РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Технология «Портфель достижений ученика» как средство развития коммуникативной компетентности учащихся

Логинова Наталия Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
Муниципального общеобразовательного учреждения №2
с углублённым изучением отдельных предметов
пгт Восточный Омутнинского района Кировской области

Наверное, каждый педагог сталкивался в своей практике с ситуациями, когда учащийся при выполнении коллективного задания не может согласовать свою позицию и действия с действиями других, затрудняется высказать свою точку зрения, потому что не знает, как построить предложение, не может отстаивать точку зрения, строить хороший монолог.

В школу попадают дети с разным уровнем готовности, у каждого ребёнка свой умственный потенциал, свои возможности. Но государство предъявляет выпускникам единые требования. В статье содержится описание технологии «Портфель достижений ученика». Данная технология поможет учащимся максимально хорошо овладеть устной и письменной речью.

Выпускник школы, обучение в которой было нацелено сугубо на передачу знаний, оказывается не готовым к самостоятельной и ответственной работе в конкретных трудовых или учебных ситуациях и учению на протяжении жизни. Школа, ориентирующаяся только на знания, с точки зрения новых запросов мира труда, устарела.[4]

Для формирования коммуникативной компетентности необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой ученик большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.

В последнее время появились сравнительно новые технологии под названием «Портфель достижений ученика», [1] которые могут служить одним из средств реализации идеи, провозглашённой в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» (2002 г.),которая состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

«Языковой портфель достижений ученика» - инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности.
Эту сравнительно новую технологию начали применять учителя иностранного языка. Есть и варианты названий «Языковой портфель ученика», «Языковая папка учащегося»,

«Языковое портфолио», однако суть остаётся единой – самомониторинг, самооценка коммуникативных умений на протяжении всего школьного курса обучения языку.

По форме «Языковой портфель» - новый тип рабочей тетради-папки, фиксирующей самооценку речевых умений учащихся.

Назначение языкового портфеля должно быть понятно ученику, родителям, учителям другой школы (в случае перехода учащегося) и заключается в следующем:

  • в описании проделанной учеником работы по совершенствованию речевых умений за годы обучения в школе;
  • в качественной фиксации учеником и учителем уровня овладения основными видами речевой деятельности (слушанием, говорением, чтением, письмом) в зависимости от этапа обучения;
  • в презентации (по выбору ученика) наиболее удачных письменных работ, разнообразных по жанру (сочинения, публичные выступления, диктанты, изложения и т. д.)
  • в прогнозировании профессиональных склонностей ученика на этапе предпрофильного и профильного обучения.

«Языковой портфель» состоит из нескольких разделов:

1. Языковой паспорт владельца языкового портфеля, где указываются фамилия, имя, дата рождения, класс, изучаемые иностранные языки в школе, вне школы, год обучения, учебник русского языка, по которому занимался ученик, язык общения в семье.

В этом же разделе есть памятка, объясняющая, для чего нужен языковой портфель:

  • для того чтобы описывать проделанную тобой работу;
  • для того чтобы описать то, что ты уже знаешь и как владеешь русским языком;
  • для того чтобы показать твоим новым учителям в том случае, если ты перейдёшь в другой класс или школу;
  • для того чтобы знать, как заполняются подобные документы, они могут быть очень полезны для тебя в дальнейшем обучении, выборе профессии.

2. «В языковой портфель» включены таблицы для самооценки речевых умений всех видов деятельности.

Для контроля устных и письменных видов речевой деятельности я составила цепочку учебно-коммуникативных умений:

5 класс

  1. Давать краткие и развёрнутые ответы на вопросы.
  2. Пересказывать.
  3. Письменно излагать текст по готовому плану.
  4. Участвовать в учебном диалоге.
  5. Организовывать работу в группе.
  6. Распределять работу при совместной деятельности.
  7. Писать сочинения, отзывы.

6 класс

  1. Различать научный, художественный и публицистический тексты.
  2. Создавать тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение.
  3. Задавать вопросы разного вида.
  4. Публично выступать.
  5. Кратко формулировать свои мысли.
  6. Писать заявления.

7 класс

  1. Составлять сложный план.
  2. Комментировать текст.
  3. Владеть приёмами риторики.
  4. Уметь вести дискуссию, диалог.
  5. Выслушивать и объективно оценивать другого.
  6. Писать аннотации.

8 класс

  1. Составлять сложный и тезисный планы.
  2. Готовить доклады, рефераты.
  3. Выступать перед аудиторией.
  4. Рецензировать устный ответ, сообщение, доклад.

9 класс

  1. Делать сообщения, доклады на разные темы с использованием различных источников.
  2. Участвовать в дискуссии.
  3. Составлять конспект текста, выступления.
  4. Выполнять реферативные работы.

10-11 классы

  1. Писать заметки в газету, автобиографию.
  2. Писать рецензии.
  3. Выступать перед аудиторией.
  4. Вести полемику, участвовать в дискуссии.
  5. Быть корректным к мнению других.
  6. Уметь донести своё мнение до других.

Использование памяток помогут учащимся грамотно построить высказывание [2].

  • Памятка для анализа пересказа;
  • Памятка для анализа изложения;
  • Памятка для анализа повествовательного текста;
  • Памятка обучению повествованию;
  • Памятка обучению рассуждению;
  • Памятка для анализа текста-рассуждения;
  • Памятка для обучения описанию;
  • Памятка для анализа текста-описания;
  • Советы молодым ораторам;
  • Учись правильно пользоваться своим голосом во время публичного выступления.

3. «Языковой архив ученика». Здесь делаются отметки о работах ученика или хранятся наиболее удачные работы, выполненные учеником самостоятельно на уроке или дома.
Для самостоятельной работы учащихся 5-6 классов использую исследовательские работы «Путь к слову», позволяющие закрепить умение работать с различными словарями.

Предлагаю такой план:

  1. Лексическое значение слова.
  2. История слова.
  3. Словообразовательное гнездо.
  4. Синонимы и антонимы.
  5. Слово в иностранных языках.
  6. Слово во фразеологических оборотах.
  7. Слово в афоризмах.
  8. Слово как понятие.
  9. Слово в фольклоре.
  10. Слово в художественном произведении.
  11. Слово в искусстве.
  12. Слово в моём творчестве.

Ещё один вид самостоятельной работы – это подготовка публичного выступления. В учебнике М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. предлагается ребятам приготовить различные публичные выступления: «Происхождение имён», «Берегите природу!», «Народные промыслы» и т. д.[3]

Количество разделов «Языкового портфеля» может варьироваться и быть расширено по усмотрению учителя.

Есть ряд проблем в связи с реализацией данной технологии:

  • содержательных (определение уровней овладения речевыми умениями);
  • психолого-педагогических (изменение позиции учителя в сторону педагогики сотрудничества на этапе оценки ученика, изменение отношения ученика к оценке и формирование навыка рефлексии в процессе совершенствования речевой деятельности. Изменение позиции родителей – движение от проверки дневника к наблюдению по развитию ребёнка);
  • организационных (размножение листов для самоконтроля, выделение на уроках дополнительного времени для презентации портфеля.

Обозначенный круг проблем показывает, что применение данной технологии самооценки в преподавании русского языка требует решения определённых задач.

Однако роль данной технологии в школе состоит в том, чтобы привить тягу к самосовершенствованию, развивать личностный мотив в обучении, помочь объективно определить выбор профиля обучения.

Как упрощённый вариант технологии «Портфель достижений», в 5-7 классах можно использовать специальный «Лист индивидуальных достижений», который полезно завести для каждого ученика.

Список литературы:
1. Быстрова Е.А. Обучение русскому языку в школе.-М.: Дрофа,2007.-237с.
2. Плёнкин Н.А. Уроки развития речи 5-9 классы.-М.: Просвещение, 1995г.-135с.
3. Рыбченкова Л.М. Программа по русскому языку.- М.: Дрофа, 2001.54с.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены