РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование компьютерных технологий как средств обучения русскому языку.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

Информатизация общества, быстрая смена технологий, обусловленные научно-техническим прогрессом, ставят перед образованием задачу подготовки подрастающих поколений к самостоятельному овладению большими потоками информации, интеллектуальному совершенствованию. Приоритеты в обучении смещаются от формирования определенной совокупности знаний, умений и навыков к развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Все эти задачи решаются через организацию учебной деятельности в рамках каждого школьного предмета.

Организация учебной деятельности в совокупности с другими показателями дает основания для определения уровня качества образования, т. е. получение полного объема предметных знаний, которое в школе является основной целью обучения. Необходимо проводить работу по определению психологически обоснованных объемов стандартов, чтобы знания развивали учащихся, повышали положительную мотивацию к учению.

Ощутимые шаги в раскрытии глубинных закономерностей человеческого обучения, сделанные мировой дидактикой, а также бурный прогресс в области развития персональных электронно-вычислительных машин вывели педагогов на новую технологию компьютерного (программированного, компьютеризированного) обучения, которой, судя по всему, предстоит сыграть важную роль в преобразовании учебно-воспитательного процесса. Оказалось, что компьютеры, снабжённые специальными обучающими программами, можно эффективно приспособить для решения почти всех дидактических задач:
- предъявления, выдачи информации;
- управления ходом обучения;
- контроля и коррекции результатов;
- выполнения тренировочных упражнений;
- накопления данных о развитии учебного процесса и т.д.
Компьютерное (программированное обучение) – это особая управляемая и контролируемая самостоятельная работа учащегося, осуществляемая с помощью программированных учебных пособий, или обучающих машин, или тех и других вместе.

Главные направления эффективного использования КО заключаются в следующем:
1. повышение успеваемости по отдельным предметам, ориентированное на результат процесса;
2. развитие общих когнитивных способностей – решать поставленные задачи, самостоятельно мыслить, владеть коммуникативными навыками (сбор, анализ, синтез информации), т.е. упор на процессы, лежащие в основе формирования того или иного навыка. Кроме того, компьютеры широко используются для автоматизированного тестирования, оценки и управления, что позволяет высвободить время преподавателя и тем самым повысить эффективность педагогического процесса. Особенности КО заключаются в следующем:
- учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы);
- учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;
- каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т.д.);
- при правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения;
- при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;
- каждый учащийся работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;
- результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются, они становятся известными как самим учащимся (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь);
- педагог выступает организатором обучения и помощником (консультантом) при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход;
- в учебном процессе широкое применение находят специальные средства – программированные учебные пособия, тренажёры, контролирующие устройства, обучающие машины.
Современные обучающие машины быстро устанавливают уровень обученности и возможности работающих с ними учеников, могут «приспосабливаться» к ним. Такие самоприспосабливающиеся программы называются адаптивными. Современные обучающие программы чаще всего составляются по смешанной (комбинированной) схеме, что позволяет сделать их гибкими.

Качество компьютерного обучения обуславливается двумя основными факторами:
1) качеством обучающих программ и 2) качеством компьютеров.
КО отличается большой вариативностью, в зависимости от конкретных условий и возможностей учителя практикуют различные по типу, структуре, длительности учебные занятия с применением компьютеров.
В настоящее время происходит повсеместное внедрения компьютерных технологий в школах. Компьютер как универсальное средство обработки, хранения и представления информации прочно вошел в нашу повседневную жизнь.

Типовой школьный компьютерный класс состоит из сервера, установленного на рабочем месте преподавателя, и 12 – 15 периферийных машин на рабочих местах учащихся. Сервер и рабочие места учащихся объединены в локальную сеть, что позволяет осуществлять обмен информацией (программами) учителю с учащимися и учащимся между собой. Обычно с центральной машины загружается общая для всех программа, с которой затем каждый учащийся работает самостоятельно. Учитель может подключаться к любому рабочему месту и анализировать на своём дисплее ход учебного процесса. Сейчас дисплей сервера может заменить интерактивная доска.
Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми информационными технологиями в образовании». В классификации информационных технологий обучения как методов обучения можно выделить: работу с электронным учебником, обучающими программами, исследовательские методы ИТО – работа в поисковых Интернет-системах, создание презентаций, создание баз данных, создание проектов и т.д.

Следует различать электронный учебник и обучающую программу. Обучающие программы отличаются от электронных учебников:
- продолжительностью работы;
- электронный учебник должен требовать более тщательного отбора содержания материала, задач. Соответствуя понятию учебник;
- теоретически само понятие «обучающая программа» допускает больше свободы в форме и виде электронного представления, чем учебник;
- обучающая программа допускает больше свободы в её проектировании, может включать новые имитационные моменты, имеет циклические элементы, соответствует дидактическим принципам программированного обучения, обладает чёткой последовательностью, где чаще всего есть один вход и выход.

Личный опыт использования компьютерных технологий в обучении русскому языку позволил определить положительную мотивацию учащихся к учению, активизацию познавательной деятельности, развитие мышления и творческих способностей, формирование активной жизненной позиции в современном информатизированном обществе. Применение компьютерных технологий содержит в себе обновление методов, средств и форм организации обучения.
В преподавании я следую по двум направлениям компьютеризации обучения. Первое направление предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно использовать компьютер при решении разнообразных задач. Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность. При этом сами компьютеры и многие учебные программы можно назвать универсальными электронными мультимедийными средствами.
Учебные электронные мультимедийные средства обучения я применяю на уроках по изучению нового и закрепления пройденного материала. Используя разнообразный набор интерактивных средств обучения (графику, слайды, видеоролики), я самостоятельно готовлю недостающий пакет слайдов, необходимых иллюстраций и схем.
Я систематически использую учебные электронные мультимедиаиздания на компакт дисках следующего направления:
1. Русский язык. Средняя школа. Семейный наставник. 5-7 класс.
2. Репетитор по русскому языку Кирилла и Мифодия.
3. Пишем изложение.
4. Школьная программа по литературе.
5. Интерактивный тренинг. Русский язык.
6. Интерактивный тренинг. Литература.
7. Язык и литература. Детская энциклопедия. Все учебные электронные мультимедиаиздания на компакт-дисках, предназначенных для использования в преподавании конкретного курса имеют примерно аналогичную структуру:
1. собственно иллюстрированный текс по темам;
2. мультимедиа составляющие (звук, видео, анимации, интерактивные карты);
3. практические задания;
4. контрольные вопросы и тесты;
5. список персоналий и словарь терминов и понятий;
6. блок дистанционного обучения.
Использую программы, которые позволяют копировать фрагмент текста, редактировать и размножать его. В каждой теме курса можно ознакомиться в наглядной и образной форме с основными элементами её содержания с помощью иллюстраций, анимаций, видеофрагментов и гипертекста.

Расширяя названный комплект, в системе программы разработки презентаций Power Point можно подготовить слайды, тематически и логически связанные последовательностью информационных объектов и продемонстрировать их на экране или мониторе. Основная задача компьютерной лекции та же, что и традиционной– объяснение нового материала. Но в отличии от традиционной, компьютерная лекция имеет большие возможности в привлечении иллюстрированных материалов (информационных объектов). Поэтому компьютерную лекцию я рассматриваю как новый, не существовавший прежде в моей работе инструмент, позволяющий создавать наглядные и более информационно насыщенные уроки.
Информационные объекты, демонстрируемые в ходе компьютерной лекции – это изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Использование на уроке демонстрационных средств (слайды, картины, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий. Чтобы повысить эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами, я дополняю их схемами, таблицами.

В процессе подготовки к урокам я часто готовлю учебно-методическую документацию (тематические и поурочные планы) и раздаточный материал (карточки-задания, контрольные тесты, кроссворды и т.п.). Текстовый редактор Microsoft Word прежде всего и предназначен для того, чтобы выполнять эту работу быстро и эффективно.
Разработка методики создания, а самое главное, комплексное применение средств новых информационных технологий в обучении – это новое направление в методической практике. Поэтому, с одной стороны, необходимо разрабатывать новые подходы к использованию электронных мультимедизданий, а с другой- критически осмысливать и корректировать имеющиеся образцы таких изданий и методик. Для этого необходима совместная целенаправленная деятельность ученых, методистов, разработчиков электронных изданий и практикующих учителей.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены