РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Внедрение новых методов обучения в практику преподавания общественных дисциплин при подготовке к ЕГЭ

Внедрение новых методов обучения в практику преподавания общественных дисциплин при подготовке к ЕГЭ
Внедрение новых методов обучения в практику преподавания общественных дисциплин при подготовке к ЕГЭ

В период перехода к информационному обществу важнейшей задачей школы выступает подготовка ученика к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению ими современными средствами, методами и технологиями обучения. Это говорит о том, что ученик должен иметь определенный уровень культуры по общению с информацией.

Формирование информационной культуры в наше время немыслимо без широкого внедрения современных образовательных технологий.

Эффективность образовательных технологий невозможна без овладения искусством педагогической техники, проявляющейся в том, как взаимодействовать с учениками, как пользоваться средствами урока, как ежеминутно владеть информацией.

Задачами учителя является определение развивающих принципов компьютерной поддержки образовательных технологий, внедрение эффективной системы мониторинга.

Большую роль в технологизации урока уделяется умению учителем оперировать учебным и лабораторным оборудованием, использовать наглядные пособия. Процесс обучения должен быть на самостоятельное приобретение знаний учащихся. Учитель является организующим звеном этой самостоятельной деятельности, а так же помогает ученику подвести личный итог занятия и предоставить ему возможность самооценки выполненной работы. Ум ученика это своеобразный природный компьютер, являющийся средством формирования целостного сознания и включающий в себя такие операции, как сбор данных, обработка, хранение и применение на практике. Организация процесса сбора и обработки информации всецело лежит на учителе, и от него зависит, что накоплено учеником, как он этим сможет воспользоваться в жизни.

Применяя новейшие технологии: модульное обучение, блочная система, интерактивные и интегральные технологии, методы погружения и проектирования, игровые технологии и т.д., учитель не может отвергать «традиционные методы обучения». Самое главное, используя любую технологию, учитель должен подходить творчески, стремиться к максимальной продуктивности любого приема. Например, на различных этапах комбинированного урока может быть использована следующая техника:

  • коммуникативное общение;
  • коммуникативная атака;
  • актуализация внимания;
  • беглый опрос;
  • постановка образовательных целей и задач;
  • устный опрос;
  • письменный опрос;
  • тестирование;
  • проведение дидактических игр;
  • активно-продуктивное чтение;
  • учебно-мозговой штурм;
  • направленный диалог;
  • постановка учебных вопросов;
  • постановка проблемных вопросов;
  • техника речи и т.д.

На уроках учитель должен использовать приемы информационного взаимодействия с учениками на развитие понятий и формирование знаний, на творческое применение их.

Выбор и применение приемов педагогической техники, одна их главных задач каждого учителя. Большая роль при этом отводится продуктивному чтению. Это, прежде всего, самостоятельная работа с учебником и дополнительной литературой. За минимум отведенного времени учитель должен добиться эффективного результата. Для этого нужно не просто ориентировать учащихся на прочтение учебника, а выстроить перед ними ряд учебных задач, чтобы процесс чтения превратить в творческий процесс. Например, на основе изученного, самостоятельно составить тест, кроссворд, вопросы к тексту, опорные конспекты, дать определение понятию, использовать приемы сжатия информации для описания события. После завершения работы с текстом и подводя итоги учитель может предложить продолжить фразы:

  • «Я считаю, что…..»
  • «Я могу доказать, что…»
  • «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»

После изучения темы целесообразно поставить перед учащимися три вопроса: «Что я знал об этой теме?», «Что я узнал нового?», «Что я еще хочу узнать?».

Эти приемы были использованы мною с учащимися 10 «А» класса в 2007 году. Особую активность учащиеся проявили при составлении тестов, кроссвордов, ребусов по истории России.

Особенно важно использовать приемы продуктивного чтения именно на уроке. Так как у добросовестных старшеклассников

10-ти и более часовой рабочий день(6-7 уроков, дополнительные занятия, подготовка домашнего задания, подготовка для поступления в ВУЗы), поэтому урок нужно использовать очень продуктивно. В ситуации перегрузки старательные дети расплачиваются физическим здоровьем. Жалобы старшеклассников на усталость, нехватку времени свидетельствуют о неэффективности организации учебной деятельности и именно продуктивное чтение учит рациональным способам организации работы. Эти навыки помогают выпускникам в дальнейшей учебе на семинарских занятиях, учат задавать вопросы, рационально распределять время.

Пятиконова Татьяна Ивановна14.10.2012 18840 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar