РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Система работы учителя с детьми с девиантным (общественно опасным) поведением

Цель работы: создание модели профессионального, конструктивного, позитивного взаимодействия с девиантными детьми.

Задачи:

  1. Сформировать у родителей учащихся представления о «проблемном ребенке» и как с ним общаться.
  2. Помочь детям и подросткам справиться с проблемами в поведении, межличностном общении, в дальнейшей социализации.

Основные принципы в работе с детьми девиантного поведения:

  1. Прежде всего необходим индивидуальный подход к каждому ученику.
  2. Определение форм и методов воспитательного воздействия в зависимости от конкретных условий жизни ученика.
  3. Необходимо найти общий язык с ребенком, суметь разобраться с волнующими его проблемами.
  4. Признать и уважать в каждом ребенке личность, способствовать свободному развитию и совершенствованию его душевного мира.
  5. Владеть методами и приемами коррекционной работы с трудными детьми.
  6. Быть развивающейся и совершенствующейся личностью, ибо Личность воспитывается Личностью.

Содержание социальной коррекции

Содержание социально - коррекционной работы с девиантными подростками реализуется следующими специалистами: классным руководителем, социальным работником, социальным педагогом, психологом, врачом.

Содержание деятельности специалистов при работе с девиантным поведением подростков в средней школе

Классный руководитель

  • является связующим звеном в комплексной группе специалистов по организации коррекционной работы с подростками;
  • делает первичный запрос специалистам и дает первичную информацию о ребенке;
  • организует и координирует комплексную работу по коррекции девиантного поведения школьников.

Педагог дополнительного образования

  • изучает интересы учащихся;
  • создает условия для их реализации;
  • развивает возможности личности в профессиональном самоопределении;
  • решает проблемы рациональной организации свободного времени.

Социальный педагог

  • изучает жизнедеятельность ребенка вне школы;
  • организует профилактическую и коррекционную работу в микрорайоне;
  • -поддерживает подростков, попавших в экстремальные ситуации;
  • взаимодействует с центрами психологической поддержки подростков с девиантным поведением.

Психолог

  • изучает личность учащегося и коллектива класса;
  • анализирует адаптацию ребенка в среде;
  • выявляет дезадаптированных учащихся;
  • изучает взаимоотношения подростков со взрослыми и сверстниками;
  • подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы;
  • выявляет и развивает интересы, склонности и способности школьников;
  • осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней подростков.

Школьный врач

  • исследует физическое и психическое здоровье учащихся;
  • проводит систематический диспансерный осмотр учащихся;
  • организует помощь учащимся, имеющим проблемы со здоровьем;
  • разрабатывает рекомендации педагогам по организации работы с подростками, имеющими различные заболевания;
  • взаимодействует с лечебными учреждениями.

План работы с девиантными детьми «Ты не один»

Работа с педагогически коллективом

1. Семинар «Отклоняющееся поведение как проявление отклоняющегося развития и одна из форм школьной дезадаптации».

2. Подбор литературы по проблеме девиантного поведения.

3. Выступление на заседании педагогического совета: «Нарушение речи - как один из факторов, влияющий на отклоняющееся поведение».

4. Сотрудничество с детским психиатром:

  • консультирование педагогов;
  • индивидуальное консультирование учащихся и их родителей.

5. Разработка рекомендаций для родителей и педагогов по поводу обучения и воспитания «проблемных детей».

6. Анкетирование педагогов: «Как помочь ребенку справиться с проблемами?». (Пожелания, замечания, предложения по работе с девиантными детьми)

7. Сотрудничество с организациями дополнительного образования: ДЮСШ, с центром занятости населения по поводу организации досуга учащихся.

8. Составление списков детей с девиантным поведением, семей, оказавшихся в социально - опасном положении. Выявление учащихся «группы риска».

9. Анкетирование родителей:

  • «Мой ребенок. Его особенности».
  • «Прошу помочь».
  • «Что нового я узнал(а) о своем ребенке?»

10. Индивидуальное консультирование родителей по волнующим их вопросам.

11. Родительские собрания:

  • «Гиперактивные дети».
  • «Межличностные отношения в разных возрастных группах»
  • «Мы вместе».

12. Вовлечение родителей во внеклассные мероприятия.

13. Привлечение родительской общественности к дальнейшей социализации девиантных детей.

14. Разработка рекомендаций для родителей по поводу обучения и воспитания девиантных детей.

15. Беседа «Как помочь ребенку справиться с проблемами?»

16. Индивидуальная работа с родителями детей девиантного поведения, семьями, оказавшимися в социально - опасном положении, оказание социальной воспитательной и консультационной помощи.

17. Работа Совета профилактики.

18. Рейды в семьи, оказавшиеся в социально - опасном положении, посещение подростков с девиантным поведением на дому.

19. Создание банка данных «Особенные дети».

20. Разработка индивидуального и группового исследования личности:

  • самооценка;
  • особенности темперамента и характера;

21. Индивидуальные коррекционные занятия девиантных детей с психологом.

22. Индивидуальные занятия с логопедом.

23. Выявление интересов и увлечений детей, имеющих проблемы в поведении.

24. Вовлечение в кружки и секции проблемных учащихся.

25. Учет посещаемости и успеваемости девиантных детей.

26. Рекомендации родителям от проблемных детей по их воспитанию и обучению.

27. Проявление интереса к созданию портфолио личных достижений у детей девиантного поведения.

28. Прослеживание за дальнейшей социализацией выпускников, имевших проблемы в поведении и общении.

29 Индивидуальные беседы с детьми девиантного поведения.

30 Привлечение детей девиантного поведения к общественно - полезной деятельности школы.

31 Пропаганда ЗОЖ.

32 Вовлечение детей с девиантным поведением в летний школьный лагерь и школьную ремонтную бригаду.

Направления работы с детьми с девиантным поведением

1. Выявление

Применяю методику С. Беличевой и И. Дементьевой. На основе наблюдений, изучения учебной, общественной, трудовой деятельности ученика, его взаимоотношений с одноклассниками, друзьями, учителями, родителями, а также в результате бесед и сбора независимых характеристик, которые даются окружающими ученика, анализа условий его семейного воспитания и внешкольной среды общения выявляю детей с девиантным поведением. Показатели социального развития подростка выявляются в процессе бесед с самим учеником, так и со всеми, кто составляет его социальное окружение. Налажена тесная взаимосвязь, сотрудничество с социальным педагогом школы, психологом, классными руководителями, учителями – предметниками.

2. Сопровождение

Применяемые формы и методы работы: работа с подростком и его семьёй, с его ближайшим окружением, личные встречи, профилактические беседы, консультирование, дискуссия, обсуждение, работа в парах, работа в группах, интерактивные игры, рефлексия, контроль текущей успеваемости, контроль посещаемости занятий, вовлечение учащихся в биологические кружки, проведение психодиагностики, помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута, разбор конфликтных ситуаций, направление на консультации к психологу. В работе с девиантными детьми определяю индивидуальную траекторию социального развития ученика, выявляю причины девиантности, включаю детей в различные виды деятельности, раскрываю потенциал личности как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставляю возможность каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

3. Поддержка и обучение

Система работы складывается из выявления таких детей, оказания им социально – психологической и педагогической помощи, организации досуга и вовлечения их в разнообразную деятельность. Провожу целенаправленную работа по нравственному просвещению (нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.п.). Актуализация всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, отношения учитель - ученик, учитель - родители учеников.

4. Взаимодействие с родителями

  1. Посещение на дому семей группы риска.
  2. Проведение консультаций.
  3. Приглашение на советы профилактики.
  4. Выступления на родительских собраниях.
  5. Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимоотношений.
  6. Просвещение родителей по вопросам девиантного поведения в подростковом возрасте.

5. Применение психолого – педагогических технологий

Применяю воспитательные технологии, основанные на патриотическом воспитании, социальное проектирование, создание ситуации успеха.

В педагогической деятельности использую методы при воспитании девиантного ребенка: метод воспитания, метод убеждения, метод стимулирования, метод внушения, метод требования и упражнения, метод воздействия.

6. Эффективность работы

  1. Повышение правовой культуры учащихся с девиантным поведением.
  2. Повышение обучаемости девиантных детей.
  3. Положительное отношение к школе.
  4. Снижение частоты проявления девиантного поведения учащимися.
  5. Положительные отзывы педагогов, одноклассников.

7. Повышение качественных показателей успеваемости учащихся

  1. Реализация системы работы с девиантными детьми позволила достичь положительной динамики качества знаний и уровня сформированности учебных действий.
  2. Значительно повысился уровень познавательной мотивации.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены