РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование умений на уроках географии у обучающихся 10 классов

Учитель географии
МБОУ гимназии №5
Купеева И.С.

Формирование на уроках у обучающихся 10 классов умений: сопоставлять географические карты различной тематики, оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений.

“Расскажи – и я забуду.
Покажи – и я запомню.
Дай мне действовать самому –
и я научусь”.

Самый важный навык, который выпускники общеобразовательных учреждений могут получить при изучении географии – навык использования различных видов географических карт. Ориентирование в пространстве с помощью карты, умение читать карту является одной из ключевых компетентностей, необходимых человеку вне зависимости от его будущей профессии.

Важную роль в формировании такого рода прикладных знаний играет правильная организация систематической работы с картами. Использование карт позволяет развивать у учащихся чувство пространства, умение определять взаиморасположение объектов, особенности конкретной территории. Систематическое использование на уроках географии карт способствует также формированию умения по словесной географической характеристике территории определять её положение на карте, сопоставлять географические карты различной тематики.

Географические карты выступают источником нового знания, а умение читать карту – необходимым звеном в образовании. На уроке карта выполняет ряд важнейших функций:

  1. наглядно-познавательную, так как карта – носитель информации;
  2. организационную, поскольку способствует организации различных форм работы: индивидуальной, групповой, фронтальной, коллективной;
  3. диагностическую, так как это важнейшее средство для оценивания знаний учащимися программного материала;
  4. методическую, так как дает возможность использовать различные методы и приемы на уроке.

Для развития умений сопоставлять географические карты различной тематики, оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений, большее внимание следует уделять практическим работам на уроках географии. К 10-му классу обучающиеся владеют достаточными умениями и навыками, чтобы решать определенные географические вопросы. Для этого есть достаточно много материала, который могу предложить вашему вниманию.

Практические работы по географии. 10 класс.

Пример практической работы №1.

Анализ карт различной тематики. Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов. Обозначение на контурной карте основных географических объектов.

Цели: дать знания о формах государственного правления и административно-территориального устройства; расширить знания о классификации стран мира и закрепить знания номенклатуры; научиться оценивать политико-географическое положение страны, выявлять его положительные и отрицательные черты, отмечать изменение политико-географического положения страны во времени; формировать навыки сопоставления карт различной тематики.

Задание 1. Нанесение на контурную карту государства с монархической формой правления и федеративным устройством.

Инструкция по выполнению задания.

Специально выбранным цветом фоновой окраски обозначьте страны с монархической формой правления и федеративным устройством. Обозначьте выделенные страны цифрами, которые отразите в легенде карты с расшифровкой названий стран и их столиц. Специальной штриховкой отметьте самую крупную по площади территории страну с монархической формой правления и (другой штриховкой) государства-республики, имеющие с ней общую сухопутную границу. Внесите обозначения в легенду.

Пример практическая работы № 2.

Анализ карт различной тематики. Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов. Обозначение на контурной карте основных географических объектов.

Цель: Развитие умений комплексного использования карт различной тематики с целью отбора и фиксации на контурной карте заданных географических объектов.

С помощью карт атласа выполните предложенные задания:

  • Изучите физическую карту материка Северная Америка, отметьте на контурной карте основные географические объекты – крупные реки и озера, горные хребты и цепи, подпишите названия морей и океанов, которые омывают берега материка.
  • Изучите карту «Минеральные ресурсы», нанесите на контурную карту основные месторождения полезных ископаемых Северной Америки.
  • Изучите карту «Добывающая промышленность мира», нанесите на контурную карту основные центры добывающей промышленности Северной Америки, подпишите их названия.
  • Сделайте выводы о взаимосвязи рельефа и расположения месторождений полезных ископаемых и центров добывающей промышленности США и Канады.

Практическая работа №3.

Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.

Цель: Развитие умений давать экономико-географическую характеристику страны, используя различные источники информации.

Ход работы: Охарактеризуйте выбранную страну по предложенному плану:

План характеристики страны:

  1. Общие сведения о стране (тип страны, размер и состав территории, государственное устройство, столица, участие в международных военных и экономических организациях и т.п.);
  2. Географическое положение: вид географического положения, местонахождение в регионе, с какими странами и где граничит, чем и где омывается, особенности политико- и экономико-географического положения;
  3. Природные условия и ресурсы;
  4. Население: численность, особенности размещения, воспроизводства, полового, возрастного, национального и религиозного состава, уровня урбанизации, крупнейшие города и агломерации, характерные черты внутренних и внешних миграций, количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов;
  5. Структура национального хозяйства;
  6. Отрасли специализации промышленности, крупнейшие промышленные районы и центры;
  7. Отрасли специализации сельского хозяйства, главные сельскохозяйственные районы;
  8. Характерные черты развития транспорта;
  9. Характерные особенности непроизводственной сферы;
  10. Внешние экономические связи: главные экономические партнёры, структура и основные статьи экспорта и импорта;

Пример практической работы № 4.

Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.

Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.

Цель: Развитие умений комплексного использования карт, учебника, справочных и статистических материалов с целью отбора и фиксации на контурной карте.

С помощью карт атласа, текста учебника и статистических материалов выполните предложенные задания:

Вариант 1:

  • Изучите карту «Минеральные ресурсы», нанесите на контурную карту основные месторождения нефти.
  • С помощью атласа, текста учебника и статистических материалов определите 10 стран – лидеров по добыче нефти, обозначьте их границы на контурной карте.
  • С помощью атласа, текста учебника и статистических материалов определите основные регионы потребления нефти, обозначьте их на контурной карте.
  • Составьте картосхему «Основные грузопотоки нефти», для этого соедините стрелками основные районы добычи нефти с главными районами её потребления.

Вариант 2:

  • Изучите карту «Минеральные ресурсы», нанесите на контурную карту основные месторождения природного газа.
  • С помощью атласа, текста учебника и статистических материалов определите 10 стран – лидеров по добыче газа, обозначьте их границы на контурной карте.
  • С помощью атласа, текста учебника и статистических материалов определите основные регионы потребления газа, обозначьте их на контурной карте.
  • Составьте картосхему «Основные грузопотоки природного газа», для этого соедините стрелками основные районы добычи газа с главными районами его потребления.

Практическая работа №5.

Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

Цель: Формирование умений оценивать ресурсообеспеченность стран (регионов) с помощью карт и статистических показателей.

Ход работы:

Используя карты атласа и материал учебника, выполните задания:

Вариант 1:

1. Определите обеспеченность разными видами ресурсов выбранной вами страны с помощью карт атласа и материалов учебника:

а) минерально-сырьевыми и топливными ресурсами;
б) водными;
в) земельными;
г) лесными.

2. Дайте характеристику агроклиматическим, гидроэнергетическим, рекреационным ресурсам и ресурсам Мирового океана страны с помощью карт атласа.

3. Сравните ресурсообеспеченность страны с ресурсообеспеченностью других стран мира и регионов:

а) назовите более обеспеченные страны;
б) назовите менее обеспеченные страны.

4. Объясните закономерности размещения различных ресурсов.

5. Сделайте общий вывод о ресурсообеспеченности страны и прогноз развития страны.

Пример практической работы № 6.

Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

Цели: сформировать представление об основных закономерностях размещения минеральных ресурсов мира и обеспеченности стран и регионов полезными ископаемыми и другими природными ресурсами; формировать умение определять по таблицам и картам степень ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира; развивать умения и навыки работы с картами и текстом

Оборудование: калькулятор, цветные карандаши и ручки, ластик, линейка, атлас экономической и социальной географии мира, контурные карты.

Задание 1. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира топливными ресурсами.

Инструкция по выполнению задания.

По предложенной таблице определите размеры запасов нефти, газа и угля для всего мира и отдельных его регионов:

Задание 2. Составление картосхемы: обеспеченность различных стран мира энергетическими ресурсами.

Инструкция по выполнению задания.

Показать на контурной карте границы стран, наиболее обеспеченных энергетическими ресурсами (разными цветами фоновой окраски). Внесите цвета фоновой окраски и специальные условные обозначения энергетических ресурсов в легенду вашей карты.

Практическая работа №7.

Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

Цель: Развитие умений комплексного использования карт атласа, материала учебника, справочных и статистических материалов с целью определения основных регионов с неблагоприятной экологической ситуацией и выявления причин появления таких регионов.

Используя карты атласа и учебник, выполнить задания:

  1. Нанести на контурную карту США государственные границы страны.
  2. Используя атлас и учебник, условными знаками обозначить на контурной карте важнейшие районы добычи минеральных ресурсов и главные промышленные пояса США.
  3. Различными цветами заштрихуйте основные районы деградации природной среды в результате деятельности человека: под воздействием добывающей промышленности, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, танкерного флота, испытаний ядерного оружия и аварий на АЭС и.т.д.
  4. Подпишите названия наиболее загрязнённых рек, озёр, каналов и морских акваторий.
  5. Назовите пути решения экологических проблем в США и меры, которые следует предпринять правительству США для улучшения экологического состояния страны.
  6. Сделайте вывод о перспективах развития экологической ситуации в США.

Практическая работа №8.

Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.

Цель: Формировать умение находить применение географической информации, давать правильную оценку важнейшим социально-экономическим события международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в разных странах и регионах мира, тенденциям их возможного развития.

Ход работы: Применяя знания, полученные в ходе изучения курса географии, используя материалы СМИ и дополнительной литературы, дайте характеристику политических и экономических тенденций развития предложенных стран (на выбор учащихся).

  • Вариант 1. Германия
  • Вариант 2. США
  • Вариант 3. Китай
  • Вариант 4. Северная Африка
  • Вариант 5. Израиль

План характеристики:

  1. Регион, в котором находится страна, краткая характеристика её соседей, вывод об особенностях ЭГП и ПГП.
  2. Уровень экономического развития страны, отрасли специализации, торговые связи с другими странами (регионами) мира.
  3. Участие страны в международных экономических и политических организациях и блоках, её роль в этих блоках.
  4. Оценка влияния страны в мире, её роль на международной арене.
  5. Участие в международных конфликтах.
  6. Общая оценка экономической и политической ситуации в стране, прогноз перспектив развития и роли на международной арене.

Практическая работа №9.

Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.

Цели: выявить основные аспекты глобальных проблем человечества; научиться оценивать и объяснять особенности размещения регионов мира с неблагоприятной экологической ситуацией;

Задание 1. Подготовка рефератов (компьютерных презентаций) по темам: «Проблемы Мирового океана», «Глобальный этнический кризис», «Проблема здоровья и долголетия человека».

Задание 2. Подготовка рефератов (компьютерных презентаций) по темам: «Загрязнение атмосферы», «Загрязнение литосферы», «Загрязнение гидросферы», «Загрязнение вод Мирового океана».

Инструкция по выполнению задания.

Используя различные источники географической информации, подготовьте рефераты (компьютерные презентации) по заданным темам.

При подготовке рефератов (компьютерных презентаций), связанных с экологическими проблемами, отразите следующие вопросы:

  • источники загрязнения;
  • последствия загрязнения;
  • пути решения проблемы.

Помимо практических заданий применяются мною на уроках технологии проектов в течение ряда лет. За это время сформировались определенная система управления самостоятельной деятельностью обучающихся и типология проектов применительно к преподаванию географии. Я разделила проекты по географии по типам.
Интеллектуально-эвристические проекты (информационные) - проекты, направленные на поиск, анализ и личностную оценку знаний о чем-либо. Подобные проекты создаются при изучении курса "Экономическая и социальная география мира" в 10 классе, так как содержание курса изобилует интересными темами для самостоятельного изучения. В этом случае в каждом классе предлагаются творческие задания, я консультирую обучающихся, могу показать проекты учащихся прошлых лет, определяю время презентации проекта (5-7 минут).

Проектное задание:

1. Найти интересную информацию по изучаемой теме.

2. Структурировать содержание по схеме:

  • суть глобальной проблемы;
  • доказательства ее глобальности в 21 веке;
  • связи с другими проблемами;
  • географические аспекты проблемы (где и как она проявляется?);
  • пути решения проблемы.

3. Создать мультимедийную презентацию.

4. Подготовить доклад.

5. Защитить творческую работу.

В 10-м классе это могут быть информационные проекты, направленные на создание географических образов изучаемых регионов и стран, например:

  • "Восемь причин экономического чуда Японии";
  • "Азиатские тигры: рывок вперед"
  • " Мешок с шерстью"
  • «Чай у королевы»

Несмотря на то, что информационные проекты краткосрочные и самые простые, их разработка полезна как для школьников, так и для учителя. У старшеклассников последовательно формируются ключевые (надпредметные) компетентности, а у учителя накапливается банк интересной дополнительной информации по различным темам курса географии, что в последствии позволяет педагогу разнообразить методику проведения уроков.

Исследовательские проекты - проекты, имеющие четко обозначенную исследовательскую проблему. Все исследовательские проекты долгосрочны, являются монопроектами, т.е. выполняются одним обучающимся и состоят из 2-х частей: теоретического обоснования исследовательской проблемы и констатирующего исследования на основе анализа.
Участие старшеклассников в проектах данного типа способствует формированию исследовательской деятельности, готовит их в будущем к написанию курсовых работ в вузе. Это главный результат, так как цель школы: подготовить выпускников к осуществлению образования в течение всей жизни.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены