РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Резьба по дереву как средство развития творческих способностей учащихся.

Резьба по дереву как средство развития творческих способностей учащихся.

Резьба по дереву как средство развития творческих способностей учащихся. 

Камейша Владимир Владимирович 
ГБОУ СОШ № 402 г. Москва 

С глубокой древности человек, изготовлял и изготовляет различные изделия, стремясь сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ это то, что дарит земля, и что исходит от самой природы: камень, глина, солома, дерево. Используя дары природы, педагог создаёт условия для развития художественно-творческих способностей детей посредством ремесла как широкий процесс формирования жизненных отношений, воспитывающих развитую творческую личность.
Философское понимание творчества исходит из того, что творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности. Понятие "техническое творчество” является зависимым от понятия "творчество”, как вид от рода, и относительно самостоятельным в связи с существованием самостоятельного объекта, на который направлен данный вид деятельности.

Учебно-трудовая деятельность протекает в различных организационных формах. Организационные формы определяются целями и задачами обучения, количеством обучающихся, особенностями содержания конкретных разделов программ, материально-техническим обеспечением. 

На занятиях целесообразно использовать три основные формы организации:

  1. Фронтальную.
  2. Групповую.
  3. Индивидуальную.
В процессе обучения учащихся овладевают умениями и навыками, которые необходимы им для будущей трудовой деятельности.
Потребность украшать предметы быта появилась у людей давно. Так сложилось, что Русь – страна лесов. И такой благодатный материал, как древесина, всегда был под рукой. Народные промыслы складывались веками, усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. Искусство это необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, по индивидуальному видению и замыслу мастеров. Художественные изделия, выполненные народными мастерами, служат непременной частью повседневной жизни человека. Их продуманная форма и пропорции, рисунок орнамента и цвет самого материала характеризуют их художественное содержание, превращают обыкновенные вещи в произведения искусства. С древних времен мастера стремились найти определенный ритм и сочетание узоров, чтобы дерево ожило и излучало тепло. Мастера тонко чувствовали материал, и часто использовали такие изобразительные мотивы как – образ птицы или коня, что было связано с культом животных. На самых разных предметах народные умельцы использовали также изображения сказочных персонажей – львов, наяд, русалок, единорогов и других сказочных чудовищ, исполняя их в резьбе или росписи. Важным центром искусства художественной обработки древесины в Древней Руси были Киев и Великий Новгород. Новгородское искусство обработки дерева достигло своего расцвета в XII —XIV вв. В Новгороде использовали такие приемы решения орнамента как: прямоугольники, круги, завитки. Все созданное человеком из дерева всегда имело практическое назначение и вместе с тем выражало духовный смысл, так как самой характерной чертой прикладного искусства является то, что вещи, создаваемые для практического применения, становятся носителями настроения мастера, его чувств и мыслей. В крестьянском искусстве XVIII — XX вв. геометрическая резьба была не только красивым узором, в нём был заключен глубокий смысл.

Резьбу по дереву необходимо начинать с обучения ребят основным понятиям о видах резьбы, материалах, применяемых для резьбы, обучению приемам работы с инструментами и приспособлениями. Выполнения простейших орнаментов с элементами геометрической резьбы.
Педагог должен направлять процесс отбора возможных композиций, лучше, если дети будут видеть перед собой готовые работы других учащихся и работы, выполненные профессионалами.

Задача учителя – ориентировать обучающихся на глубокое самостоятельное изучение образцов народного декоративного – прикладного искусства и создание на этой основе собственных изделий. Учебный процесс во многом зависит от первого задания, оно должно быть понятным, доступным. Желательно, чтобы первое задание было небольшим по объему.
Учебные занятия по резьбе начального периода лучше выполнять на липе или осине. Нужно учитывать отличительные особенности индивидуально-творческой деятельности обучающихся.

Целью творческих работ должно являться – внимательное наблюдение за окружающим миром и преобразование этих наблюдений в декоративные образы в соответствии с замыслом и выбранным материалом, развитие творческого наблюдения.

В процессе создания своих изделий школьники должны решать следующие проблемы:

  • эскизная разработка изделия; подбор материала;
  • столярная подготовка заготовки (пиление, строгание);
  • разработка рисунка
  • перенос рисунка;
  • подготовка инструмента;
  • выполнение резьбы;
  • отделка изделия (опиливание, шлифование, лакирование, чеканка, морение).
Этапы решения проблемных ситуаций:
  • возникновение проблемной ситуации;
  • осознание сущности затруднения и постановка проблемы;
  • нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предложений и обоснование гипотезы, доказательство гипотезы;
  • доказательство гипотезы;
  • проверка правильности решения гипотезы.
Общие функции проблемного обучения:
  • усвоение системы знаний и способов умственной и практической деятельности;
  • развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей;
  • формирование диалектика – материалистического мышления;
Функции проблемного мышления:
  • воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности); 
  • формирование навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации);
  • формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности).
Теоретические основы проблемного обучения.

Первый способ – побуждение ребят к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность обучающихся и приводит к активному усвоению новых знаний.

Второй способ – использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдения за природой и тому подобное. Проблемная ситуация возникает при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели.

Третий способ – расстановка учебных проблемных заданий на объяснение явлений или поиск путей практического решения.

Четвертый способ – побуждения учащихся к анализу фактов и явлений действительности, поражающему противоречия между жизненными представлениями и научными об этих фактах.

Пятый способ – выдвижение предложения (гипотез) формулировка вывод и их опытная проверка.

Шестой способ – побуждение обучающихся к предварительному обобщению новых фактов, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение.

Седьмой способ – организация межпредметных связей.


Связь теории с практикой. 

Средством реализации этого принципа является соединение обучения с практической деятельностью и трудом. Участие в труде побуждает у них потребность в знаниях, делает обучение более осмысленным. На практике они убеждаются в необходимости приобретения знаний как руководства к деятельности. В свою очередь, труд обогащает жизненный опыт учеников.
Принцип научности требует, чтобы на занятиях использовались современное новейшее оборудование, рабочие инструменты и измерительная техника. В процессе выполнения работы необходимо пользоваться только научной терминологией, употреблять принятые в науке символические обозначения.

Систематичность и последовательность в обучении.

Данный принцип такой организации обучения, при котором материал усваивается в строгом логическом порядке, отвечающем логике науки. Только систематические знания будут усваиваться сознательно и могут свободно использоваться в практической деятельности.
При реализации этого принципа необходимо учитывать уровни физических сил и познавательных возможностей детей и способность развить их.
Систематизация знаний достигается обобщающим повторением материала по каждой теме. Этому способствует также установление межпредметных связей и опора трудовых действий на теоретические знания. Систематизация трудовых умений и навыков обеспечивается усложнением выполняемых задач.

Принцип доступности требует, чтобы трудовые знания по содержанию, объему и методам выполнения соответствовали возрасту и уровню подготовки учащихся, их физическим силам и познавательным возможностям. Важным средством реализации принципа является дифференциация знаний: для слабых – более легкие задания, которые помогают им восполнять имеющие пробелы и подвести к выполнению особых работ; сильным даются задания повышенной трудности.
Методы формирования умений и навыков ручной обработки древесины на занятиях могут быть конкретизированы по трем группам – в соответствии со способом передачи и усвоения информации: словесные, наглядные и практические.
Дикция, темп и четкость речи очень важны для ее адекватного восприятия детьми.
В практике одно из самых важных мест занимают демонстрационные (наглядные) методы обучения.

Демонстрация (показ) способна сформировать у учащихся точный и конкретный образец трудовых действий, которому они будут подражать, сверять с ним свои действия.

Эффективность демонстрации во многом зависит от правильной методики показа. Вот несколько правил, которыми следует руководствоваться:

  • информировать детей о том, что они будут наблюдать и с какой целью;
  • организовать наблюдение так, чтобы все учащиеся хорошо видели демонстрируемый предмет;
  • позволить учащимся по возможности воспринимать предмет разными органами чувств, а не только посредством зрения;
  • стараться, чтобы важнейшие особенности предметов производили на учащихся наиболее сильное впечатление;
  • позволить учащимся увидеть предметы и процессы в присущих им движениях и изменениях.
Что же касается демонстрации трудовых приемов, то здесь целесообразно применять следующую методику:
  • показ трудового процесса;
  • показ его в замедленном темпе;
  • показ в замедленном темпе с остановками после каждого приема, при необходимости изолированный показ отдельных сложных движений;
  • заключительный показ трудового процесса проводится в рабочем ритме;
  • проверка (пробное выполнение) уяснения учащимися показанного трудового процесса.
Практические методы должны варьироваться педагогом в применении: в зависимости от длительности обучения и, в значительной степени, от возраста обучающихся. В этих случаях помогают технологические карты и творческие задания

Список литературы
  1. Антонов Л. П., Муравьев Е. М. Обработка конструкционных материалов. Практикум в учебных мастерских. — М.: Просвещение, 1982. 
  2. Двойникова Е. С., Лямин И. В. Художественные работы по дереву.— М.: Высшая школа, 1972.
  3. Крейндлин Л. И. Столярные работы. — М.: Высшая школа, 1982.
  4. Мартенссон А. Начинаем мастерить из древесины.— М.: Просвещение, 1979.
  5. Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву.— М.: Высшая школа, 1981.
  6. Махмутова Х.И. Роспись по дереву: Пособие для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1987
  7. Пономарьков С. И. Декоративное оформительское искусство в школе.— М.: Просвещение, 1976.
  8. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины: Кн. для учащихся 5-8 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1989
  9. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских: Книга для учителей техн. труда и руководителей кружков. – М.: Просвещение, 1984
  10. Федоров Г. Я. Волшебный мир дерева: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1987
  11. Худяков А. В. Деревообрабатывающие станки.— М.: Высшая школа, 19

Камейша Владимир Владимирович19.12.2012 25730 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar