РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Коучинговый подход на уроках русского языка и литературы

Автор: Наталия Геннадьевна Сивкова

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить дальнюю и ближнюю перспективу, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Без системы мотивации к познанию и волевой саморегуляции обучение не будет результативным. Поиск образовательных технологий, форм работы и методических приемов, которые бы обеспечивали мотивацию и формировали метапредметные (регулятивные) УУД на уроках русского языка, привел меня к технологии коучингового подхода.

Цель коучинга – оказание помощи детям учиться активно и сознательно, способствовать тому, чтобы они могли максимально использовать свой потенциал, развивать навыки и в результате достигать желаемых результатов. Ученик должен рассматривать свои ошибки и неудачи не как проигрыш или провал, а как ценный опыт, позволяющий эффективно продвигаться вперед.

Коуч - техника основана на принципах партнерства, вдохновляет на раскрытие познавательной активности, творческих способностей, нестандартного мышления, ответственности за достигнутые результаты. При таком подходе педагог раскрывает свой потенциал и потенциал учащихся. Коуч (в переводе с английского – частный репетитор) актуализирует посредством открытых вопросов, обращенных к внутренним ресурсам личности, субъектную активность в достижении успеха и сопровождает человека в долговременном индивидуально - личностном развитии. Умение задавать эффективные вопросы, которые помогают людям открыться, думать о себе – одна из важнейших компетентностей коуча.

Ключевые установки и ценности коучинга близки к форматам личностного развития, причем не только учеников, но и самих учителей.

Особенностью коучингового подхода является диалогический характер общения учителя с учащимися в формате 4 этапов проектирования и 4 вопросов планирования и реализации урока.

  • 1 этап – Вдохновение – притча, афоризм, эпиграф, загадка (4 вопроса планирования).
  • 2 этап – Цели урока – создание проблемной ситуации (шкала ясности).
  • 3этап – Тело урока - практическая работа в группах, исследование, «мировое кафе» (первичный контроль по шкале ясности).
  • 4 этап – рефлексия – возврат к целям урока и шкале ясности (ценность урока для каждого).
  • 5 этап – домашнее задание – разноуровневое домашнее здание, «китайское меню».

Для каждого из этих этапов есть соответствующий набор инструментов и техник, из которых коуч подбирает наиболее оптимальную комбинацию для каждого конкретного ученика и каждого конкретного случая.

Первый и все определяющий шаг на этом пути, в котором учащимся может помочь коуч: осознать их личную потребность в обучении. В результате этой работы ученик должен распрощаться с иллюзиями относительно того, что его обучение и достижение целей— это забота школы и учителя. Ему необходимо четко осознать, что обучение и развитие являются, прежде всего, его личными задачами.

В коучинге используют активное слушание (ученик начинает видеть и слышать в перспективе) и глубинное слушание (расширяющие вопросы). Беседа посредством сильных и открытых вопросов, тоны голоса, лестница вопросов по логическим уровням, шкалирование, линия времени, колесо баланса, индивидуальные и групповые коуч - сессии и другие.

Если говорить о традиционной структуре урока и структуре коуч – сессии (таблица 1), то они удивительным образом совпадают. Это обстоятельство свидетельствует о естественности применения коучингового подхода.

Таблица 1.
Структура урока Структура коуч - сессии
Контакт с классом. Создание доверительных отношений.
Формулирование целей урока. Определение цели. Формат конечного результата.
Тип урока (изучение нового материала, обобщение и систематизация). Создание опыта. Анализ возможностей и ресурсов.
Постановка домашнего задания Определение первых шагов – действий, ведущих к цели.
Рефлексия. Итоги. Ценность.
Спасибо за урок! Благодарность.
Доверительные отношения - основа развивающего взаимодействия. Чтобы создать доверительные отношения, нужно сесть рядом с ним, показывая тем самым, не своё превосходство, а то, что ваше общение происходит на равных. И, конечно же, улыбка, открытый, доброжелательный взгляд; искренний интерес; вводные фразы; повторы ценностных слов человека или всего того, что он сказал.
Я использую на уроках Технику «сильных» вопросов, применимую на любом из этапов. Не навязчиво выясняющие «да или нет», а провоцирующие на размышления, дискуссии и звучащие в нас потом еще много часов и дней (таблица 2).

Таблица 2.
Этап Примеры вопросов
Этап мотивации и постановки цели (этап вдохновения). — Каким ты видишь идеального ученика, на которого ты хотел бы быть похожим?
— Представь теперь, что ты стал таким, как он. Каким ты теперь видишь себя в конце сегодняшнего урока? …
— Каким теперь видят тебя твои одноклассники? Родители?
— Насколько ты будешь теперь удовлетворен собой? Отметь степень своей удовлетворенности на шкале от 1 до 10.
(Вопрос при этом следует начинать: «Каким каждый из вас видит…?». Когда ученик сам будет ставить перед собой эти вопросы, то в них он будет обращаться к своему «Я».)
Этап планирования эффективных действий для достижения цели.
— Как ты можешь достичь цели?»;
— Итак, в соответствии с поставленными целями, какие действия ты готов совершить прямо сейчас? На этом уроке? На этой неделе? И т.д.
— Что конкретно будешь делать? Какой будет самый первый шаг? Самый простой? Самый рациональный? Самый эффективный?
— Какой будет следующий шаг? А дальше? А еще?
— Как, каким способом ты предполагаешь это делать? Как ты узнаешь, что будет достигнут ожидаемый результат? А какие способы можно использовать еще?
Взгляд на способы деятельности из будущего:
— Представь, что у тебя уже есть то, чего ты хотел. Каким был предыдущий шаг, который привел тебя к цели? А предшествующий данному?
— Если бы ты уже обладал всей необходимой информацией, то каковы были бы твои действия?
— Если бы ты был на месте учителя, то какие действия ты бы предпринял?
Этап реализации плана (приверженность цели).
— Почему эта цель важна для тебя?
— Как ты можешь пойти дальше?
— Где ты сейчас находишься по шкале от 1 до 10? Опиши, пожалуйста, подробней.
— А если сдвинуться на один балл выше – в чем будет разница? Что будет по-другому?
— А если еще на один балл?
И так, пока не дойдете до 10. В итоге – пошаговый план достижения 10, опираясь на текущую ситуацию.
Этап завершения (рефлексия).
— Как ты поймешь, что достиг цели?
— Какие самые важные вехи ты замечаешь?
— Когда это происходило? Сколько времени занимала каждая задача?
— Как эти задачи были взаимосвязаны?
— Какие самые первые, самые легкие шаги потребовались, чтобы начать двигаться к результату?

Учитель - коуч помогает учащимся вдохновиться собственным видением привлекательного будущего учебного результата (к концу урока, изучения темы, к завершению учебного года, школы и т.д.). Далее учитель помогает ученику осознать и сформулировать свои собственные цели в формате SMART (если расшифровать аббревиатуру, то получатся «умные» цели в формате конечного результата: конкретные, измеримые, достижимые, значимые и определенные во времени).

Урок русского языка в 5 классе. Тема «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова» (цели урока для детей)

  • Чего ты хочешь? Узнать, в каких случаях после шипящих пишутся буквы о - ё.
  • Как ты узнаешь, что достиг результата? Мне всё будет понятно и легко. Я буду узнавать данную орфограмму и с лёгкостью писать слова с ней.
  • В чём важность для тебя? Мне важно научиться писать без ошибок, чтобы не было пробелов в знаниях; чтобы успешно написать контрольный диктант.
  • Как ты можешь этого достичь? Слушать учителя и самому попытаться разобраться в этом. Дома закрепить изученный материал.

При помощи таких техник коучингового подхода, как «Колесо баланса» и «Шаги успеха», учащиеся сначала определяют степень познания предложенного материала, а потом разрабатывают для себя маршрут продвижения в цели, осознанно анализируя свои действия.

КОЛЕСО БАЛАНСА

Ситуация: нам необходимо привести детей к мысли, что учатся они для себя, замотивировать их на учёбу.

Решение: Каждый из вас видит себя в будущем успешным человеком? А что значит быть успешным? (выводим на то, что нужна хорошая, интересная профессия, в которой можно расти) А что человек этой профессии должен знать и уметь? Какие школьные предметы помогут вам этому научиться? Давайте, мы с вами нарисуем «Волшебное колесо», которое подскажет нам, куда нужно приложить усилия, чтобы потом быть успешным…

Рисуем «колесо баланса» со школьными предметами, заполняем его по ощущениям детей.

Дальше смотрим, на что надо обратить внимание, почему. Выясняем, какие ресурсы нам для этого необходимы. Таким образом, дети определяют свою цель, способы реализации цели, учатся контролировать время, берут на себя ответственность.

На уроках такое колесо может покатить нас в разные стороны. Новая тема – отлично, но давайте прикинем, что, как будем изучать, что можно обсудить сейчас, а что оставить на потом или для самостоятельной работы. Для составления колеса баланса нарисуем окружность (на доске, на листе бумаги) и разделим ее на 8–10 равных частей. Эти части могут заполняться самым разным содержанием (разделы в изучении темы, элементы занятия, этапы проекта, главные герои романа и т.д.). Визуализация позволяет выделить главное, найти правильное соотношение, составить план, оценить себя.

Чтобы четко спланировать свою работу, пользуюсь «Шкалой удовлетворенности» продвижения к цели от 1 до 10, которая позволяет выявить пробелы и сформированность универсальных учебных действий (УУД) по определенной теме. В сочетании с колесом баланса она творит чудеса и позволяет проводить мгновенный анализ готовности к той или иной работе, выбору нового направления. Для определения важности (роли, очередности, уровня освоения) разных сегментов на колесе используем 10 - балльную шкалу, где 0 означает наименьшую важность, стартовый уровень, а 10 – максимальную значимость или первоочередность. Оцениваем каждый сегмент не по стандартным требованиям, а исходя из личного либо коллективного мнения и ситуации занятия.

Размечаем шкалу от 0 (в центре круга) до 10 (на его границе), затем указываем «цену» каждого сектора. Чтобы колесо баланса было более понятным, можно применять цветовую разметку. Далее – анализируем полученные результаты: над чем стоит поработать, с чего начать, от чего отказаться. Конечно, шкалирование для измерения и сопоставления проектных шагов, оценки своих достижений, вклада в командную работу и многого другого могут применяться и без колеса.

Шкалирование позволяет непрерывно измерять степень приближения к цели

Движение снизу вверх

  1. Что для Вас 10?
  2. Где Вы сейчас находитесь? Опишите, пожалуйста, подробней.
  3. А если сдвинуться на один балл выше – в чем будет разница? Что будет по-другому?
  4. А если еще на один балл?
  5. И так, пока не дойдете до 10. В итоге – пошаговый план достижения 10, опираясь на текущую ситуацию.

Движение сверху вниз

  1. Что для Вас 10?
  2. Где Вы сейчас находитесь? Опишите, пожалуйста, подробней.
  3. Опишите, пожалуйста, 10 подробней (в формате конечного результата).
  4. А чем 9 отличается от 10? Что уже будет на 9? А чем 8 отличается от 9? Что уже будет на 8?
  5. И так, пока не дойдете до исходной точки. В итоге – пошаговый план достижения 10, опираясь на желаемый результат.

Такой инструмент коучинга, как «Линия времени» (рисунок 2), оказался очень продуктивным для учащихся в достижении желаемого ими результата обучения. В зависимости от способностей и возможностей каждый учащийся выстраивает индивидуальную траекторию, планируя свой процесс обучения. Эта техника помогает расставить приоритеты и распределить время работы над блоком тем.

Возьмите какой-нибудь образовательный проект. Представьте себе, каким он будет через месяц, что изменится, какие результаты будут достигнуты? Нарисуйте схематически линию времени. Что будет происходить с вами, вокруг вас, вокруг этого проекта? Как можно нагляднее представьте это. А теперь посмотрите на эту точку – «плюс месяц», мысленно пройдите весь путь до нее и назад и сформулируйте, что вы сделали для того, чтобы добиться этих результатов. Теперь загляните в более отдаленное будущее (на 3, 4, 6 месяцев вперед). Опишите, какой результат хотелось бы иметь к тому времени. Что вы уже сделали для того, чтобы добиться этого результата? Эта техника помогает целостно и эффективно планировать будущее, помня как о краткосрочных, так и долгосрочных целях.

Не имея большого опыта работы с коуч - технологией, я решила начать её использование с такого вида работы, как домашнее задание. При выполнении домашнего задания ученики не только должны понимать, что нужно выполнить, но и как выполнить данные задания. Учитель при этом не должен сам рассказывать ход выполнения. Вместе с учениками он составляет план его выполнения, дает необходимые пояснения и рекомендации. В этом помогает техника «сильных вопросов»: Мне кажется, ты провел большую работу, что ты думаешь об этом. Насколько ты доволен результатом. И тогда, что….Думаю, это потому, что … Что нового для тебя было? Открытия, которые я сделал для себя, выполняя эту работу? Это важно для тебя? Если бы я еще раз выполнял эту работу, я …

«Лестница успеха» (рисунок 3) — ключ к повышению успеваемости. Примеры топ - целей: «закончить четверть без двоек», «научиться писать без ошибок» и т. п. При работе по этой методике отстающим ученикам нужна помощь учителя. Каждую неделю проверяйте, как происходит движение по лестнице. Помните, что продуктивная работа с учителем стимулирует не меньше, чем сам успех. «Лестница успеха» дает возможность ставить глобальные цели и достигать их. Как это работает?

  1. Ученик рисует лестницу с долгосрочной целью на вершине (топ-цель).
  2. Ступенью ниже ученик указывает цель, предшествующую топ-цели.
  3. Двигаясь вниз по лестнице, ученик создает план достижения топ-цели. В конечном итоге, добираясь к тому, что нужно сделать на этой неделе (или сегодня), чтобы приблизиться к топ-цели.

Выглядит просто? Что это дает?

  1. Развитие целеустремленности. Осознание того, что любая глобальная цель состоит из простых шагов на пути к ней.
  2. Дофаминовая стимуляция. Гормон дофамин дает чувство радости и успеха. Он выделяется, когда человек добивается поставленной цели и стимулирует достижение новых успехов.
  3. Связь с реальностью. Когда цель разбита на несколько этапов, становится ясно, что работает, а что нет. Так стратегия успеха становится пластичной и легко подстраивается под обстоятельства.

Коучинговый подход позволяет создать образовательное пространство, способное обеспечить развитие внутреннего деятельностного потенциала ученика, способностей, необходимых для нестандартных учебных действий, обеспечивающих успех в учебе; способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни; умения ставить цели и искать способы их достижения; потребностей к свободному выбору и ответственности за результаты такого выбора, а также создание условий для максимально возможного использования обучающимися своих способностей; обеспечить ограждение от негативного влияния на ребенка с разнообразными задатками «обычных» реакций детей; постоянное стимулирование позитивного проявления способностей.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены