РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Роль классного руководителя в организации взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребенка

Роль классного руководителя в организации взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребенка
Мамыкина С. М.,
учитель музыки,
зам. директора по ВР
МОУ СОШ №3 г. Пугачева
Саратовской области

Роль классного руководителя в организации взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребенка.

Основные задачи, поставленные перед отечественным образованием Национальной доктриной образования в Российской Федерации и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, базируются на положении о том, что современное общество остро нуждается в активно развивающихся, самоопределяющихся, творческих личностях. Важнейшим фактором содействия формированию значимых социальных и духовных качеств личности ребенка является создание единого воспитательно-образовательного пространства «семья – образовательное учреждение».

Вместе с тем в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и развития личности ребенка. Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей, так как все больше и больше отцов передают свои воспитательные функции жене, членам семьи. Такая же проблема встала и передо мной, когда в 2002 году я стала классным руководителем 7 класса военно-патриотической направленности, в котором были одни мальчики.

С первых же встреч, родительских собраний стало понятно, что воспитанием детей занимаются в основном мамы. Как же привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка? Какие предпринять шаги, чтобы родители, особенно отцы, стали настоящими союзниками образовательного учреждения, первыми помощниками классного руководителя?

Глубоко убеждена, что организация взаимодействия школы и родителей должна базироваться на результатах изучения семей – анализе семейных анкет, разнообразных тестов, опросников, посещений семей, личных бесед с родителями и детьми, педагогами, ранее работающими с данной семьей. Эта работа позволяет понять уклад семьи, каковы её социальные установки, система нравственных и духовных ценностей, семейные традиции, педагогическая образованность родителей. Все виды общения, все контакты с родителями в процессе совместной воспитательной деятельности дают новые материалы о семейном воспитании, об использовании свободного времени в семье, о любимых занятиях членов семьи, о глубине осмысления родителями процесса формирования личности ребенка, что позволяет выбрать педагогически грамотное направление работы с семьей.

Авторитет школы и классного руководителя, желание родителей сотрудничать со школой во многом определяется умелой организацией и проведением родительских собраний. Ещё в начале своей педагогической деятельности я запомнила высказывание одной своей знакомой: «Не хожу на родительские собрания. Сплошные проблемы. Как скажут про сына «плохое» – готова сквозь пол провалиться!». С тех пор я придерживаюсь своего основного правила: встречи классного руководителя и других педагогов с родителями должны основываться на положительной информации, следует отмечать даже самые маленькие достижения детей и родителей. И ни в коем случае не говорить при всех негативную информацию о семье и ребенке. Проблемы конкретных детей и семей решать необходимо индивидуально. Именно индивидуальные беседы, консультации помогают установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребенка. Каждый классный руководитель с первого родительского собрания должен стремиться наладить психологический контакт с родителями, расположить их к себе и школе, убедить, что у педагогов и семьи единая цель – воспитание гармонично развитой личности. В создании положительного имиджа школы и учителя значение имеет все: внешний вид, манера вести разговор, окружающая обстановка, способ приглашения на встречу (явка на собрание будет значительно выше, если классный руководитель пригласит родителей лично по телефону или с помощью красочно оформленного приглашения, в котором сообщит вопросы для обсуждения на предстоящей встрече). На первое в учебном году родительское собрание я убедительно прошу прийти обоих родителя (если, конечно, семья полная), так как именно первое собрание во многом решает, как будет организовано сотрудничество с родителями в течение учебного года. Присутствующие знакомятся с ориентировочным планом воспитательной работы на год, примерными темами родительских собраний, вносят свои коррективы, намечают мероприятия, которые пройдут совместно с родителями, обсуждают, какую конкретную помощь может оказать семья, решают многие другие организационные вопросы. Еще в начале каждой четверти родители знают, ответственным за проведение каких классных дел и мероприятий является их ребенок, и могут оказать заблаговременную помощь.

Говоря о родительских собраниях, следует помнить, что на собрании должны не только обсуждаться и решаться вопросы и проблемы жизни классного и родительского коллективов, но и обязательно осуществляться психолого-педагогическое просвещение родителей. Ни для кого не секрет, что родители с неохотой слушают классного руководителя, который сухо, с изобилием научных терминов старается просветить родителей на выбранную им самим тему. Поэтому своих мам и пап я убедила в письменной или устной форме сообщать темы, которые их волнуют. Большое значения придаю тому, чтобы содержание предстоящей беседы на родительском собрании опиралось на результаты предварительно проведенных диагностических исследований по интересующему их вопросу. Так при подготовке собрания «Поощрение и наказание в семье» сначала было проведено анкетирование ребят по данному вопросу, выяснено, какие виды наказаний и поощрений применяются в их семьях, какие поощрения приносят большую радость, какие наказания по их мнению наиболее действенны. Именно ознакомление родителей с обработанными результатами этого опроса стало отправной точкой живого и заинтересованного обсуждения поставленного вопроса на родительском собрании. Хочется особо обратить внимание на необходимость применения разнообразных форм проведения родительских собраний. Они могут проходить в форме «круглого стола», конференции, тематической дискуссии, вечера вопросов и ответов с привлечением психолога, врача и других специалистов и др. В нашем классе наиболее запомнившимися для пап стали конференция «Роль отца в воспитании ребенка», дискуссия «Как воспитать настоящего мужчину?», лекторий «Как сохранить психическое здоровье подростков», круглый стол «Поощрение и наказание в семье».

Проработав не один год классным руководителем, я составила для себя несколько правил в отборе материала к собранию:

  • материал, отобранный для изучения, должен быть доступен родительскому восприятию, соответствовать интересам родителей и возрастным особенностям детей;
  • теоретические сведения должны обогащаться обменом опыта по семейному воспитанию, проведением педагогических практикумов, разбором конкретных педагогических ситуаций;
  • родительское образование должно базироваться на изучении психолого-педагогических особенностей личности ребенка, знание которых является несомненной ценностью для образования родителей, опираться на результаты предварительно проведенных диагностических исследований;
  • освещая основные задачи и содержание семейного воспитания, необходимо вооружать родителей конкретными методами и приемами воспитательной работы с детьми.

Хочется поделиться еще одной маленькой находкой. На первой встрече со своими родителями я попросила их завести свои родительские папки, в которых они накапливают материал, помогающий им в общении с ребенком, его воспитании, здесь же хранятся записи с родительских собраний, результаты самодиагностик и др. Поэтому я стараюсь, чтобы на каждом родительском собрании родители получили распечатанные памятки, рекомендации по изученному вопросу. Только за истекший год мои родители пополнили свои папки следующими памятками:

  • «Правила этики общения с ребенком в семье»;
  • «Памятка по использованию компьютера ребенком»;
  • «Памятка по предупреждению детской агрессии»;
  • «Как способствовать развитию самоуважения и чувства собственного достоинства у детей»;
  • «Обращение к родителям по предотвращению ДТП с детьми»;
  • «Первичные признаки наркотического опьянения. Первая помощь».

Опыт работы показал, что эффективность работы с родителями достигается там, где удается умело сочетать коллективные, групповые и индивидуальные формы работы с родителями. Поэтому в течение всего периода обучения проходили индивидуальные встречи, беседы с родителями, по возможности с отцами по проблемам воспитания и обучения сыновей.

Ничто так не объединяет людей, как совместная работа. Поэтому одна из главных задач педагогов и образовательного учреждения – реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. В нашем классе первым общим трудовым делом отцов и детей стала сборка новой классной мебели. Папы и сыновья трудились бок о бок, помогая друг другу словом и делом. Это был один их первых шагов к рождению классного коллектива. Потом были ежегодные ремонты классной комнаты, мелкий ремонт школьного имущества, оформление кабинета, выпуск семейных газет, но всегда все трудовые дела осуществлялись совместно взрослыми и детьми. Такое воспитание не только словом, а делом наиболее эффективно, и пользу от совместных трудовых дел получили как родители, так и дети.

В первый год совместной работы родились и многие мероприятия, которые в дальнейшем стали традиционными. Наиболее интересными и запоминающимися для мальчишек стали совместные походы с родителями на природу, футбольные матчи «отцы против сыновей», шахматно-шашечные турниры, отчетные встречи-концерты в конце учебного года, конкурсные программы, посвященные Дню защитника Отечества. Свои положительные результаты давала и такая форма работы, как встречи на классных часах «Профессии моих родителей», «Есть такая профессия – Родину защищать». Особенно ценными в работе с мальчишками были встречи с отцами – служащими Российской армии, офицерами запаса. Именно благодаря совместной работе семьи и школы большинство выпускников этого класса стали курсантами высших военных учебных заведений. Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую и социально значимую деятельность не только повысила авторитет отцов, но и во многом изменила взгляд отцов на своих сыновей.

Еще одно из направлений совместной деятельности семьи и общеобразовательного учреждения – это активизация познавательной деятельности учащихся. Дети должны чувствовать постоянную заинтересованность в их учебных успехах, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. На протяжении всех пяти лет обучения в нашем мальчишеском классе царил культ знаний, стремление получать хорошие и отличные оценки. Это было результатом постоянного взаимодействия – контроля родителей и педагогов. Классным руководителем регулярно предоставлялись родителям выписки оценок из классного журнала по всем предметам, информация о пропусках уроков и факультативов. В результате родители могли откорректировать подготовку детей к урокам, по которым возникли какие-либо проблемы. Родители присутствовали на общественных смотрах знаний, помогали выпускать предметные газеты, готовиться к открытым мероприятиям и урокам, оказывали как материальную, так и организационную помощь при подготовке детьми проектов и научно-исследовательских работ для участия в конкурсах и конференциях различного уровня. Не случайно 7 учащихся класса стали победителями и призерами Международной научно-практической конференции «От школьного проекта к профессиональной карьере», региональной учебно-научной конференции «Инициатива молодых», конкурса исследовательских и краеведческих работ «Отечество. Саратовский край в истории России» и др. Именно совместные усилия семей и учебного учреждения помогли ребятам успешно окончить школу. Из 22 выпускников класса 3 человека были награждены золотыми медалями и 2 – серебряными.

1 сентября 2007 года я вновь стала классным руководителем 7 класса военно-патриотической направленности. К сожалению, 30% учащихся класса оказались из неполных семей, поэтому, кроме уже ранее используемых форм работы, в начале учебного года родился такой родительский орган, как Совет отцов. Входящие в него отцы не только помогают классному руководителю организовывать и проводить различные классные мероприятия, но и проводят воспитательную работу с учащимися с целью профилактики асоциального поведения мальчишек, способствуют решению спорных вопросов.

Новые дети, новые родители, новые проблемы, а следовательно, и поиск новых форм взаимодействия с семьями. Но каким бы образом ни было организовано взаимодействие с семьей, исходным для успешного результата является положение о том, что самые эффективные средства воспитания в семье – это личный пример родителей, их поведение, авторитет, образ жизни семьи, её традиции, внутрисемейные отношения, эмоционально-нравственный климат. Поэтому и одна из главных задач классного руководителя – максимально использовать воспитательные возможности семей учащихся. А для этого необходимо всестороннее изучение семей, поднятие авторитета родителей, пропаганда положительного родительского опыта, вооружение родителей знаниями педагогики и психологии, анализ типичных проблем детско-родительских отношений и коррекция родительской позиции при решении этих проблем, организация совместной деятельности родителей и детей. Все должны помнить, что деятельность родителей и педагогов в интересах развития личности ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, уважающими друг друга, готовыми идти навстречу друг другу во имя общей цели – воспитания полноценной, всесторонне развитой, духовно-нравственной личности.

Мамыкина Светлана Михайловна01.08.2012 37810 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar