РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Контроль знаний и виды опросов на уроках математики

Контроль знаний и виды опросов на уроках математики
Контроль знаний и виды опросов на уроках математики

 

Ганюшкина Т. А.
КГУ «УВК «Лицей»

Усвоение курса математики в настоящее время требует дифференциации в обучении. В основе, которой, во-первых, обязательное достижение всеми учащимися уровня обязательной подготовки, во-вторых, создание условий для усвоения материала в большем объеме теми, кто проявляет интерес к математике.

Как осуществлять контроль знаний при этом?

Преподаватели математики используют все виды контроля: текущий, рубежный, промежуточный, итоговый. На заседаниях нашей кафедры происходит обмен опытом, обсуждаются проблемы контроля: системный подход, накопляемость оценок, результативность различных методов.

Какие формы контроля знаний и умений наиболее приемлемы для уроков математики?

Опыт показывает, что постоянных высоких качественных результатов в диагностических работах добиваются те учителя, которые работают по четко спланированной системе ежедневного опроса, умело сочетают различные виды устного и письменного, индивидуального и коллективного опросов, текущего и итогового контроля, то есть контроль знаний, умений и навыков берут под постоянное наблюдение.

Нелишне будет вспомнить и точку зрения Б.Г.Ананьева, считавшего отсутствие контроля, оценки знаний учащихся в учебном процессе самым худшим видом оценки.

В наше время мы не говорим об обязательной пятибалльной системе оценок. Сегодня это могут быть различные системы, но каждая оценка должна быть объяснена ученику, мотивирована, доказана словесно. Да и сама простая словесная оценка часто ценна и важна для детей, мнение это учителя или анализирующих ответ одноклассников.

Какие формы контроля знаний предпочитают сами лицеисты?

Ребятам из разных классов было предложено ответить на вопрос: «Если бы у вас была возможность выбирать, то вы предпочли форму контроля знаний?» и предложены варианты ответов:

  1. Зачёт, экзамен по билетам
  2. Тестирование по индивидуальным тестам
  3. Тестирование по одному варианту
  4. Контрольная работа по вариантам
  5. Зачёт-беседа по материалам курса
  6. Устный опрос
  7. Опрос с помощью ПК (тест с выбором ответа)
  8. Реферат (исследовательская работа)
  9. Творческое задание (изготовление пособий, карточек)
  10. Смотр знаний, конкурс, игра, олимпиада, викторина
  11. Свой вариант контроля

Однако преподаватели лицея считают обязательными такие виды контроля, как: зачет, зачёт-беседа по материалам курса, исследовательская работа, творческие задания и другие.

На своих уроках применяю различные формы и методы организации опроса, которые обеспечивают следующие функции:

  • всестороннюю проверку знаний;
  • определение уровня усвоения знаний;
  • проверку умений и навыков познавательного и практического характера;
  • оперативность и своевременность проверки;
  • не только контролирующую, но также обучающую и воспитывающую функции.

Это Стартовый (входной) контроль осуществляю в начале учебного года, при этом мы обязательно проводим сравнительный анализ с результатами итогового контроля, проводимого в конце прошлого учебного года. В стартовой работе я предпочитаю письменные контрольные работы, или опросы в форме теста.

Текущий контроль осуществляю в повседневной учебной работе, как правило, во время урока.

Он заключается в систематическом наблюдении за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности. Я считаю, что этот вид контроля успеваемости имеет большое значение для стимулирования у учащихся привычки систематической самостоятельной работы по выполнению учебных заданий и воспитанию чувства ответственности.

Для проведения текущего контроля перед учителем великое многообразие форм:

Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.

"Да-нетка”

Например, на уроке «Треугольники» загадывается определенный вид треугольника, и ребята начинают задавать вопросы:

  • В этом треугольнике равны все стороны? - нет;
  • В этом треугольнике любая медиана является биссектрисой и высотой? – нет;
  • В этом треугольнике углы при основании равны? – да;

Ребята делают вывод, что это «Равнобедренный треугольник»

Учитель может использовать игру для создания интригующей ситуации, организации отдыха на уроке, да и не только…

Игра в случайность

Объектом случайного выбора может стать решаемая задача, тема доклада, вызываемый ученик. Я использую игральные кости, подбрасываем вверх монетку (орел или решка), тянут жребий, вынимаем бочонки русского лото, с номером учащегося в журнале…

Лови ошибку!

Ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются… Придя к определенному мнению, спикер передает результаты учителю

После работы проводится самопроверка, на доске вывешиваются задания без ошибок.

Ребята выставляют оценки по критериям.

«Сигнальные карточки» я использую в таких формах работы, как математические и графические диктанты.

Наравне с указанными видами опроса, в своей работе использую:

индивидуальные карточки, тестирование учащихся при помощи интерактивных средств activote, тестирование при помощи системы TestCheck, и тестовых оболочек, используются мной различного рода тренажеры, контрольные листы «Заполни пропуски», «Допиши» и т.д.

Промежуточный контроль провожу обычно после изучения раздела программы или в конце учебного года (четверти или полугодия) с учетом данных текущего контроля. Он состоит в проверке знаний, умений и навыков учащихся, охватывающей сравнительно большой материал.

В среднем звене предпочтение отдаю творческим заданиям «Сказка про…», составление кроссвордов и ребусов. В старших классах использую индивидуальные домашние работы.

По окончании четверти проводится контрольная работа, а за полугодие дополняется проверкой теоретического материала.

Итоговый контроль провожу в конце каждого учебного года в виде письменной контрольной работы.

Таким образом:

Сочетание правильно подобранных видов контроля, представляет собой механизм, который дает возможность провести скрыто процесс определения степени обученности учащихся

Создание системы эффективных форм и видов ежедневного контроля знаний, умений и навыков учащихся способствует выявлению уровня обучаемости, восприятия математической речи школьниками, помогает организации дифференцированного, личностно-ориентированного подхода на уроках, является одним из реальных путей нормализации учебной нагрузки учащихся.

Для достижения поставленной цели преподаватели кафедры математики лицея постоянно повышают свой профессиональный уровень, занимаются поисками новых форм и методов контроля знаний лицеистов. Они участвуют в научно-практических конференциях, посещают обучающие семинары, курсы повышения квалификации и открытые уроки своих коллег, делятся наработками и опытом с коллегами на мероприятиях городского, областного и республиканского уровней.

Ганюшкина Татьяна Александровна15.10.2012 118380 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar