РАЗРАБОТКИ

Другие модули

Рассылка портала

Рассылка для учителей

Использование компьютерных технологий как средств обучения русскому языку.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

Информатизация общества, быстрая смена технологий, обусловленные научно-техническим прогрессом, ставят перед образованием задачу подготовки подрастающих поколений к самостоятельному овладению большими потоками информации, интеллектуальному совершенствованию. Приоритеты в обучении смещаются от формирования определенной совокупности знаний, умений и навыков к развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Все эти задачи решаются через организацию учебной деятельности в рамках каждого школьного предмета.

Организация учебной деятельности в совокупности с другими показателями дает основания для определения уровня качества образования, т. е. получение полного объема предметных знаний, которое в школе является основной целью обучения. Необходимо проводить работу по определению психологически обоснованных объемов стандартов, чтобы знания развивали учащихся, повышали положительную мотивацию к учению.

Ощутимые шаги в раскрытии глубинных закономерностей человеческого обучения, сделанные мировой дидактикой, а также бурный прогресс в области развития персональных электронно-вычислительных машин вывели педагогов на новую технологию компьютерного (программированного, компьютеризированного) обучения, которой, судя по всему, предстоит сыграть важную роль в преобразовании учебно-воспитательного процесса. Оказалось, что компьютеры, снабжённые специальными обучающими программами, можно эффективно приспособить для решения почти всех дидактических задач:
- предъявления, выдачи информации;
- управления ходом обучения;
- контроля и коррекции результатов;
- выполнения тренировочных упражнений;
- накопления данных о развитии учебного процесса и т.д.
Компьютерное (программированное обучение) – это особая управляемая и контролируемая самостоятельная работа учащегося, осуществляемая с помощью программированных учебных пособий, или обучающих машин, или тех и других вместе.

Главные направления эффективного использования КО заключаются в следующем:
1. повышение успеваемости по отдельным предметам, ориентированное на результат процесса;
2. развитие общих когнитивных способностей – решать поставленные задачи, самостоятельно мыслить, владеть коммуникативными навыками (сбор, анализ, синтез информации), т.е. упор на процессы, лежащие в основе формирования того или иного навыка. Кроме того, компьютеры широко используются для автоматизированного тестирования, оценки и управления, что позволяет высвободить время преподавателя и тем самым повысить эффективность педагогического процесса. Особенности КО заключаются в следующем:
- учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы);
- учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;
- каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т.д.);
- при правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения;
- при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;
- каждый учащийся работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;
- результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются, они становятся известными как самим учащимся (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь);
- педагог выступает организатором обучения и помощником (консультантом) при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход;
- в учебном процессе широкое применение находят специальные средства – программированные учебные пособия, тренажёры, контролирующие устройства, обучающие машины.
Современные обучающие машины быстро устанавливают уровень обученности и возможности работающих с ними учеников, могут «приспосабливаться» к ним. Такие самоприспосабливающиеся программы называются адаптивными. Современные обучающие программы чаще всего составляются по смешанной (комбинированной) схеме, что позволяет сделать их гибкими.

Качество компьютерного обучения обуславливается двумя основными факторами:
1) качеством обучающих программ и 2) качеством компьютеров.
КО отличается большой вариативностью, в зависимости от конкретных условий и возможностей учителя практикуют различные по типу, структуре, длительности учебные занятия с применением компьютеров.
В настоящее время происходит повсеместное внедрения компьютерных технологий в школах. Компьютер как универсальное средство обработки, хранения и представления информации прочно вошел в нашу повседневную жизнь.

Типовой школьный компьютерный класс состоит из сервера, установленного на рабочем месте преподавателя, и 12 – 15 периферийных машин на рабочих местах учащихся. Сервер и рабочие места учащихся объединены в локальную сеть, что позволяет осуществлять обмен информацией (программами) учителю с учащимися и учащимся между собой. Обычно с центральной машины загружается общая для всех программа, с которой затем каждый учащийся работает самостоятельно. Учитель может подключаться к любому рабочему месту и анализировать на своём дисплее ход учебного процесса. Сейчас дисплей сервера может заменить интерактивная доска.
Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми информационными технологиями в образовании». В классификации информационных технологий обучения как методов обучения можно выделить: работу с электронным учебником, обучающими программами, исследовательские методы ИТО – работа в поисковых Интернет-системах, создание презентаций, создание баз данных, создание проектов и т.д.

Следует различать электронный учебник и обучающую программу. Обучающие программы отличаются от электронных учебников:
- продолжительностью работы;
- электронный учебник должен требовать более тщательного отбора содержания материала, задач. Соответствуя понятию учебник;
- теоретически само понятие «обучающая программа» допускает больше свободы в форме и виде электронного представления, чем учебник;
- обучающая программа допускает больше свободы в её проектировании, может включать новые имитационные моменты, имеет циклические элементы, соответствует дидактическим принципам программированного обучения, обладает чёткой последовательностью, где чаще всего есть один вход и выход.

Личный опыт использования компьютерных технологий в обучении русскому языку позволил определить положительную мотивацию учащихся к учению, активизацию познавательной деятельности, развитие мышления и творческих способностей, формирование активной жизненной позиции в современном информатизированном обществе. Применение компьютерных технологий содержит в себе обновление методов, средств и форм организации обучения.
В преподавании я следую по двум направлениям компьютеризации обучения. Первое направление предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно использовать компьютер при решении разнообразных задач. Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность. При этом сами компьютеры и многие учебные программы можно назвать универсальными электронными мультимедийными средствами.
Учебные электронные мультимедийные средства обучения я применяю на уроках по изучению нового и закрепления пройденного материала. Используя разнообразный набор интерактивных средств обучения (графику, слайды, видеоролики), я самостоятельно готовлю недостающий пакет слайдов, необходимых иллюстраций и схем.
Я систематически использую учебные электронные мультимедиаиздания на компакт дисках следующего направления:
1. Русский язык. Средняя школа. Семейный наставник. 5-7 класс.
2. Репетитор по русскому языку Кирилла и Мифодия.
3. Пишем изложение.
4. Школьная программа по литературе.
5. Интерактивный тренинг. Русский язык.
6. Интерактивный тренинг. Литература.
7. Язык и литература. Детская энциклопедия. Все учебные электронные мультимедиаиздания на компакт-дисках, предназначенных для использования в преподавании конкретного курса имеют примерно аналогичную структуру:
1. собственно иллюстрированный текс по темам;
2. мультимедиа составляющие (звук, видео, анимации, интерактивные карты);
3. практические задания;
4. контрольные вопросы и тесты;
5. список персоналий и словарь терминов и понятий;
6. блок дистанционного обучения.
Использую программы, которые позволяют копировать фрагмент текста, редактировать и размножать его. В каждой теме курса можно ознакомиться в наглядной и образной форме с основными элементами её содержания с помощью иллюстраций, анимаций, видеофрагментов и гипертекста.

Расширяя названный комплект, в системе программы разработки презентаций Power Point можно подготовить слайды, тематически и логически связанные последовательностью информационных объектов и продемонстрировать их на экране или мониторе. Основная задача компьютерной лекции та же, что и традиционной– объяснение нового материала. Но в отличии от традиционной, компьютерная лекция имеет большие возможности в привлечении иллюстрированных материалов (информационных объектов). Поэтому компьютерную лекцию я рассматриваю как новый, не существовавший прежде в моей работе инструмент, позволяющий создавать наглядные и более информационно насыщенные уроки.
Информационные объекты, демонстрируемые в ходе компьютерной лекции – это изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Использование на уроке демонстрационных средств (слайды, картины, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий. Чтобы повысить эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами, я дополняю их схемами, таблицами.

В процессе подготовки к урокам я часто готовлю учебно-методическую документацию (тематические и поурочные планы) и раздаточный материал (карточки-задания, контрольные тесты, кроссворды и т.п.). Текстовый редактор Microsoft Word прежде всего и предназначен для того, чтобы выполнять эту работу быстро и эффективно.
Разработка методики создания, а самое главное, комплексное применение средств новых информационных технологий в обучении – это новое направление в методической практике. Поэтому, с одной стороны, необходимо разрабатывать новые подходы к использованию электронных мультимедизданий, а с другой- критически осмысливать и корректировать имеющиеся образцы таких изданий и методик. Для этого необходима совместная целенаправленная деятельность ученых, методистов, разработчиков электронных изданий и практикующих учителей.
Дынникова Ольга Игоревна06.04.2012 39810 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar
Презентации на 23 февраля