РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Реализация творческого потенциала учащихся как личности в процессе языкового образования

Реализация творческого потенциала учащихся как личности в процессе языкового образования МИРОНОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА
ГБОУ СОШ 613 ЦАО МОСКВА


РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ КАК ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учебно-познавательная деятельность при изучении иностранного языка имеет ряд существенных особенностей. Важнейшую роль в этом играет познавательная мотивация.

Ввиду изменяющихся социальных потребностей в использовании языка, учащийся обладает личностно значимыми мотивами. В последние годы изучение иностранных языков стало приоритетным направлением образования для многих учащихся. Наряду с практическим применением языка познавательная мотивация заложена в довольноспецифическом, новом характере изучаемого языка и культурного наследия. Личная вовлеченность учащегося в учебно-познавательный процесс раскрывает во всей полноте характерные особенности нового языка и культуры, духовно обогащая обучаемого.

Поскольку изучение иностранного языка является осознанной учебно-познавательной деятельностью, то главную роль в этом процессе играет рефлексия каккоммуникативная, так и учебная деятельность.

Под «изучением языка и культуры» подразумевается обширная языковая и речевая практика в условиях самостоятельной коммуникативной и учебной деятельности, а также опыт межкультурного общения.

Разнообразные внеклассные мероприятия способны обеспечить оптимальное соотношение репродуктивных и продуктивных видов работы с целью создания прочной базы языковых средств, а с другой – свободы творческих замыслов и продукции их с выходом за пределы учебной ситуации. Здесь имеется в виду креативность учащегося, которая проявляется в производимом учеником текстовом продукте.

Продуктивное образование способствует глобальному развитию личности ученика, когда тот видит собственные образовательные продукты, исследования, сочинения, с включением в научные и культурно-исторические процессы в качестве полноправного участника.

В этом ключе продуктивная учебная деятельность выступает как деятельность созидательная и творческая, ориентирующая ребенка на самостоятельный опыт в накоплении добытых знаний в отличие от репродуктивной деятельности, когда результат достигается стереотипными способами.

Основу продуктивной учебной деятельности составляет два аспекта: умение учиться – «учить себя» и определение качества личности. Владение такой методологией определяется как учебно-познавательная компетенция и дает учащемуся необходимую степень свободы для реализации творческого потенциала.

Таким образом, ключевыми характеристиками продуктивной учебной деятельности являются:

  • социально-ориентированный характер;
  • нацеливание учащегося на создание личностного образовательного продукта;
  • исследовательский подход;
  • рефлексивно-оценочный характер;
  • достаточный уровень учебно-познавательной компетенции.

Поскольку язык является социокультурным явлением, он имеет социально ориентированный характер, следовательно, языковое образование формирует сознание личности, широкий взгляд на мир, готовность к конструктивному диалогу, терпимое отношение к другим языкам и культурам мира и способность межкультурному общению.

Благодаря социально ориентированному характеру изучения иностранного языка, учащийся познает окружающий мир через иноязычный текстовой продукт. Изучаемый язык и культура предстают реальными объектами исследования и освоения. Учащийся проводит типологическое сравнение лингвокультуры с родным языком и культурой, что обуславливает новизну и созидательный характер продуктивной учебной деятельности.

Чтобы направить учащегося на создание личностного образовательного продукта, нужно представить изучаемый язык и лингвокультуру как новую систему и новые способы и средства коммуникативной деятельности. Если иноязычный текст достаточно креативен, создаются предпосылки для свободы выбора предметного содержания речевого общения, соответственно, вовлеченности учащегося в постановку учебной задачи и созданием им собственного лингвопродукта.

Если содержание и характер учебной деятельности формирует только репродуктивные навыки и умения, то самостоятельность, вовлеченность и виды языковой и речевой практики реализуют и развивают креативный потенциал учащегося.

Конструктивный созидательный характер продуктивной учебной деятельности выражается в поиске учащимся образовательного продукта. Объектами самостоятельного поиска в создании собственного образовательного продукта являются:

  • языковые средства;
  • лингвокультуроведческие факты;
  • смысловое содержание текста и способы коммуникативной деятельности;
  • приемы изучения языка и культуры;

Таким образом, личностный образовательный продукт подразумевает создание учеником в ходе освоения предмета познаваемой реальности и приобретения личностных способов познавательной деятельности. Его можно определить по:

  • результату решения проблемной задачи;
  • новизне содержания;
  • личному вкладу учащегося в его создание;
  • рефлексивной оценке с точки зрения личностного смысла;
  • материальному и идеальному выражению.

Личностный образовательный продукт служит инструментом освоения реальности. Учащийся овладевает этим инструментом и использует его в разнообразных целях социокультурной деятельности. Сюда относятся знания и языковые средства, включая лингвокультуроведческие и социокультурные, языковые навыки, коммуникативные умения и опыт использования коммуникативной деятельности в различных функциях.

К материальному образовательному продукту, который фиксирует личный опыт учащегося в коммуникативной и учебной деятельности, относится изучение грамматического материала путем составления учеником личной системы грамматики, (таблицы, рисунки типа словообразовательное древо, собственные справочные записи), а для овладения лексическими средствами можно использовать традиционные словарики, самостоятельные списки словосочетаний, идиоматических и фразеологических единиц.

Создавая такой личностный продукт, учащийся ориентируется на самостоятельную работу и регулярно накапливает и пополняет знания, что является обязательным условием эффективного изучения языка.

Материальными продуктами учебной деятельности можно считать выстроенный в качестве личностной системы и присвоенный учащимся собственный справочный инструментарий, который служит ему в качестве своеобразной собственной опорной учебно-информационной базы данных:

  • система семантических средств;
  • личностная система грамматики;
  • средства лингвокультурных понятий и соответствующих языковых средств;
  • собственный справочный инструментарий, в котором зафиксированы все схемы опорные карты, словники, комментарии;
  • различные индивидуальные рабочие записи;
  • банк «упражнений для себя», тренировочные приемы и т. д.


Исходя из анализа потребностей пользователя языком, положенного в основу современных стандартов языкового образования, эти потребности можно подразделить:

на коммуникативные потребности в ситуациях межкультурного общения;

потребности использования иностранного языка как средства спектра – учебной, деловой, профессиональной, самообразовательной, игровой, творческой и др.

Продуктами учебной деятельности можно считать соответствующие коммуникативные умения и опыт использования изучаемого языка в ситуациях

межкультурного общения, а также презентацию этого опыта в материальных продуктах иноязычной речевой деятельности.

В современных стандартах и программах говорится, что рациональное зерно в оценке качество обучения следует искать в самих продуктах, созданных учащимся в ситуациях применения изучаемого языка, например, в проектных работах, в том числе – страноведении, литературе и т.д.

Основными видами творческих и проектных работ в зависимости от возраста могут быть устные и письменные сочинения с определенной смысловой задачей до развернутых творческих произведений (рассказов, обзоров, комментариев), а также рефераты, научно-исследовательские проекты и сценарии.

Творческий компонент содержания обучения языку носит интегрированный междисциплинарный характер, и тогда изучение языка включает в процесс познания общую картину мира, а, в целом, участвует в глобальном развитии личности учащегося.

В таблице представлены типичные виды творческих и учебных самостоятельных работ с включением «творческого компонента» в содержании самостоятельной работы и содержании контроля и оценки качества владения изучаемым языком. Это также позволяет реализовать творческий потенциал учащегося как языковой личности в процессе языкового образования. Обучающийся всегда руководствуется свободой выбора предметного содержания, а творческая составляющая его контента зависит от уровня владения изучаемым языком и уровня личностного развития учащегося. Здесь также большое значение имеет рефлексивно-творческий и самоуправляемый характер продуктивной деятельности, который проявляется в осознанном проникновении в культуру носителя языка и овладении соответствующей системой понятий.

Виды творческих и учебных самостоятельных работ

Творческие работы (базовый уровень)
Короткие творческие эссе, рассказы, сказки, письма, дневник событий-наблюдений, составление игры (языковой или ролевой), сценки из спектаклей школьного театра, творческий проект с использованием ИКТ, переводы стихов на родной язык, коллаж, рисунки, подписи с комментариями под фотографиями, поделки с соответствующими описаниями или комментариями, комиксы.

Уровень независимого пользователя

Свободные творческие сочинения различного характера (письменные и устные), письма в школьную газету, заметки, короткие статьи, наброски сценария для школьного спектакля, интеллектуальные игры, дискуссии в молодежном клубе, сценарии деловой игры, тексты интервью, подготовка доклада, обзора, резюме, подготовка проектов реферативно-обзорного и исследовательского типа.

Уровень эффективного пользователя

Различные виды устных и письменных творческих исследовательских, конкретно-практических и других работ, связанных со свободным использованием изучаемого языка как средства информационной, образовательной, учебно-профессиональной и самообразовательной деятельности

Учебно-самостоятельные работы (базовый уровень)
Составление плана, кратких ключевых опорных схем для передачи содержания прослушанного или прочитанного текста, различные виды словарной работы( словарики, словарные схемы), грамматические схемы, таблицы, несложные проекты лингвокультуроведческого и лингвострановедческого характера, собственные списки английских пословиц и поговорок, а также скороговорки и соотнесение их с родным языком и т.д.


Уровень независимого пользователя
Ведение словарных, грамматических, лингвокультуроведческих и других справочных рабочих записей, дневника самостоятельного изучения языка, языкового портфеля; лингвострановедческие проекты в рамках общей картины страны изучаемого языка (история, культура, образ жизни, национальный характер, цивилизация).


Уровень эффективного пользователя

Дневник наблюдений самостоятельного изучения языка, языковый портфель как форма самооценки свой учебной деятельности. Литературные переводы прозы и стихов на родной язык.

Миронова Наталья Александровна07.09.2012 23210 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar