РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проектно-исследовательская деятельность в системе патриотического воспитания школьников

Проектно-исследовательская деятельность в системе патриотического воспитания школьников
Проектно-исследовательская деятельность в системе патриотического воспитания школьников

Горбунова Наталья Ефимовна,
учитель математики
ГБОУ СОШ № 1245 г. Москвы

«Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире» . В содержании Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения особо выделяется такая значимая категория как «фундаментальное ядро содержания образования», которая включает в себя базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях.

Современный период в российской истории и образовании ― время смены ценностных ориентиров, когда нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, снижается уровень гражданского самосознания. А ведь именно в школьные годы формируется активная гражданская позиция верности своей стране и солидарности с ее народом, готовности к служению Отечеству, то есть то, что и составляет основу понятия «патриотизм». Поэтому школе с ее обширными образовательными и воспитательными возможностями отводится центральное место в системе духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения.

С 2003 года школа № 1245 является Городской экспериментальной площадкой, входящей в состав инновационной сети «Модернизация художественного образования школьников» (научный руководитель кандидат педагогических наук, профессор Г.П. Сергеева). Являясь классным руководителем в течение 2004-2011 годов, мне удалось апробировать Концепцию воспитательной системы школы, в которой одна из составляющих - программа художественно-эстетического воспитания. Она строится на поэтапном формировании личностных качеств школьников. Патриотическое воспитание главной связующей нитью пронизывает все аспекты этой программы, поскольку «темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей» .

В средней и старшей школе мы используем такую новую форму воспитательной работы как исследовательские ученические проекты. Их содержание строится на совместной деятельности учащихся одной параллели, их родителей, классных руководителей, учителей-предметников. Сценарии защиты проектов рождаются постепенно в результате экскурсионной, проблемно-поисковой, другой познавательной деятельности, осуществляемой на классных часах, в работе творческих групп.

В плане общешкольных мероприятий новые формы работы с учащимися выстраиваются так, чтобы школьники, переходя из класса в класс, последовательно могли участвовать во всех формах коллективных творческих дел («Семейная филармония культуры и искусства», исследовательские проекты, театральная деятельность, ученические научно-практические конференции). Все мероприятия подчинены единой теме года, которая постепенно проходит через все возрастные группы учащихся, а каждая классная параллель находит свои грани для развития познавательных интересов в рамках этой общей темы. Процесс коллективного погружения в ту или иную область знаний получает и адекватное воплощение. Результат такого творчества – защита проекта. Таким образом, вместе с нашей страной школьники отмечают события важного государственного, исторического, художественного значения. С 5 по 11 классы мы с ребятами подготовили и защитили исследовательские проекты к знаменательным датам, масштабным юбилеям: «60-летию Великой Победы посвящается» («клубный день» с элементами проектной деятельности в 5 классе), «Шедевры Государственной Третьяковской галереи» (исследовательский проект в 6 классе к 150-летию создания Третьяковской галереи), «50 лет космической эры» (исследовательский проект в 7 классе), «Остров мечты» (проект-театрализация в 9 классе, посвященный профессии учителя), «Есть такая профессия – Родину защищать!» (исследовательский проект в 10 классе, посвященный Дню Защитника Отечества).

Презентация, защита проекта – это яркое художественное событие в школе, с использованием мультимедийных технологий, участием родителей, встречами с интересными людьми, приглашением учащихся других классов. Это мероприятие имеет широкий резонанс в школьной среде, долго обсуждается как учителями, так и учащимися, их родителями. Свои впечатления они присылают на сайт школы, где сразу же после мероприятия помещаются фотографии и видеоотчет.

Работу по подготовке к первому «клубному дню» в 5 классе, посвященному 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, мы начали на классном часе 1 сентября. Первое знакомство с ребятами, первая беседа о Великой Победе нашего народа в войне 1941-1945 гг., анкетирование сразу определи основные познавательные и воспитательные задачи, которые предстояло решить. Дети знали о войне очень мало, почти не читали никаких книг о войне, не смотрели фильмов, не были с родителями в военных музеях. «Погружение в тему» мы начали с экскурсионной работы (автобусная экскурсия по Москве «Сороковые, роковые», посещение Государственного музея Обороны Москвы, музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе), затем провели серию классных часов о героях ВОВ (материал собирали сами учащиеся с помощью родителей), на «Урок мужества» пригласили ветерана войны. В работе активно участвовали и учителя-предметники: на уроках музыки ребята разучивали военные песни, вместе с учителем изобразительного искусства подготовили выставку рисунков о войне, на уроках литературы читали стихи и прозу о войне, писали сочинения. В ходе поисковой работы ребята собирали информацию о местах боевой славы своего района Чертаново. Основная часть проекта – это создание альбома «Моя семейная реликвия», в котором были фотографии, письма участников ВОВ – прабабушек и прадедушек всех учеников класса, рассказы о них, записанные со слов членов семьи. Только собрав «близкий» им материал, учащиеся по-настоящему поняли, что война вошла в каждую семью. Привлечение семьи сыграло определяющую роль в осознании учащимися своей причастности к такому значимому событию, как День Победы, формировании позиции верности своей стране, чувства гордости за свою Родину, готовности к служению Отечеству. Из собранного по крупицам материала сложился сценарий праздника, насыщенный различными видами художественного творчества: декламацией, хоровым и сольным пением, театрализацией, хореографией и т.д. Почти весь материал проекта был найден, собран, прочувствован самими учащимися, и поэтому «отчитывались» о своем труде ребята с гордостью и большим удовольствием. Вне всякого сомнения, такая работа находит глубокий эмоциональный отклик в душе каждого ребенка (да и родителей тоже!), запоминается на всю жизнь и положительно влияет не только на творческое развитие учащихся, но и на формирование у них активной гражданской позиции.

Формирование духовно-нравственных качеств гражданина – патриота невозможно без развития в нем способности ценить прекрасное, без воспитания чувства гордости за богатейшее культурное наследие своего народа. В 6 классе нам представилась возможность разработать первый исследовательский проект художественно-эстетического направления «Шедевры Государственной Третьяковской галереи». Помимо аналогичной схемы подготовки сценария (анкетирование, экскурсии, сбор материала учащимися и обсуждение его на классных часах, викторины, создание своей «Малой Третьяковской галереи»), мы с успехом использовали театрализацию, ставшую в дальнейшем неотъемлемой и самой любимой частью всех наших проектов. Драматизация «Ожившие картины» – история «Бедной Лизы» (О. Кипренский) по одноименной повести Н. Карамзина, наша собственная версия событий картины П. Федотова «Сватовство майора», собранный по историческим и литературным материалам образ Александра Даниловича Меншикова в картине В. Сурикова «Меншиков в Березове» – все это дало учащимся возможность «окунуться» в историю, почувствовать Россию 18-19 веков, взять лучшее из культурного наследия этого времени.

Мы живем в стране, являющейся первопроходцем во многих областях науки и техники, одна из которых – освоение космоса. Исследовательский проект «50 лет космической эры», который защищали семиклассники нашей школы, был следующей ступенькой процесса формирования творческой инициативы учащихся, весомым вкладом в их патриотическое воспитание. Благодаря знаниям, полученным в ходе подготовки проекта, насыщенной и интересной получилась и встреча учащихся с конструктором НПО «Энергия» (дедушкой ученика 7-го класса), работавшим с С.П. Королевым. С этой встречи начался период активной подготовки ребят к сознательному выбору будущей профессии.

В 9-11 классах процесс духовно-нравственного развития и воспитания гражданина переходит на следующий этап – это социокультурная активность выпускников школы, то есть этап саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации личностных качеств, что является необходимым условием жизнедеятельности в социуме: обретение нового социального статуса, профессиональное образование, выбор жизненной позиции. Проект десятых классов «Есть такая профессия – Родину защищать!» вобрал в себя весь опыт исследовательской проектной деятельности учащихся, показал, как выросла за эти годы потребность ребят проявлять себя, сформировалось умение трудиться для достижения результата, сознание ответственности за порученное дело, чувство коллективизма. А как раскрылись таланты! Во время защиты проекта учащиеся рассказали о воинских наградах России с петровских времен до настоящего времени и о замечательных людях, получивших эти награды, представили литературно-музыкальную композицию, посвященную защитникам нашей Родины в годы Великой Отечественной войны, богатый документальным материалом рассказ о всенародно любимом фильме «В бой идут одни старики», прототипах его героев.

Завершающий раздел проекта учащиеся посвятили профессии военнослужащего в настоящее время, героям современности. Ребята собирали материал не только в Интернете, но и сами встречались с людьми, воевавшими в горячих точках, служившими на подводных лодках, на границе, брали у них интервью. И снова большую помощь нам оказали родители. Несмотря на то, что защита проекта состоялась в феврале, за ней последовали обсуждение и трансляция проекта, анкетирование учащихся (в сравнении с анкетами до начала работы над проектом), подведение итогов и постановка следующих задач, подготовка юношей к прохождению учебных военно-спортивных сборов.

Теперь, когда пройден весь школьный отрезок пути творческого становления и развития личности учащихся, мы можем дать некоторую оценку эффективности новой методики воспитательной работы и указать на ее преимущества. Что же все-таки лучше: одно большое общее дело, которое готовится коллективом учащихся и каждым в отдельности, или много разрозненных мероприятий, как это было раньше (различные конкурсы, игры, которые, в основном, планирует и готовит учитель, а дети лишь участвуют в их проведении.)? Уверена – интереснее, продуктивнее и больше запоминается одно большое дело, прошедшее через самостоятельную, эмоционально окрашенную деятельность учащихся! Кроме того, сплочение классов одной параллели лучше их постоянного соперничества. Особенно удобно, когда в параллели два класса – ребята вместе на экскурсиях, на встречах с интересными людьми, вместе поют, ставят спектакли, собирают материал для защиты проекта... Мы никогда не делили работу по классам – только среди учащихся по их интересам и возможностям. Результат такого творческого сотрудничества был отчетливо виден на Выпускном вечере – ребятам было хорошо вместе, они окончили школу с мощным положительным зарядом, они хотели и умели дружить, активно жить и работать.

Необходимо отметить, что эффективность проектно-исследовательской деятельности учащихся напрямую зависит от системы профессиональных компетентностей классного руководителя. Поэтому новая методика предъявляет высокие требования к классному руководителю как организатору проектно-исследовательской деятельности учащихся, создавая необходимость его постоянного творческого роста и развития.

Технология проектно-исследовательской деятельности в воспитательной системе школы в целом и в патриотическом воспитании как основном ее звене предоставляет наибольший простор для дифференциации работы с учащимися, создает оптимальные условия для программируемого формирования духовно-нравственных качеств личности, имеющей твердую гражданскую жизненную позицию, раскрытия творческого потенциала учащихся.


Использованная литература
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. – М.,2011.
2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника. − М., 2006.
3. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии. Учебно-методическое пособие. М., 2001.
4. Куприянов Б.В. Проектирование пространства и пространство проектирования // Альманах «Продуктивное образование»: от школьного проекта к профессиональной карьере: Материалы международной конференции /Под ред. Е.А. Александровой — М., 2007, Вып. 10, ч. 1. C. 31-35.
5. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М., 2003.
6. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петрова А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.− М., 2004.
7. Поливанова Л.Н. Проектная деятельность школьников. − М., 2008.
Горбунова Наталья Ефимовна21.08.2012 52180 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar