РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«Использование нестандартных форм обучения как средство стимулирования учебной деятельности младших школьников»

«Использование нестандартных форм обучения как средство стимулирования учебной деятельности младших школьников»
«Использование нестандартных форм обучения как средство стимулирования учебной деятельности младших школьников»

Учебный процесс должен протекать в условиях мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, приносящей удовлетворение от участия в ней. Ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученика, формируется способность и самообучению, и самоорганизации. Формированию познавательной деятельности способствуют познавательные интересы учащихся, создающие и внешние, и внутренние условия обучения.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Структура учебной мотивации связана с эмоциональной сферой. Поэтому очевидно, что познавательный интерес у ученика формируется только в том случае, когда учебная деятельность успешна. Итак, через повышение интереса к учебному материалу и через возбуждение желания учиться, через развитие потребности ученика заниматься познавательной деятельностью следует формировать познавательный интерес. Интерес – это форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Проблема интереса в обучении не нова. Значение его утверждали многие дидакты прошлого. Например, Ушинский писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника – из любви к воспитателю, убивает в учении охоту учиться, без которой он далеко не уйдет. Он считал, что нужно сделать учебную работу настолько возможно интересной, и, не превращать этой работы в забаву.

Познавательный интерес нужно признать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. Процесс формирования интересов, по мнению Г.И. Щукиной, происходит в деятельности, структура которой составляет основу развития познавательных интересов. Познавательный интерес представляет собой сплав, важнейших для развития личности, психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов, проявляется:

  • активный поиск;
  • догадка;
  • исследовательский поиск;
  • готовность к решению задачи.

Эмоциональные проявления, вложенные в познавательный интерес:

  • эмоции и удивления;
  • чувства ожидания нового;
  • чувство интеллектуальной радости;
  • чувство успеха.

Следует отметить, что интеллектуальное, волевая и эмоциональная стороны, познавательного интереса составляют не его части, а единое, взаимосвязанное целое.

Среди существующих способов пробудить интерес к предмету, хотелось бы особо выделить следующие:

  • нетрадиционная – нестандартная форма обучения (например, уроки с использованием межпредметной связи предметов - интеграции), т.е. воздействие через другой предмет;
  • представление заданий в игровой форме, т.е. эмоциональное воздействие; следует также отметить, что такой характер заданий, являющийся в то же время учебным, снижает стрессогенный фактор проверки уровня развития и позволяет детям в полной мере продемонстрировать свои истинные возможности;
  • необычная форма визуализации учебного материала способствует включению ребенка в творческую деятельность. Нестандартные уроки – одно из важнейших средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему них формируются более прочные и глубокие знания. В начальной школе используют следующие виды нестандартных уроков: уроки в форме соревнований и игр (конкурсы, КВН, викторины и т.д.); уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала; уроки-путешествия; уроки – фантазии; урок – сказка; урок – сюрприз; урок – отчет.

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Дети очень любят слушать сказки. На уроках, при ознакомлении с новым правилом для создания проблемной ситуации, развития внимания, наблюдательности, включаем в урок учебные сказки. Например, при изучении знаков <, >, используем сказку о жадном Петушке, который бегал от цифры к цифре и хотел съесть самую большую. Теперь дети никогда не перепутают, что открытый клювик – знак больше, всегда направлен к большему числу (показать Петушка). Дети любят фантазировать жить в мире фантазии, нужно дать им эту возможность и на уроке. Например: Мы попали на другую планету, где у инопланетян такие же буквы, но говорят они на непонятном для нас языке. Давайте расшифруем названия животных, которые там обитают.

Но далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает ещё один источник познавательного интереса – сам процесс деятельности.

Нам нужно правильно организовать формирование учебной деятельности. В первом классе мы берем за основу игровой метод обучения и весь процесс формирования строим на игре. Для того, чтобы игра стала методом, необходимо соблюдение ряда условий:

  1. Учебная задача должна совпадать с игровой;
  2. Наличие учебной задачи не должно "задавить” игровую задачу. Важно сохранить игровую ситуацию;
  3. Одиночная игра не дает никакого эффекта обучения, поэтому должна быть построена система игр с постепенно усложняющейся учебной задачей.

Для успешного адаптирования к школе и полноценного включения в учебный процесс, преодоления страха перед школой, тревожности, необходимо развивать "комплекс произвольности” - умение контролировать себя, быть внимательным, способным на произвольные волевые и интеллектуальные усилия. При проведении "уроков-игр” дети начинают чувствовать себя намного увереннее и на основных уроках, у них уходит боязнь школы, становятся преобладающими положительные эмоции, дети становятся организованнее, лучше принимали учебную задачу. Данные игры с правилами – прекрасный способ развития произвольности поведения, формирования волевой и эмоциональной саморегуляции.

Список использованной литературы:
1. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. - М.: Педагогика, 1987.
2. Мухина B.C. Возрастная психология. - М.: Академия, 2002.
3. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 2. -М.: Владос, 2001.
4. Педагогический энциклопедический словарь. / Под ред. М.М. Безруких. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
5. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2003.
6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.: Школьная пресса, 2004.
7. Талызина М.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.: Просвещение, 1984.
8. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: Просвещение, 1984.
9. Чехлова З.Ф. Развитие познавательной активности младшего подростка в учебно-познавательной деятельности. – Рига, LU, 1999.
Балинян Жанна Александровна23.10.2012 37030 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar