РАЗРАБОТКИ

Другие модули


О связи математики с РАЗГОВОРАМИ О ВАЖНОМ

Подготовка к открытому уроку, к уроку для аттестации часто приводит в смятение многих коллег…

Невольно тянет порыться в интеллектуальных трудах коллег: что-то взять на заметку, что-то повторить с небольшими изменениями…

А списывать не хочется, но и не хочется на открытом уроке показаться неоригинальным, устаревшим, неинтересным…

Подготовиться к обобщающему уроку по теме: «Свойства степени с натуральным показателем» мне помогли занятия внеурочной деятельности «Разговоры о важном».

Тема занятия «Россия -взгляд в будущее» стала основой урока алгебры в 7 классе.

Стало ясно, что в результате моих уроков дети должны прийти к пониманию ценности математических знаний для жизни через осознание причастности к развитию своего государства и ценности технологического суверенитета своей страны, через осознание важности самостоятельных решений и ответственности за них, через глубочайшую заинтересованность сохранения природных ресурсов и многообразия растительного и животного мира планеты, а также нравственного и физического здоровья человечества.

Как же начать урок?!

Можно начать урок с вопросов.

- Дети! Через сколько лет вы станете совершеннолетними и сможете принимать самостоятельные решения? (через 4-5 лет)

- В каком государстве вы хотели бы жить? (где соблюдаются права человека, соблюдаются законы, доступны продукты и другие товары, работают школы, дети могут учиться, взрослые могут работать и т.д.)

Далее учитель обобщает…   На экране  «Приоритетные отрасли экономики России».

- Ребята! С вами согласно и правительство нашего государства!

- Мы с вами уже знаем, что выбрано 18 приоритетных направлений развития нашей страны.

- К 2030 году планируется совершить технологический прорыв в развитии нашей страны и достичь технологического суверенитета.

-И уже в 2023 году бюджет государства был увеличен.

Все числа, цифры, даты, упомянутые ранее и вновь обсуждаемые выписываются на доске.

- Рассмотрим структуру расходов бюджета за 2023 год. (расходы даны в трлн. руб.)

На экране круговая диаграмма.

Задаются вопросы по диаграмме «Структура расходов бюджета за 2023 год»

-Каков размер бюджета?

-Каков прирост бюджета по сравнению с прошлым годом? (указано в процентах)

-Сколько средств было выделено на образование, на охрану окружающей среды, на развитие медицины и т.д..?

На доске, напомним, у нас выписаны числа и величины. Некоторые величины очевидно большие.

Формулируем с ребятами вывод о том, что с большие числа удобнее записывать в виде степени, в стандартном виде…

Записываем тему урока.

Все задания выполняются согласно теме: числа записываются в виде степени или в виде произведения степеней простых множителей, действия деления записываются в виде дроби и перед получением ответа выполняется ее сокращение, на рациональные способы вычислений обращается особое внимание, применяются свойства степени.

Задание 1.

Записать числа и величины с применением степени, в стандартном виде.

Запись числа в стандартном виде используется на уроках физики в 7 классе…

При этом необходимо обсудить, какие из записанных чисел и величин нужно переводить, а какие не нужно, так как они маленькие и несут смысловую нагрузку («зачем нам год в стандартном виде..?!»)

 На следующем этапе учитель спрашивает у ребят:

- Дети! Какую отрасль экономики России хотели бы рассмотреть на сегодняшнем уроке?

 И здесь огромное поле деятельности… 18 отраслей приоритетных отраслей экономики!

 Кладезь идей и материалов к урокам!

 Допустим, дети выбрали авиационную отрасль…(а порой и не сами дети, а схитрил  учитель!)

 Новый этап урока!

- Итак, дети, конечно, рассмотрим авиационную отрасль…!

- Страна у нас большая! (на экране карта России)

- Давайте вспомним географические факты нашей страны!

- Каково расстояние между крайними северной и южной точками, западной и восточной точками нашей страны?

- Как эти точки называются?

- Какова площадь Российской Федерации?

- …?! (количество вопросов практически бесконечно: и самые высокие горы, и самые длинные реки…и т.д)

На экране более подробная карта Российской Федерации с указанием крайних географических точек, площади России.

Вот и повторили географию!

Снова выписываем на доске расстояния, площадь России в млн. км…

Задание 2.  

Найти во сколько раз расстояние между крайними восточной и западной точками больше расстояния между крайними северной и южными точками.

Решение с использованием свойств степени с натуральным показателем. Обязательно нужно записывать отношение величин, выполнять сокращение порядковых множителей, а потом выполнять деление числовых (способы рациональных вычислений для уроков физики, химии, и, оценка результата по порядковому множителю).

Снова учитель увлекает детей вопросом…

- Дети! Кто-нибудь путешествовал?

- Ведь наше правительство уделяет внимание развитию туризма.

- В каких городах вы хотели бы побывать?

Дети отвечают. Учитель напоминает, что мы на уроке рассматриваем авиационную отрасль, а из авиационной отрасли нас интересует Гражданская авиация.

Дети находят информацию в интернете о гражданской авиации: что обеспечивает и чем располагает.  Здесь можно перечислить профессии  и уделить внимание профориентации:.

На экране карта аэропортов.

Учитель обращает внимание, что в западной части страны аэропортов много, а в восточной, северной - мало. Конечно, авиационную отрасль нужно развивать!

В России 1218 крупных аэропортов, 5 место в мире!

Учитель спрашивает :

- Ребята  какие  города  вы бы хотели посетить?

Ученики называют, например, Москва, Нижний Новгород, Воронеж.

На листе распечатана та же карта, что и на экране.

Задание 3.

Дети прокладывают маршрут на листе с картой аэропортов России.

Получается треугольник.

Вспоминаем как найти периметр треугольника.

Далее решается задача: найти сколько времени уйдет на перелеты между названными городами.

Учитель акцентирует внимание, что в Москве проходит выставка-форум Россия.

Решается задача. Находят время перелетов. Считывается масштаб карты. Приводится формула. Возникает проблема при решении: не известна скорость пассажирского самолета. Пределы скорости пассажирских самолетов находим в заранее приготовленных справочниках по физике и технике. Вычисления по формуле выполняются рациональным способом, сокращаются порядковые множители, выполняется прикидка, а затем вычисляется точное время прямых перелетов. Полученный ответ переводим в часы и  минуты.

Дети делают вывод о том, что перелеты не займут много времени. Поэтому можно путешествовать на самолетах.

После решения задачи детям предлагается посмотреть как выглядят аэропорты городов.

На экране фотографии зданий аэропортов Москвы, Воронежа, Нижнего Новгорода…

Обязательно обращается внимание на имя, присвоенное аэропорту.

Обязательно нужно  вспомнить заслуги человека, именем которого назван аэропорт.

Задание 4.

Рассмотреть таблицу по статистическим данным аэропорта. Например, пассажиропоток в млн. человек, площадь аэропортов, количество терминалов, количество взлетных полос и т.д.  И здесь можно придумать много вопросов по анализу статистических данных..

Можно дать таблицу, в которой правильно нужно заполнить столбцы.  Например, площадь аэропорта в 105 м2.  Правильное заполнение таблицы важно при выполнение лабораторных работ по физике.

Далее можно предложить ребятам простые задания , которые встречаются в вариантах ВПР и ОГЭ..

Задание 5.

Известно, что самолеты не летают в плохую погоду, когда идет сильный дождь с ветром, в метель…  Предлагается проанализировать таблицу и ответить на вопрос: сколько раз в Нижнем Новгороде  за зиму выпадал сильный снег и аэропорт не принимал самолеты?

Задание 6.

Прочитать столбчатую диаграмму. Ответить на вопрос сколько самолетов закончат полет, например до 15.00.

Задание 7.

Несомненно вызовет интерес задание на построение графика зависимости высоты полета от времени полета.

Количество вопросов и заданий подбирается в зависимости от возможностей класса, многие и вопросы  задания порой возникают в процессе урока. Ведь дети могут тоже предложить что-то сравнить, вычислить, проанализировать.

Наша страна Россия достойна, чтобы ее узнавали, любили и изучали на любом уроке!

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены