РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Урок экскурсия "Традиции, быт, культура кубанского казачества"

Класс 3. "Кубановедение"
Тема: "Традиции, быт, культура кубанского казачества"

Цели:
Учебные:
Обобщить знания учащихся о жизни казаков на Кубани;
закрепить знания об особенностях быта, традициях, культуре кубанского казачества.
Развивающие:
Развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование абстрактного мышления, устойчивости внимания; интеллектуальное развитие за счёт нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса.
Воспитательные:
Воспитание товарищества, взаимопомощи; уважение к своей Родине.
Задачи:
Создание образа жизни, культуры, традиций людей, живших на территории нашего края в период 19-20 в. , называемых казаками.
Расширение знаний об истории родного края, народных традициях, быте и культуре.
Развитие воображения, речи, "обогащение словарного запаса", развитие ассоциативного мышления, формирование потребности учащихся в обогащении нравственными, культурными и духовными ценностями.
Оборудование:
Мультимедийные слайды и фотографии по теме "Казачий быт", казачьи поговорки, гимн Кубани.
Форма урока: заочная экскурсия.
Подготовка к уроку:
1. Учитель заранее готовит наглядные материалы (мультимедийные слайды, комплекты фотографий)
2. Класс разбивается на 3 группы, каждая из которых получает комплект фотографий и готовит экскурсию по "своим объектам".
Эпиграф:
Кружит ли ветер снежный, дороги заметая,
Смеются ли ромашки под солнечным дождём-
В любое время года прекрасна ты, родная
Земля, где мы родились, земля, где мы живём.

ХОД УРОКА

Организационный момент

1. Пролетела перемена,
Вот позвал звонок всех в класс.
Ждёт дискуссия и тема
На уроке нас сейчас.
2. Разминка
-Уточним наш адрес. (наша планета)
-Страна. (Россия)
-Столица нашего государства. (Москва)
-Край. (Краснодарский)
-Краевой центр. (Краснодар)
-Район. (Темрюкский)
-Районный центр. (г. Темрюк)
-Школа. (№ 13)
-Класс. (3 "Г")
Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы вспомним, как жили, какие традиции были в старину у кубанских казаков. И для этого мы совершим экскурсию в прошлое, чтобы узнать о быте казаков: их жилище, утвари, одежде, традициях.

- А почему вы должны это знать, почему это нужно знать каждому жителю Кубани?( ответы учащихся).

- Так с чего же начинается Родина для каждого из нас? С родного города, села. С весёлого шума деревьев на улицах нашего детства. С золотого моря пшеницы на бескрайних кубанских полях. С
задорной казачьей песни. С рассказов дедушки-ветерана Великой Отечественной войны. Всё это ваше, самое близкое и дорогое. Здесь ваши корни. Родина начинается здесь.

Актуализация знаний.


1. Вступительное слово учащихся.

1 ученик: В ковылях средь серебряной рани,
В цветущей душистой степи
Казаки себе стан выбирали
У извилистой тихой реки.

2 ученик: Первым делом коней напоили,
На треноги повесив казан.
О минувших сраженьях судили
И весёлый сидел атаман.

2.Беседа по теме "Казачий быт":

а) Первая группа учащихся.

Для жилья казаки строили себе хаты – мазанки, низкие, с маленькими окошками, крытые соломой. Полы были глинобитные, т.е. помазанные глиной и посыпанные соломой или душистой травой.
Специальные обряды при закладке дома.
"На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - "чтобы всё водилось.""
Обряд при строительстве жилья.
"В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома. После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (её не полагалось брать за помощь).
Внутреннее убранство казачьей хаты.
Интерьер кубанского жилища был одинаков для всех районов Кубани. В доме было две комнаты: великая (вылыка) и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол (сырно). В великой хате стояла мебель: шкаф для посуды, комод для белья, сундуки и т.д.
Центральным местом в доме был "Красный угол"-"божница". "Божница" оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В "божнице" сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение, венчальные свечи, молитвы, поминальные книжки.
Иконы из святого угла по давнему обычаю снимали для благословения молодого воина на службу, для встречи его после окончания службы. Благодарили Бога за спасение сына.
Рушники-традиционый элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали кружевами и вишивали крестом или гладью. На вышивке преобладал растительный орнамент.

Демонстрация слайдов и фотографий.

Наши предки верили, что вышитые полотенца и скатерти в доме ограждают дом от всякого зла, а вышивка на одежде хранит того, кто её носит. Когда казаки уходили на войну, женщины им дарили вышитые своими руками рубашки, полотенца, чтобы вдали от дома те охраняли их и напоминали о родных.

3 ученик: В небе солнца золотой клубочек
Сыплет нити лучиков-огней,
Собирают их девичьи руки
И узоры шьют на полотне.

Физкультминутка.

(Дыхательная гимнастика)

Передо мною Родина моя:
Бескрайние пшеничные поля:
Вдохну я запах хлеба и цветов,
Увижу вдалеке родимый кров.
Вдохну - и руку к сердцу приложу,
Я ветром этим очень дорожу.
И с ним вдыхать всю жизнь готов
Я запах этот хлеба и цветов!

Продолжение работы по теме урока.

3. Беседа по теме: "Обряды и традиции".
б) Вторая группа учащихся. На Кубани бытовали различные обряды: свадебный, родильный, имянаречение, крестины, проводы на службу, похороны.
Свадьба-сложный и длительный обряд,со своими строгими правилами. Строго соблюдался запрет устраивать свадьбы в посты. Самым предпочтительным временем года для свадеб считались осень и зима, когда не было полевых работ. Так же запрещалось выдавать замуж девушку в другие станицы, если в своей было много холостяков или вдовцов. Решающее слово в выборе жениха и невесты оставалось за родителями. Сваты могли явиться без жениха, а только с его шапкой, поэтому девушка вплоть до свадьбы не видела своего суженого.

4. Беседа по теме "Народные промысла и ремёсла."

в) Третья группа учащихся.

Коренные жители станицы – казаки – занимались земледелием и скотоводством. Повсеместно встречались кузнецы, сапожники, овчинники (выделывали овечьи шкуры), портные. Из собственного сырья ткали холсты, шили рукавицы, одежду, изготовляли орудия земледельческого труда (деревянные и железные).

4 ученик: В степи под этим южным солнцем
Мне хлеборобы как родня.
Они Россию кормят хлебом,
А это значит и меня!

5. Просмотр слайдов и фотографий.

Итог урока.

1. Игра "Собери поговорку".
- Казаки умели хорошо ловить рыбу, охотиться, воевать, скакать на коне, веселиться и отдыхать. Всем известны казачьи поговорки. (Учитель называет начало поговорки, учащиеся продолжают.)

- Казака в степи только пуля догонит.

-Всякий свистнет, да не по-казацки.

- Где казак - там и слава.

- С доброй песней и путь короче, и жизнь слаще, и смерть легче.

- Казака даже чёрт боится.

- Не всяк тот казак, что фуражку набекрень носит.

- Казак без коня - сирота.

- Кровь казачья - не водица.

Домашнее задание.

Нарисовать рисунок по теме: «Казачий быт».

Прогнозируемый результат: Привитие интереса к изучению истории и культурно-национальных особенностей быта людей, проживающих на территории нашего края. Умение выражать свои чувства, эмоции.
Всего комментариев: 0
avatar
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.