрим применения данной технологии на примерах к урокам по информатике и ИКТ.

Пример №1.

Урок в 5 классе. Тема урока: Передача информации. Третий этап урока: Практикум. Учащиеся делятся на группы по 4 человека. Им дается время 5-7 мин для обдумывания различного вида ситуации и заполнения интеллект- карты.

Пример №2.

Урок 8 классе. Тема урока: Персональный компьютер. Этап изучение нового материала. Учащиеся совместно с учителем и с одновременным показом мультимедийной презентации на демонстрационном экране заполняют интеллект-карту «Устройства персонального компьютера».

Пример №3:

Урок в 9 классе. Тема урока: Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления. Первый этап урока (повторение). Учащимся дается задание заполнить интеллект-карту на повторение темы прошлого урока «Система счисления».

Технологию интеллект-карт целесообразно применять в обучении, поскольку она дает возможность учителю ускорить процесс обучения, помогает ученику проделывать большую мыслительную работу: усваивать информацию, анализировать ее, делать обобщения, выделять главное, существенное. Кроме того, данная технология способствует формированию общеучебных и организационно-деятельностных умений школьников, а также формированию коммуникативной компетентности в процессе групповой деятельности составления интеллект-карт.

Список литературы
1. Бьюзен Тони: Супермышление – М.: Издательский дом: ООО «Попурри», 2007. – 320 с.
2. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение / А.П. Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 192 с.
3. http://www.psychologos.ru
4. http://www.cfin.ru/management/controlling/mind_map.shtml

Некруткина Елена Владимировна09.07.2016 7210 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar