РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Психологическое сопровождение родительства.

Психологическое сопровождение родительства. Важнейшая социальная функция семьи – воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребёнка. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих особенностям ребёнка и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития. 

То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может справиться с семьёй. Именно в семье закладываются основы личности ребёнка. 

Семья играет важную роль в воспитании детей. В школе должен быть налажен тесный контакт с социальным окружением и, прежде всего, с родителями. Взаимодействие школы с семьёй – это не замена домашнего воспитания общественным или наоборот, а их взаимодополняемость в созидании личности ребёнка. 

От согласованности действий семьи и школы зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние школы, улицы, СМИ. В то же время семья не может обеспечить в полном объёме воспитание активной, творческой личности. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнение. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими задачами становления человека. [2]
Родительство – интегральное психологическое образование личности, включающее совокупность ценностных ориентаций родителей, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания.[1] 

Можно выдвинуть ряд гипотез относительно сущности родительства как сложного многогранного явления. Родительство можно рассматривать как:
  • биологический, социокультурный и психологический феномен; 
  • социальный институт, объединяющий в себе два других института – отцовство и материнство; 
  • деятельность родителей по уходу, материальному обеспечению, воспитанию и обучению ребёнка; 
  • кровное родство между родителем и ребёнком; 
  • осознание родителями родственной связи с детьми. [3] 
В настоящее время многие родители не справляются с функцией воспитателя. Задача учителей – помочь родителям в воспитание их детей. 

Воспитание родителей – международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительской функции. Целью воспитания родителей является созидание таких перспектив, в которых они нуждаются как воспитатели и что должно, прежде всего, помочь им обрести уверенность и решительность и почувствовать ответственность за своих детей. 

В разных программах воспитания родителей ставятся разные задачи. В одних внимание сосредоточено на руководстве поведением ребёнка, в других – на его интеллектуальном развитии, в-третьих - на развитии личности к социальной компетентности. Общее для всех программ по воспитанию родителей – это стремление расширить самостоятельность при решении ими разных задач, во взаимоотношениях с разными людьми, при выборе поведения в разных ситуациях. [2] 

Существуют различные модели помощи семье, которые можно использовать в работе с семьёй.
 
Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей. Субъектом жалоб в таком случае обычно является ребёнок. Консультант вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер. Хотя причиной неблагополучия может быть сам родитель, эта возможность открыто не рассматривается. Нужно ориентироваться не столько на индивидуальные возможности родителя, сколько на индивидуальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания. Данная модель исходит из предположения о дефиците у родителей знаний и умений, связанных с воспитанием детей. Эта модель носит профилактический характер. В ней особенно нуждаются так называемые проблемные, дисфункциональные семьи. Она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей. Для этого используются различные формы работы. Сочетание теоретических знаний, их закрепление в опыте семейного воспитания, дискуссии и практикумы, обращённые к реальным трудностям семейного воспитания, создают хорошую основу родительской компетентности. 

Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных внешних обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненных ситуаций и рекомендаций требуется вмешательство внешних сил.
Психологическая модель используется тогда, когда причины трудностей ребёнка лежат в области общения, личностных особенностях членов семьи. Она предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и выявлении причин его нарушений. 

Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребёнке или своей семье. Объект диагностики – семья, а также дети и подростки с нарушениями и отклонениями в поведении. Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения. 

Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Задача психотерапии – диагноз, лечение больных и адаптация здоровых членов семьи к больным. 

Возможно использование различных моделей помощи семье в зависимости от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских и супружеских отношений. [4] 

Таким образом, существуют разнообразные модели, методы, подходы в воспитании родителей. Каждый из таких подходов направлен на решение определённых практических задач и соотнесён как с семейными ценностями, так и с психологическими трудностями родителей.

Список литературы:
  1. Арнаутова Е. П. Общение с родителями: зачем?/ Е. П. Арнаутова. – М.: Просвещение, 2004. 
  2. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования./ О. А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2006. 
  3. Маленкова Л. И. Педагоги, родители, дети. Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей./ Л. И. Маленкова. – М.: Проспект, 2003. 
  4. Овчарова Р. В. Психология родительства./ Р. В. Овчарова. – М.: Академия, 2005.
Лазарева Наталья Валерьевна19.12.2013 12370 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar