РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Читательский дневник школьника

«Читательский дневник» - понятие, известное далеко не всем. Есть люди, которые с удовольствием заполняют его каждый день, а есть те, кто ни разу даже не слышал о его существовании. Обычно учителя задают школьникам заполнять читательский дневник после прочтения ими художественной литературы. Иногда его ведут даже взрослые. Что же из себя представляет дневник читателя? Как его составить и заполнить?

Описание

Читательский дневник – это толстая тетрадь (блокнот) с плотной обложкой, в которой школьник фиксирует данные по прочитанным произведениям и характеризует их. Чаще он становится домашним заданием на лето: ребенок читает заданные на каникулы произведения, потом делает по ним заметки в дневнике. В сентябре учитель проверяет, какие книги ученик прочитал, насколько хорошо усвоил материал.

Практикуется ведение читательского дневника не во всех школах. Преподаватели используют его на свое усмотрение. Даже в одной школе учителя могут по-разному относиться к этому инструменту развития: одни считаю его очень важным, другие - второстепенным.

Как выглядит читательский дневник, какие пункты содержит

Оформление читательского дневника не регламентировано. Поэтому его внешний вид зависит от выбора учителя. Обычно для ведения читательских записей каждый тетрадный лист делят на несколько вертикальных граф. Их содержание зависит от возраста учащихся, уровня их развития и требований преподавателя.

Для начальных классов

Для учеников начальных классов может быть 2 варианта составления дневника читателя:

  • Отчетный. Необходим для контроля за процессом чтения. В этом случае родители занимаются вместе с ребенком: следят за темпом, исправляют ошибки, поясняют материал. Шапки столбцов такие: название произведения, автор, дата прочтения, количество прочитанных страниц.
  • Дневник-помощник. Помимо навыков чтения и письма, ребенок развивает способность кратко пересказывать произведение. Графы: автор, название произведения, дата прочтения, сюжет.

Дневник младших школьников может содержать рисунки по теме, а также отзыв маленького читателя о прочитанном - понравилось или нет и почему.

Иногда учителя начальных классов включают в дневник синквейн – творческое задание на составление нерифмованного стиха по теме книги, состоящего из 5 строк:

  1. Содержит существительное, выражающее главную тему.
  2. Два прилагательных, определяющих суть тематического понятия.
  3. 3 глагола, показывающих действие по теме.
  4. Фраза, характеризующая главную мысль.
  5. Заключение-вывод в виде существительного.

Пример: тема – предательство. Синквейн:

  1. Предательство.
  2. Обидное, оскорбительное.
  3. Унижает, губит, уничтожает.
  4. Единожды предавший, предаст снова.
  5. Разрушение.

Такое же задание можно использовать для составления дневников учеников более старших классов. Оно развивает мышление, фантазию, помогает лучше запомнить содержание книг, раскрывает таланты детей.

Для учащихся среднего звена и старшеклассников

Чем старше школьник, тем больше количество граф и полнота их заполнения. Примерные шапки столбцов для читательского дневника учеников 5-8 классов:

  1. Полное название произведения.
  2. ФИО писателя.
  3. Год или временной период написания.
  4. Жанр.
  5. Дата прочтения. Размеры текста и скорость чтения у каждого ребенка разные. Поэтому сроки прочтения одной и той же книги могут отличаться. В графе указывается либо конкретный день, либо промежуток времени, за который ученик осилил текст.
  6. Главные герои. Перечисляются основные действующие лица.
  7. Сюжет – очень краткий пересказ прочитанного материала с указанием самых важных моментов. Иногда предполагает составление хронологической цепочки по сюжету.
  8. Выводы (заключение). Здесь пишется мнение учащегося о прочитанном. Указывается главная идея произведения (что хотел сказать автор, чему пытался научить читателя).

Это основные пункты. Старшим школьникам помимо них можно включать в дневник читателя следующие графы:

  • Социальная и историческая значимость работы. С какими событиями в истории, социальной жизни людей связано ее появление. Указывается также город, страна, в которых происходит действие;
  • Связь с биографией писателя. Здесь нужно указать, какие события в его жизни повлияли на рождение произведения. Можно коротко пересказать биографию автора;
  • Интересные фразы, ярко характеризующие главных героев и тему произведения. Сюда же можно записать выражения, ставшие со временем устойчивыми;
  • Критика прочитанного. Подходит больше даже для взрослых читателей, способных объективно оценить не только достоинства, но и недостатки работы автора.

Интересно, когда в дневнике читателя используются дополнительные пункты:

  • «Непонятные слова». Читатель выписывает термины и выражения произведения, смысл которых он не знал до прочтения. Тут же дается определение неизвестных понятий. Такая графа позволит читателю обогатить свой словарный запас с помощью запоминания новых слов.
  •  «Символика». Графа даст читателю возможность рассмотреть произведение не только как обычное повествование, но и как совокупность символических знаков, явлений, описаний. Дождь, например, в тексте может означать очищение, начало новой жизни или грусть. Лодка, плывущая по реке – любовь, а лодка, «разбившаяся о быт» – конец любви. Так, практически вся классическая литература пропитана символами. Читатель может их записывать, отмечать, что они означают, сравнивать их с античными образами.

Для чего нужно заполнять читательский дневник

Многие часто недооценивают роль дневника читателя в обучении и становлении личности школьника. Ведение читательских записей дает ребенку следующие преимущества:

  1. Становится шпаргалкой. Когда приходит время изучать прочитанную за лето литературу, школьнику, заполнившему читательский дневник, достаточно открыть его и вспомнить автора, героев и содержание всей пройденной литературы. Также он помогает быстро вспомнить всю информацию по литературе перед олимпиадами, викторинами, экзаменами, поступлением в институт.
  2. Улучшает память. Записанная вручную информация запоминается лучше, чем только прочитанная.
  3. Систематизирует информацию и упорядочивает мысли учащегося.
  4. Расширяет кругозор за счет запоминания новой информации об авторах, годах написания, героях произведения.
  5. Учит правильно писать, понимать прочитанное, кратко излагать содержание текста, выражать свои мысли, анализировать произведение, выявлять главную идею.
  6. Помогает контролировать ребенка. Взрослый, проверив содержание тетради, может удостовериться в уровне подготовки ребенка к занятиям.
  7. Учат детей принципам морали и развивают положительные человеческие качества. Суть большинства произведений -  поучение правильному поведению, доброте, смелости, любви к родителям, хорошему отношению к природе и животным, верности Родине. Все это, благодаря анализу прочитанной литературы, понемногу укладывается в голове юного читателя.

Такое количество плюсов от ведения читательского дневника заставляет задуматься о пользе занятия не только для детей, но также для взрослых.

Первостепенность отношения родителей

Родители часто считают, что читательский дневник не нужен их ребенку: он ничему не учит, а только вызывает отвращение к учебе. Однако скорее такое отношение родителей вызывает отвращение школьника к дневнику. Именно они должны приучить ребенка к его заполнению. И желательно это делать еще до школьной скамьи, когда малыш только научился читать.

Сначала нужно вносить в дневник читателя информацию по совсем маленьким сказкам или рассказам, которые может осилить дошкольник: писать фамилию, имя автора, дату прочтения. Также несложно научить ребенка формулировать с помощью 1-2 предложений смысл рассказа, затем записывать его.

Покажите малышу, как это интересно – делать записи по прочитанным книгам. Необходимо объяснять ему, как важно уметь выражать свои мысли, эмоции относительно прочитанного, вычленять суть рассказа. Потом, через некоторое время, перечитывайте вместе с ребенком написанное. Со временем заполнение дневника войдет в привычку, не будет вызывать трудностей. Более того, у детей потом часто возникает потребность в постоянном его заполнении. Читательский дневник благодаря стараниям родителей может стать ребенку другом и вызывать еще большую тягу к чтению.

Роль учителя

Немаловажной считается роль учителя в процессе приучения школьника к заполнению читательского дневника. Задания и проверки по нему должны быть систематическими. Желательно, чтобы периодически проводились занятия, посвященные ведению дневника, с примерами по конкретным произведениям. Важно также своевременно выявлять и устранять негативное отношение ребенка к процессу его заполнения.

В читательский дневник школьник записывает основную информацию по прочитанной литературе, чтобы с легкостью вспомнить ее в дальнейшем. Его заполнение приносит большую пользу самому ребенку, а также его родителям. Чтобы процесс ведения записей доставлял ребенку только положительные эмоции, необходимо комплексное взаимодействие усилий родителей и учителей.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены