РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Социализация подростков глазами школьного психолога

Социализация подростков глазами школьного психолога
«Социализация подростков глазами школьного психолога»

В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности. Сказывается действие трех глобальных тенденций. Во-первых, усиливается мировая тенденция динамизма социальных процессов, которая способствует становлению нового типа общества, ориентирующегося главным образом, на будущее. Во-вторых, идет мучительное преодоление тоталитаризма на социально-политическом и мировоззренческом уровнях, осознание значимости национальных и общечеловеческих ценностей, культуры как предметно-содержательного и предметно деятельностного контекста формирования личности. В-третьих, дает о себе знать акцентирование значимости индивидуально-личностного начала в формировании личности. В качестве цели определяется воспитание способности личности к жизненному самоопределению, выработка у нее навыков "социального самовыстраивания", самовоспитания. Личность - это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальные отношения.

Проблема социализации была актуальна вчера, актуальна сегодня и будет актуальна завтра. Обязанность психологов, родителей и педагогов создать ребенку "социальную ситуацию развития", среду общения, поле деятельности, адаптировать подростков к современным условиям жизни, воспитать гражданина-патриота, сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг.

Социализация - это процесс становления социального «Я». Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу. Одной из самых эффективных социальных сил, влияющих на формирование личности, является система образования, а в составе этой системы – подсистема дополнительного образования. Большой диапазон образовательного воздействия и уникальность методов воспитательного и психологического влияния делают ее одним из самых мощных средств в решении такой специфической задачи, как формирование в человеке качеств, соответствующих нравственным нормам и принципам человеческого общежития, на основе усвоенных национально-культурных традиций, наследия культурно-исторического опыта, актуализации межличностного взаимодействия. Этот процесс проходит как в результате воспитания, т.е. целенаправленного воздействия на личность, так и в результате самостоятельного осмысления действительности подростком. То есть социализация имеет двустороннюю направленность: сам человек прилагает усилия для овладения социальными навыками, и общество, посредством воспитания, образования приобщения его к культуре, трансформирует его. Практически все, что происходит в жизни подростка можно рассматривать как фактор социализации, обусловливающий усвоение тех или иных норм поведения.

Социализируется ребенок, не пассивно принимая различные воздействия (в том числе воспитательные), а постепенно переходя от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. Ребенок активен потому, что у него существуют потребности, и если воспитание учитывает эти потребности, то это будет способствовать развитию активности ребенка. Если же воспитатели постараются устранить активность ребенка, заставляя его «спокойно сидеть», пока они осуществляют свою «воспитательную деятельность», то этим они могут добиться формирования не идеальной и гармоничной, а ущербной, деформированной, пассивной личности. Активность ребенка будет либо полностью подавлена, и тогда личность сформируется как социально неадаптированная, тревожная, либо (при наличии определенных индивидуальных особенностей, таких, как сильный тип нервной системы и пр.) активность будет реализовываться через различные компенсаторные выходы (например, то, что не разрешено, ребенок будет стараться сделать скрытно).

Известно, что существует несколько социально-психологических механизмов социализации:

Идентификация - это отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы поведения, которые свойственны окружающим. Примером идентификации является поло-ролевая типизация- процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола;

Подражание является сознательным или бессознательным воспроизведением индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т.д.);

Внушение - процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;

Социальная фасилитация - стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее («фасилитация» означает «облегчение»);

Конформность - осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении.

Ряд авторов, в том числе и З.Фрейд, выделяют четыре психологических механизма социализации, такие, как:

Имитация - осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т.д.

Идентификация - способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные.

Стыд - это переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей.

Чувство вины - переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей.

Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, так как они нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, поскольку они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения. Чувства стыда, и вины тесно связаны друг с другом и почти неразличимы. Однако между ними имеются определенные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение же вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть.

Не секрет, что подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение самоутверждение.

Очень важно кто окажется в этот момент рядом с ребёнком, кто объяснит и выслушает, что ответит на вопросы.

И родители, и учителя, и взрослые должны строить свои взаимоотношения исходя из развивающегося чувства взрослости подростка. Если учитывают его возросшие возможности, относятся к нему с уважением и доверием, создают условия, помогают преодолевать трудности в учении и общественно-полезной деятельности, помогают в установлении взаимоотношений с товарищами, то тем самым создаются благоприятные условия для психического развития.

Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, выделяемое в качестве ведущей деятельности этого периода. Стремление подростка занять удовлетворяющее его положение среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям и нормам группы сверстников. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение подростков и юношей по самой сути своей является коллективно-групповым. Принадлежность к группе сверстников играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах сверстников.

Группа защищает подростка, дает ему поддержку, одновременно она предъявляет к нему чрезвычайно жесткие требования.

Группа создает особое чувство - «чувство мы». Деление на «мы» - сверстники, члены одной группы, и «они» - взрослые или ровесники, но члены другой группы - имеет для подростка очень большое значение, что часто не учитывается взрослыми. Желание добиться признания со стороны сверстников, порождая у подростка стремление соответствовать их требованиям, оказывает серьезное влияние на нравственное развитие школьника. Существенное влияние на поведение начинают оказывать нормы, стихийно складывающиеся в группе сверстников. В ситуации конфликта требований взрослых и сверстников подростки сознательно предпочитают нормы, принятые среди сверстников.

Стихийно складывающиеся нормы могут существенно искажать протекание процесса социализации, приводя к социально дезадаптированному поведению. Однако, как ни важны в подростковом и юношеском возрасте товарищеские отношения и чувство «принадлежности», групповые контакты обычно предполагают соревновательность, борьбу за положение и авторитет. Даже в самом сплоченном коллективе далеко не все его члены испытывают друг к другу личную симпатию. Поэтому наряду с развитием товарищеских отношений старший школьный возраст характеризуется напряженным поиском дружбы как избирательной, прочной и глубокой эмоциональной привязанности. Особенно это важно для ранней юности, когда потребность в alter ego, втором «Я» - самая важная потребность.

Желание иметь верных друзей неизменно открывает список важнейших - жизненных ценностей 15-17- летних, часто опережая даже любовь. В основе такой тяги к дружбе - страстная потребность в понимании другого и себя другим и самораскрытии. Эта потребность, тесно связанная с ростом самосознания, появляется уже у подростков, которые жадно ищут реального или хотя бы воображаемого собеседника.

Подростковая дружба - сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого друга и лихорадочно меняет друзей. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать, становится своеобразным психотерапевтом. Он может помочь не только лучше понять себя, но и преодолеть не­уверенность в своих силах, бесконечные сомнения в собственной ценности, почувствовать себя личностью. Если же друг, занятый своими, тоже сложными подростковыми делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений. И тогда подросток, чувствуя себя одиноким, снова будет искать идеал, и стремиться к как можно более полному пониманию. В процессе развития подросток включается в различные виды общественно-полезной деятельности, что расширяет сферу общения, возможности усвоения социальных ценностей, формируются нравственные качества личности.

В то же время мы видим активный рост негативного воздействия социума на наше подрастающее поколение. Мы, к сожалению, не можем остановить это воздействие, но в наших силах научить подростков противостоять ему, научить принимать свое решение, делать свой выбор и, принимая решения, направленные на созидание, возможно, менять существующее общество к лучшему. Выбор, который поможет пойти правильной дорогой, преумножить свои самые лучшие качества и стать полезным, благополучным.

Стихийная миграция, частичное владение русским языком становятся причиной сложности социальной адаптации школьников обучающихся сейчас в наших школах. Сегодняшняя школа не в состоянии успешно решать стоящие перед ней задачи без учета интенсивности, конструктивности, длительности, «болезненности» адаптационных процессов, происходящих у школьников, их родителей, учителей.

И без профессиональной помощи школьного психолога педагогам здесь не обойтись.

В изменившихся социально-экономических условиях данная проблема носит актуальный характер. В связи с этим наиболее перспективным представляется использование богатого арсенала групповых методов и методик, накопленных в области практической психологии, для оптимизации личностного развития подростков.

На сегодняшний день ко всему прочему мы наблюдаем рост семей асоциальных, семей группы риска, в которых часто спиртное и сигареты являются нормой. Так как же защитить, как помочь нашим подросткам?

Для этого в ГОУ СОШ № 430 планомерно и регулярно ведётся психологическое лекционное просвещение как в виде семинаров с обучающимися и педагогами, так и в сообщений на родительских собраниях. Для более доступного общения из-за занятости родителей мы на сайте школы создали электронную версию родительского клуба «Папина – Мамина школа». Основная задача клуба – информирование и психологическое просвещения родителей по острым темам возрастной психологии и возможных наиболее распространенных кризисных ситуаций. Для индивидуальных вопросов существуют очные консультации или он-лайн консультации психолога по Skype, а также можно написать электронное письмо на e-mail школьного психолога.

Очень эффективным воздействием является вовлечение ребенка в полезную деятельность. Для этого в нашей школе под руководством педагогов-психологов подростки готовят классные часы о негативном воздействии алкоголя, никотина, наркотиков на организм человека, в виде проектов на социально – психологические темы. В подготовке этих проектах учувствуют дети, которые находятся в группе риска, состоящие на ВШУ, ученики ККО, а также любой пожелавший принять участие ученик. Таким образом, мы не только помогаем подросткам полезно занять досуг, но и помогаем проанализировать все минусы негатива происходящего в социуме. В дальнейшей работе, когда ученики самостоятельно представляют свои работы одноклассникам и объясняют свою точку зрения, отставая её в диспутах, формируется стойкое противостояние этому негативному воздействию не навязанное взрослыми. А это и является основной нашей задачей. С этими проектами наши учащиеся выходят на окружные и городские конкурсы.

Дети часто не могут понять друг друга. Это связанно с возрастными особенностями (познания себя, поиск своего места в коллективе) а так же негативным воздействием социума ( негативный пример родителей, агрессивные темы показанные по телевидению). И бывает, что отстаивание своей позиции происходит с оскорблениями и кулаками. И помочь детям решить эту проблему, научить принимать решения не унижая собеседника и тем самым формировать не агрессию, а коммуникабельность и понимание, терпение и вежливость тоже является основной задачей психологической службы нашей школы. И здесь незаменимы психологические игры, в которых дети придумывают правила и вырабатывают совместно приемы одобряемого и приемлемого для всех поведения. А ведь всем давно известно, что в споре рождается истина. И мы учимся договариваться.

Дети в ГБОУ СОШ № 430 учатся разные, у некоторых из них есть проблемы со здоровьем, дети которые имеют языковой барьер (обучаются дети разных национальностей) что затрудняет для них общение и восприятие учебного материала в больших объемах. Для улучшения усвоения учебного материала функционируют классы КРО – с малой наполняемостью. Эти дети требуют особого внимания и заботы. Ведь если ты не такой как все, то мир кажется враждебный. Наша задача суметь адаптировать этих детей к социуму, снять враждебность и помочь реализоваться в жизни.

Проведение психодианостики позволяет не только выявить причины существующих проблем, но и подобрать и разработать методы коррекции асоциальных моментов. С использованием ИКТ - технологий, воздействуя опосредованно на все модальности мы добиваемся положительных результатов изменения взаимодействия всех субъектов образовательного пространства.

Ежегодный мониторинг подтверждает правильность выбранного направления деятельности. Коррекционный эффект можно наблюдать воочию. В нашей школе отмечается позитивный настрой учеников, уменьшилось количество обращений педагогов по поводу возникновения конфликтных ситуаций на уроках и переменах.

Адаптация личности подростка в обществе постоянных перемен затруднена, человек не успевает за стремительным ходом событий. Расширяется сфера дезадаптации. Подростковый период считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый, подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями, что и составляет существо задачи, которая предъявляется человеку в этом возрастном периоде. Значит, есть основание продолжать работать и дальше.

Педагог-психолог ГБОУ СОШ № 430 Рябчикова Наталия Анатольевна


Литература:

1.Кон И.С. «Психология старшеклассника», Москва 1982 г
2. Кон И.С. «Психология ранней юности», Москва 1989 г.
3. Э. Эриксон «Ребенок и общество», 2000 г.
4. Краковский А.П. «О подростках», 1991 г.
5. Кулагина И.Ю. «Личность школьника», Москва 1999 г.
6. Обухова Л.Ф. «Возрастная психология», 1999 г.
7. Бодалев В.В. «В мире подростка», Москва 1982 г.
8. Аракелов Г.Г. «О психологии подростка», Москва 1990 г.
9. Левит М.В. «Как сделать хорошую школу». Москва 2000 г.
10. Поливанова К.Н. «Психология возрастных кризисов», Москва 2000 г.
11. Севастьянова Н. В. «Формирование ключевых компетенций как залог профессионального самоопределения учащихся»
Рябчикова Наталия Анатольевна25.07.2012 48090 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar