РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Обобщающий урок по теме: "Дыхание"

Обобщающий урок по теме: "Дыхание"

Обобщающий урок по теме: "Дыхание"

Организация начала урока 5мин.

Проведена рефлексия настроения учащихся с использованием специальных рисунков.

Учитель: Ребята, доброе утро.

Я пришла к вам на урок вот с таким настроением (показываю изображение солнца)! А какое у вас настроение? У вас на столе лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучей и тучи. Покажите, какое у вас настроение. У нас прекрасное настроение, но говорить нам придется о серьёзных, значимых вещах для нашего здоровья.
Одним из приоритетных направлений в социальной политике нашего правительства, это реализация национальных проектов, одним из которых является «Здоровье»? Как вы думаете, почему?

Предполагаемый ответ: экономический рост и процветание государства зависит от здоровья людей.

Учитель: Конечно, поэтому наша задача сохранить и укрепить наше здоровье.

Подготовка учащихся: сообщение темы (проблемы). Обобщение отдельных фактов, понятий и явлений 5 мин. Поставлена проблема, обозначена значимость данного урока. Учитель: На протяжении нескольких уроков вы изучали тему «Дыхание» и знаете, что одними из самых распространённых заболеваний являются заболевания органов дыхания. Но прежде чем мы продолжим разговор о гигиене и профилактики заболеваний органов дыхания мы повторим изученное.

Повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей им системы знаний 15 мин. 

Использование эвристической беседы, широкое применение наглядных методов Три ученика работают с интерактивной доской по следующим вопросам:
1. Какое строение имеет дыхательная система человека? (1 мин) Давайте посмотрим результат работы ученика с интерактивной доской.
2. Каково строение и функции полости носа? (2 мин)

Особенности строения
Функции
Извилистые носовые ходы. Слизистая оболочка снабжена кровеносными сосудами и покрыта мерцательным эпителием, имеющая слизистые железы. Есть обонятельные рецепторы. Обоняние. Согревание (охлаждение) воздуха, его увлажнение. Задерживание пыли, уничтожение бактерий.
Учитель: Хорошо.
Из носовой полости воздух проходит в носоглотку и гортань.

3. Каково же строение и функции гортани? (2 мин)

Гортань - Особенности строения- функции
Хрящи: щитовидный, надгортанный, черпаловидный, перстневидный и другие.
Между черпаловидным и щитовидным хрящами натянуты голосовые связки, образующие голосовую щель. Полость гортани выстлана слизистой оболочкой. Образование звуков и речи.
Рефлекторный кашель при раздражении рецепторов от попадания пыли. Надгортанник при глотании закрывает вход в гортань.

4. А как же образуется звук? (1 мин)
Ученик отвечает у доски (использование динамической модели)


Учитель:
Далее воздух проходит в трахею, затем в бронхи и лёгкие.

5. Какое строение и функции трахеи и бронхов, лёгких? (4 мин.)
Название отдела Особенности строения Функции
Трахея и бронхи Трубка 10-12 см с хрящевыми полукольцами. Задняя стенка эластичная, граничит с пищеводом. В нижней части трахея разветвляется на два главных бронха. Внутренняя поверхность выстлана слизистой оболочкой Обеспечивает свободное прохождение воздуха.
Лёгкие Парный орган – правое и левое лёгкое. Мелкие бронхи, бронхиолы, альвеолы. Газообмен через альвеоло – капиллярную мембрану. Клетки эпителия выделяют вещество сурфактант, которое препятствует слипанию альвеол и обезвреживает микроорганизмы.

Затем идет беседа по вопросам с актуализацией имеющихся знаний (используется проектор):

  • Назовите основные функции дых. системы?

Предполагаемый ответ: поступление воздуха; газообмен; образование звуков; защита организма (чихание и кашель ).

  • Какие из этих органов относятся к воздухоносным путям?
  • Почему не рекомендуют дышать носом?
Учитель сообщает:

В полости носа на 1 см2 слизистой оболочки располагается около 150 желёз. Слизистая оболочка носа обильно снабжена густо
разветвленной сетью кровеносных сосудов. Сосуды расположены близко к поверхности.
Мы с вами дышим воздухом – смесью газов. Вдыхаем кислород.
А в результате какого процесса в природе образуется кислород?

Предполагаемый ответ: Фотосинтеза.

А как меняется количество кислорода и углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе?

Слайд «Состав воздуха».

А почему в выдыхаемом воздухе становиться больше углекислого газа? Откуда он берется в организме? И куда тратиться кислород? На эти вопросы мы сможем ответить, если вспомним определение дыхания и химический смысл этого процесса.

Слайд « Дыхание».
Дыхание – это совокупность процессов обеспечивающих поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа, который образовался в результате окислительных реакций.

Учитель: А зачем нам нужен кислород?

Слайд « Значение кислорода»
Предполагаемый ответ : для дыхания.

Учитель: Мы это сказали на словах, а теперь нужно записать в виде формул.

Распад + окисление = Q
1. Гликоген – глюкоза С6 Н12 О6
2. С6 Н12 О6 + 6О2 =6 Н2О + 6СО2 + Q

Учитель: Для чего нам нужна энергия? Для работы клеток, для всех процессов организма.
Во время дыхания происходит поступление воздуха в лёгкие ( основной орган дыхательной системы) . А что из себя представляет
этот орган?

Слайд « Вид лёгких».

Учитель: Чем отличаются два рисунка? Какого цвета легкие ?
С чем это связано?

И для сравнения лёгкие курящего человека.
Обратите внимание, что цвет и даже форма могут
измениться. Влияние вредных веществ табака.

Учитель: Каких?

Предполагаемый ответ: Никотин, угарный газ, смолы и др.

Учитель: Какие еще внешние факторы могут влиять на состояние дыхательной системы человека?

Предполагаемый ответ: Заболевания, вредные примеси в воздухе, плохая экологическая обстановка.

Учитель одобряет ответы и систематизирует их, подводя итог.

Приведение единичных знаний в систему (самими учащимися) 10 мин. Работа по схеме как по опорному конспекту

Подведение итогов урока.

Рефлексия 5 мин.

Рефлексия через связь с жизнью, высокий момент эмоциональности. У учащихся на партах лежит текст. Прочитайте текст и выделите экологические факторы, негативно влияющие на дыхательную систему человека. Каковы последствия влияния экологических факторов на органы дыхания?

Источниками загрязнения воздуха служат промышленные, транспортные и бытовые выбросы. Основным поставщиком загрязнений служат промышленные предприятия. Они выделяют в атмосферу несго¬ревшие частицы топлива, пыль, сажу, золу. В индустриальных районах выпадает свыше 1 т пылевых частиц на 1 км2 в сутки. Мощными по¬ставщиками тончайшей пыли в атмосферу служат цементные заводы. В крупных промышленных городах ежегодно на 1 км? оседает до 1500 т пыли. Особенно вредна производственная пыль. Еще М.В.Ломоносов писал о вредности "каменной и земляной пыли”. И только спустя 100 лет было исследовано влияние пыли на организм. Каторжные условия труда шахтеров описал Эмиль Золя в романе "Жерминаль”, где он рассказал о рабочих, которые, откашливаясь, выплевывают угольную черную мокроту. Вместе с пылью в воздухе всегда есть бактерии. Они оседают на пылинки и, как на парашютах, долго находятся во взвешенном состоянии. Там, где много пыли в воздухе, много и микробов. В чистом жилом помещении в 1 м? воздуха их 15-20, на улице – до 5 тысяч.

Главный химический загрязнитель атмосферы — сернистый газ (SО2), выделяющийся при сжигании каменного угля, сланцев, нефти, при выплавке железа, меди, производстве серной кислоты и др. Серни¬стый газ служит причиной выпадения кислотных дождей. Загрязнение воздуха дымом способствует заболеванию бронхов, легких.
Вреден для организма спертый воздух душных помещений: в нем может быть много ядовитых газов – аммиака, сероводорода, углекислого газа. Мы всегда окружены невидимым облаком пыли. Она портит жилище, одежду, продукты. Но, главное, пыль в воздухе вредна для здоровья человека. При помощи ультрамикроскопа подсчитали количество пылинок в воздухе. В 1 см? городского воздуха много сотен тысяч пылинок.

Информация о домашнем задании 5 мин.

Разноуровневые, групповые Домашние задания:

Первого уровня:

1. Каковы основные функции дыхательной системы.
2. Назовите воздухоносные пути человека и раскройте функцию образующих их органов.
3. Какую роль в организме играет кислород.
4. Почему необходимо дышать через нос.

Второго уровня:

1. Раскрыть роль дыхания в обмене веществ.
2. Почему трахея образована неполными хрящевыми кольцами, соединенными сзади соединительной тканью.

Третьего уровня:

Подготовить сообщение по следующим вопросам:

1. Работающая ткань поглощает много кислорода. Во время сна потребление кислорода увеличивается или уменьшается. Как расходуется кислород при ходьбе, при легкой работе и тяжелой физической работе. Аргументировать.

2. Если кусочек легкого бросить в воду, то он не тонет. Объяснить, почему.

Киселева И.В.02.12.2012 34710 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar