РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Новые тенденции в научно-исследовательской работе в начальной школе.

Новые тенденции в научно-исследовательской работе в начальной школе.

Автор: Пацуло Наталья Николаевна

Современное образование решает целый комплекс задач, среди которых наиболее важными являются

  • просвещение учащихся, т.е. ознакомление с общими научными представлениями о природе, человеке, обществе, а также с основными направлениями и особенностями пространственной, деятельностной, культурной структуры человека;
  • социализация личности;
  • формирование мировоззренческих установок учащихся.

Решить эти и другие задачи помогает ноосферное образование, целью которого является научение целостному динамическому мышлению посредством мыслеобразов.

Работа с мыслеобразами используется мною не только на уроках, но и в таком внеурочном виде работы, как научно-исследовательская деятельность обучающихся.

В качестве цели любого исследования школьников мы ставим триединство цели психологии познания как дисциплины и как закономерной природосообразной стадии, раскрытой Натальей Владимировной Масловой (в книге «Ноосферное образование»):

  1. обнаружить в опыте ученика аналог новой информации;
  2. осознать новую информацию (опознать, эмоционально окрасить её и мотивоционно привязать к опыту ученика);
  3. «внедрить» новое знание, новый образ в опыт индивида.

Таким образом, используя методологию природосообразного образования, нам удаётся быть успешными в данном виде деятельности.
Мною наработан опыт по использованию мыслеобразов на уроках русского языка, математики, окружающего мира, литературы, истории, технологии и изобразительного искусства.

Отдельно хочется остановиться на работе с мыслеобразами в проектной деятельности обучающихся. Суть проектного обучения состоит в том, что учащийся в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно предполагает проживание учащимся конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.

Проектная деятельность в начальной школе позволяет сохранить интерес к исследованиям, творчеству, созиданию.

Метод проектов самый распространённый вид исследовательского труда. Я много лет работаю по использованию пословиц и поговорок на уроках и во внеклассной деятельности. Мною была составлена подборка их к урокам русского языка, математики, окружающего мира, географии, истории, собран большой материал для внеклассных занятий.

В качестве примера хочу немного остановиться на коллективном проекте «Красна речь пословицей».

В игровой форме чётко определился объект исследования - люди (группа, класс) и предмет исследования – пословицы и поговорки, выдвинуты цели проекта. Разным группам ребят было предложено: собрать пословицы и поговорки на определённые темы, проиллюстрировать их; найти или придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц; инсценировать их.

С каким воодушевлением работали ребята, придумывали задания для викторины (конкурса) о пословицах, готовили костюмы для инсценировки: пословица превращалась в яркий театральный сюжет. Сколько было фантазии! Мои ребята стали бережно относится к слову, друг к другу, дорожили дружбой класса.

В результате работы был выпущен печатный сборник «Пословицы и поговорки в картинках» при активном участии родителей, собран информационный справочный материал.

Анализ практики работы показывает, что возможности использования проектной деятельности не ограничены, а позволяют максимально реализовать творческие способности и замыслы учеников.

Так при изучении темы «Роль фантазии в создании произведения искусства» в 3 классе ребятами были представлены индивидуальные проекты разной техники выполнения.

Эти работы были представлены на городской выставке прикладного искусства.

Занятия проектной и исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности школьников, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность, определяют социальную позицию ребёнка (деловые возможности). Все работы детей имеют практическую ценность – являются полезным материалом для уроков, предметных недель, становятся прекрасными экспозициями и украшениями класса, городских выставок.

Цель моей работы с обучающимися является – стимулирование развития интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения и личностный рост ребёнка.

Задачи:

  1. Развить у учащихся способность аналитически мыслить:
  2. классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
  3. Познакомить с методами исследования, их применением в собственном исследовании.
  4. Обучить основам оформления работ.
  5. Познакомить с основами информационных технологий в исследовательской деятельности.
  6. Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Работая по программе «Школа 2100», я с первого класса вовлекала своих учеников как в мини-исследования на уроках русского языка, математики, окружающего мира и других, так и в более продолжительные. Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя, делаем выводы и фиксируем результаты. Например, каждый человек может заболеть, и тогда мы идём за помощью в аптеку, хотя многие лекарства растут у нас под ногами. Возникает вопрос, можно ли эти «лекарства» вырастить в домашних условиях, чтобы использовать зимой не в засушенном виде, а свежесобранными. Так моя ученица, Пурахина Татьяна, приступила к исследовательской работе «Лекарственные растения Мариинского района». Она посадила растения осенью дома и наблюдала за их ростом.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов:

  1. Выбор темы.
  2. Постановка цели и задач.
  3. Гипотеза исследования.
  4. Организация исследования.
  5. Подготовка к защите и защита.

Эта работа стала и для многих родителей моих учеников интересным и захватывающим делом. Они вместе с детьми делали фотографии, выполняли несложные исследования по выращиванию растений, определению степени загрязнения воды, изучению экосистемы комнатного помещения; изучали с ребёнком определённую литературу и помогали подбирать информацию для теоретического обоснования исследования, помогали ребёнку готовить презентацию и защиту своей работы.

К индивидуальным исследовательским работам я стала готовить учеников с третьего класса. Знакомя учащихся с научной картиной мира, я рассказывала, как много неизведанного рядом с нами, надо только это увидеть и захотеть понаблюдать, найти закономерности, определить проблемы и поиски решения их.

Приходилось наталкивать на определённые темы исследования.

  • Тема должна быть интересной для ребёнка, должна увлекать его.
  • Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.
  • Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности.
  • Тема должна быть выполнима.

Помогая учащимся выбрать тему, учитель должен сам чувствовать себя исследователем.
Для получения положительного результата детской исследовательской работы мне необходимо было дать позитивный настрой и показать перспективу учащимся.

Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников.
Так, мои ученики, Пурахина Татьяна с работой «Лекарственные растения Мариинского района» и Алябьева Анна с работой «Экологоразвивающая среда комнатного помещения» стали участниками районной научно-практической конференции «Третье тысячелетие» и были удостоены Благодарственными письмами УО Мариинского района.
(№16,17) Эти же работы и работа Гаращенко Кирилла «Проблемы загрязнения реки Кия» были представлены на ХIII Всероссийской научно-практической конференции «Научное творчество молодёжи», где Алябьева Анна получила сертификат участника, а Пурахина Татьяна и Гаращенко Кирилл получили Дипломы II степени.

Ожидаемым результатом явилось интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка.

Таким образом, моя работа для ученика имела следующие результаты:

  • умение работать с информацией; видеть проблемы;
  • задавать вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям; классифицировать;
  • умения и навыки наблюдения;
  • проведение экспериментов;
  • умения делать выводы и умозаключения;
  • умения и навыки структурирования материала;
  • работы с текстом;
  • умение доказывать и защищать свои идеи;
  • ребёнок приобрёл опыт планирования;
  • расширение кругозора;
  • развитие образного мышления; развитие эмоциональной сферы;
  • опыт публичного выступления.

Ребята чувствовали себя первооткрывателями, исследователями, что может быть важнее попыток поиска ответов на собственные вопросы.

Мне хочется, чтобы учителя начальных классов не боялись различных нововведений, смело изучали их и претворяли в жизнь. Уверяю вас, что это нужно, прежде всего, нашим ученикам. А когда их глаза светятся от успеха, от радости собственных открытий, что может быть выше награды учителю.

Пацуло Наталья Николаевна03.05.2015 9300 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar