РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«Ребёнок – исследователь в образовательном процессе»

Шкилёва Надежда Васильевна



Тема: «Ребёнок – исследователь в образовательном процессе»


Одной из важнейших проблем современной школы является проблема оторванности обучения от жизни ребенка, что является главной причиной отчуждения от школы детей, потери интереса к учению.
Для привития обучающимся положительных мотивов учения есть только один путь – максимальное приближение школьного образования к жизни, к их потребностям и интересам. Об этом говорил в своём послании Федеральному Собранию Президент РФ Дмитрий Медведев.

Одним из приоритетных направлений он выделил индивидуализацию учебно-воспитательного процесса, создание благоприятных условий для раскрытия способностей ребёнка, включение его в различные виды деятельности, где бы он смог проявить себя, сделать правильный выбор.
Очевидно, что школа нужна человеку для того, чтобы помочь ему научиться адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
Методы проектов и исследований выступают как возможное средство решения актуальных проблем школы. Ведь давно известно, что знания, добытые в ходе собственных наблюдений, опытов и экспериментов, обычно самые прочные. Следовательно, школа должна создавать условия для самореализации ребенка, для формирования его индивидуальности.
На базе моего класса создано научное общество «Юный интеллектуал».

Цель данного курса состоит в формировании проектных и исследовательских умений обучающихся как одного из условий развития их индивидуальности. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
– формировать у обучающихся приемы и способы исследовательской и проектной деятельности.
– способствовать развитию самоуправления, самоорганизации, самопознания и самооценки ребенка;
– помочь приобрести обучающимся новые знания о себе самом и реализовать эти знания в проектной и исследовательской деятельности;
– способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков;
– учить школьников пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
– развивать творческое, ассоциативное мышление, воображение.

Для реализации поставленных задач работа организована по 3 направлениям:
• подготовительная работа: создание портфолио учеников, диагностика уровня интеллекта, познавательных способностей учащихся с целью привлечения их к исследовательской работе в соответствии со способностями;
• коллективные занятия;
• индивидуальная работа с детьми

При диагностическом обследовании использованы два вида тестов:
1. Тест, позволяющий прогнозировать успехи в различных сферах деятельности.
Например, сравнивая ёлку и мороженое, многие дети нашли только один признак сходства. Занимаясь исследовательской деятельностью, очень важно уметь сравнивать по нескольким признакам.
2. Тест на выявление проблем, мешающих учащимся заниматься исследовательской деятельностью.
На вопрос « Хотите ли вы узнавать что-то новое, неизведанное?», практически все дети ответили «Да». Выяснилось, что многие не могут найти нужную информацию, так как не умеют пользоваться сетью Интернет, а книгу нужную не всегда можно найти дома.
Данные проблемы были обсуждены на родительском собрании.

Разработана система организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.
При разработке коллективных и индивидуальных занятий учитывались результаты диагностики. Включены задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать.
Результаты этой работы видны уже сейчас. Дети стали более наблюдательны, самостоятельно пришли к выводу о том, что нужно использовать разные источники информации для ответа на интересующий вопрос, научились выдвигать гипотезы, что немаловажно для исследования, очень любят сами проводить эксперименты.

Самое главное – мои ученики хотят узнать что-то новое. Им это интересно.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены