РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование кинофрагментов на уроках истории

Использование кинофрагментов на уроках истории
Тема: « Использование кинофрагментов на уроках истории» 

Такой элемент урока вызывает неоднозначное отношение в учительской среде. Аргументы "за”: яркость, запоминаемость, эмоциональность, жизнь людей, изображенная в кинохрониках и документальных фильмах воспринимается не так живо. Кроме того, наше отечественное кино исторические сюжеты снимает достаточно правдиво. Аргументы "против”: субъективность фильмов и трактовок в них исторических сюжетов, время, которое затрачивается на просмотр фрагментов, художественный вымысел, обязательно присутствующий в фильме.

Ученик познает окружающий мир с помощью органов чувств. Но пропускная способность зрительного, слухового и других каналов различна. Как показывают исследования, 90% информации учащиеся получают с помощью зрительного канала, 9% – с помощью слуха и 1% – с помощью других органов.

Не секрет, что значительная часть современных школьников живет в пространстве «экранной культуры», где наиболее привычным способом получения информации является ее просмотр на экране телевизора или компьютера. Использование художественных видеоматериалов на уроках истории должно способствовать не только развитию образного восприятия прошлого, но и формированию навыков критического мышления и соотнесения получаемой с экрана информации с научно обоснованными знаниями, приобретенными на уроках истории

Учебник в полной мере отражает содержание знаний, которые должны усвоить учащиеся, объем, глубину, структуру необходимых умений и навыков. Но при всем многообразии и вариативности учебных пособий, особенно для старших классов, у них можно отметить один очень серьезный недостаток – отсутствие иллюстративного, образного, прежде всего, зрительно воспринимаемого материала. Это сказывается на серьезном истощении образного мышления учащихся, воображение которых становится катастрофически вялым. Классическая фраза прежних лет: «Представьте себе!» в последнее время уже не срабатывает.

Кроме того, учебники истории и обществознания часто перегружены труднопонимаемым, сложным теоретическим материалом, сильно политизированы, отражая точку зрения какой-либо стороны, часто стилистически неграмотно изложены. Поэтому ученик находится в растерянности, пытаясь во всем разобраться. У него очень маленький политический опыт, слабая теоретическая база, поэтому большее впечатление оказывает на него и лучше запоминается тот материал, который помогает ему создать своеобразную «картинку» вопроса, темы, проблемы. Можно долго объяснять ему, что такое плуг, пашенное земледелие, но пока он не увидит это на плакате, а ещё лучше в кинофильме, видеоролике, всё это останется для ученика только звукосочетанием, абстракцией.

Учащийся и даже старшеклассник еще не достиг того уровня развития навыков абстрактного мышления, которым владеет учитель, поэтому и возникает иногда впечатление, что учитель и учащиеся говорят на разных языках Именно поэтому конкретно-образное познание в развитии учащихся является как самостоятельным процессом, так и средством формирования абстрактных мыслей.
Самые сложные абстракции базируются всегда на чувственном материале, на фактах наблюдения, что, естественно, придает огромное значение для развития воображения и фантазии. При формировании знаний необходимо снабдить школьников «данными наблюдений», образами, создать условия для «живого созерцания». Эту задачу и решают экранно-звуковые средства обучения – учебные кинофильмы. Отображая действительность, они позволяют в классе, на уроке оперировать непосредственно фактами жизни, науки. Фильм не содержит полноценного знания об объекте, а является лишь источником, дающим материал для размышления и воображения.

Образное мышление становится ведущим звеном в познавательной деятельности, способствует проявлению творчества. Чтобы выполнить задание после просмотра картины, фильма, разбора схемы, учащийся начинает искать слова, подходящие предложения, отражающие его видение темы, удовлетворяющие его чувства. В ответах проявляется стремление к логическому мышлению, воспроизводя логику изложения материала, к художественному описанию (поиск выразительных литературных средств, эпитетов, метафор, сравнений). И учитель может видеть движение мысли ученика к восприятию и отражению исторического или обществоведческого материала в процессе применения наглядных пособий. Управление на этой основе познавательной деятельностью в обучении создает дополнительные возможности умственного развития учащихся.

Применение информационных технологий на уроках истории позволяет:

  • сделать урок более интересным, погрузить ученика в атмосферу какую-либо эпоху;
  • интегрально представлять исторические факты и явления;
  • соотносить знания человечества, накопленные в разные исторические эпохи и времена;
  • придать содержанию образовательного процесса творческий, проблемный, исследовательский характер; раскрыть предмет с разных сторон.

Пример: 1. 8 кл. А.А. Данилова, Л.Г. Косулина История России. (учебник, рабочая тетрадь)

Тема: «Отечественная война 1812 года». Фильм «1812 год»

А) ??? артиллерия, батарея, редут??? Стр.24, 16

История – предмет, прежде всего, нравственно-этического характера и его задача – воспитывать через сопереживание участников исторического процесса, умеющих анализировать факты истории человечества. Частичному решению данной задачи способствует применение в процессе обучения новых информационно-коммуникативных технологий. 8 класс. История России. Тема: Отечественная война 1812 г.

Изучаем войну по плану: - причины, участники, характер, события, итоги и значение. Не смотря на то, что на тему дан только один урок, лучше усвоить материал поможет фрагмент из фильма «1812 год»,"Война и мир”. Нашим детям сложно представить, каким страшным был бой на Бородинском поле, а кадры художественного фильма не только оживят, но и надолго останутся в памяти. После просмотра можно попросить сделать вывод о важности этого события для всего хода войны.

Пример:

Б) стр.27 –изгнание, голод, зима
Примеры: 5 кл. Мультфильм «Прометей», виртуальная экскурсия в Древний Рим.

6 – 7 кл., История Государство Российского (короткометражки).

Особенности урока с применением кинофильма:

  1. Этот урок ведут как бы два учителя – наряду с учителем в объяснении, беседе, опросе участвует техника.
  2. Конечно, главным остается педагог, он предоставляет слово своему «коллеге», через него осуществляется связь «ученик-учитель», без которой немыслим урок. Однако в определенные моменты учитель в классе может уступить место фильму как источнику учебной информации, как средству обучения, ведущему и управляющему процессом познания.
  3. Техника на уроке выступает в союзе, комплексе с традиционными средствами обучения – картиной, учебником, таблицами, доской, экскурсией и словом учителя.
  4. Учебные фильмы по истории – это тематические или обзорные звуковые фильмы, снабженные дикторским текстом. Каждый из них с большей или меньшей полнотой освещает целую тему программы или имеющий самостоятельное значение вопрос. Учитель излагает материал, организует и проверяет самостоятельную работу учащихся в промежутках между демонстрацией частей или фрагментов фильма и после демонстрации.

Использовать фрагменты художественных фильмов можно в разные моменты урока:

  1. В начале урока – для актуализации, мотивации, постановки проблемы или проблемной ситуации;
  2. В ходе изучения нового материала – поиск необходимой информации, решение проблемы.
  3. В конце занятия – для закрепления полученных знаний.
  4. На обобщающих занятиях.

Отметим, что никогда еще этот навык не был так важен, как сегодня, поскольку роль наблюдения в производстве, труде и в самых различных областях человеческой деятельности резко возросла. Технологические процессы, авиация, транспорт, связь, медицина и даже педагогика ныне все больше и больше связаны с информацией, получаемой через прибор, экран. Всякое наблюдение есть начало анализа, абстрагирования, отбора фактов для определения их сущности. «При каждом внимательном взгляде, брошенном на мир, мы уже теоретизируем», – справедливо отмечал Гёте.

В то время, учитель, решивший использовать на уроке фрагмент кинофильма, как правило, сталкивается с рядом серьезных проблем. Одна из них – проблема исторической достоверности используемых киноматериалов. Ярко и наглядно показывая события прошлого, исторические фильмы, как правило, содержат немало элементов художественного вымысла, зачастую вступающих в противоречие с исторической правдой, а сюжет некоторых кинолент основан исключительно на вымышленных событиях. Разумеется, использоваться на уроках истории могут лишь те художественные видеоматериалы, которые не противоречат данным исторической науки.
Лучшие исторические фильмы были сняты в нашей стране. Создатели фильмов старались отыскать какую-то основную черту в характере великого человека, выделить ее, подчеркнуть. Александр Невский - былинный герой, Петр I - энтузиаст, всего себя отдающий строительству могучего государства, такой близкий и понятный в те далекие тридцатые годы комсомольцам - строителям Магнитки и Донбасса. Суворов - гений и великий воин, но не прочь и пофиглярничать. Кутузов - точь-в-точь соответствует характеристике, данной ему Наполеоном - "старый хитрый лис"; озорной бесшабашный Скобелев - любимец армии, этакий дореволюционный Чапаев; Нахимов - хладнокровный, аскетичный, волевой, лишенный чувства страха человек; Иван Грозный - фанатик идеи о едином русском царстве великом. Даже враги нашей страны и то были образами яркими, запоминающимися.

Все наши фильмы снимались под строжайшим призором лучших советских историков. Достаточно сказать, что фильмы "Кутузов" и "Адмирал Нахимов" консультировал и ныне непререкаемый авторитет в российской истории XIX столетия академик Е.В. Тарле. Плюс ко всему у каждого фильма были консультанты военные. к примеру французский фильм "Монголы", город Суздаль каждые пять минут называли польским городом. А вдобавок, по мнению французских киношников, Чингис-хан был живехонек спустя полтора десятка лет после своей смертив! Или старый англо-американский фильм "Спартак"? И актеры, вроде, отличные, фильм - ничего. Но вот с историей у его создателей были явно нелады. Гай Гракх - народный трибун, являющийся одним из главных действующих лиц фильма, на самом деле почил... за 70 лет до восстания Спартака.

В наших старых фильмах очень тщательно сохранялась стилистика языка той или иной эпохи. Добавим, что каждый старый советский исторический фильм снимался, в прямом смысле слова, лучшими силами нашего кинематографа. Музыку писали ведущие композиторы, в том числе и Д. Шостакович, и С. Прокофьев, и А. Хачатурян, ставили их лучшие режиссеры - С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, В. Петров, Г. Козинцев, братья Васильевы - и снимались в них лучшие актеры. "Петр Первый", двухсерийный фильм по сценарию великого советского писателя Алексея Николаевича Толстого, стал первой ласточкой советского исторического кино. 1938 - "Александр Невский", 1939 - "Минин и Пожарский", 1940 - "Суворов", 1943 - "Кутузов" , 1944-1945 - "Иван Грозный", 1946 - "Адмирал Нахимов", 1952 - "Адмирал Ушаков", 1954 - "Герои Шипки". И это не считая фильмов про учёных ("Пирогов", "Академик Иван Павлов", "Жуковский" - об отце русской авиации, "Александр Попов" - изобретателе радио), путешественников ("Пржевальский", "Миклухо-Маклай"), композиторов ("Мусоргский", "Глинка"). Когда смотришь эти старые, но по-прежнему классные фильмы-памятники, создается впечатление, что их создатели даже учитывали характер и личные пристрастия главного героя, снимали фильмы так, что представься нашим национальным героям возможность их увидеть, они были бы довольны. Иван Грозный, например, обожал духовную музыку и сам сочинял стихиры для церковного хора. Действие фильма разворачивается на фоне потрясающих православных песнопений. Петр Великий был человеком жизнерадостным и оптимистичным несмотря на далеко нерадостную жизнь. И фильм о нем получился яркий, озорной, искрящийся юмором. Адмирал Нахимов терпеть не мог напыщенных речей и славословий, и фильм о нем такой же аскетичный, суровый и мощный, каким был характер великого флотоводца.

Проблему порождают достаточно строгие рамки законодательства о защите авторских и смежных прав. Часто учитель, использующий на уроке DVD диск или видеокассету с историческим фильмом не задумывается о том, что с формально-правовой точки зрения он нарушает закон. При этом совершенно не важно, является ли использованный на уроке продукт лицензионным или контрафактным. Дело в том, что законодательство о защите авторских и смежных прав защищает от несанкционированного правообладателем использования не только сам фильм, права на которые принадлежат, как правило, киностудии, но и способ представления фильма на определенном носителе. Следует помнить о том, что DVD –диски и видеокассеты, реализующиеся через розничную торговую сеть, как правило, лицензированы лишь для частного домашнего просмотра и не предназначены для использования в профессиональной деятельности, в том числе педагогической.

И всё же не смотря на понятное стремление максимально защитить авторские и смежные права, законодатель оставил возможность использования художественных произведений, включая кинофильмы, в образовательном процессе. Согласно статье 1274 Гражданского кодекса РФ «допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется и источника заимствования… использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в … видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью». При использовании фрагментов художественных фильмов должны указываться название фильма, киностудия, год выпуска и фамилия режиссера

Еще одна проблема связана с необходимостью соотнесения видеофрагментов с временными рамками урока. Людой художественный фильм состоит из ряда смысловых сюжетов различной продолжительности. Часто учителю приходится выбирать между использованием всего смыслового сюжета (жертвуя при этом другими частями урока) и его фрагмента, что создает ощущение смысловой незавершенности. Так, например, продолжительность сюжета, посвященного Бородинскому сражению в классической ленте С.Ф. Бондарчука «Война и мир» составляет 28 минут, и его показ целиком занял бы большую часть урока. На помощь в этом случае может придти видеомонтаж, однако, далеко не у каждого учителя есть необходимая аппаратура и соответствующая подготовка.

Плюс к этому(документальный фильмы):

  • большой объем научной информации – сложность в восприятии для неподготовленных к этому учащихся;
  • большая доля времени в фильме игрового кино – рассказ о том, как делались открытия, велись исследования (а это несколько иная тема – для другого урока);
  • большое количество различных участников – ученые, ведущие, актеры – калейдоскоп мнений;
  • большая продолжительность – 55 минут времени, а оптимальная продолжительность использования видеоматериала на уроке – 15-20 минут;
  • отсутствие методического аппарата – дается только информация, иллюстративный материал;
  • монолитность материала – отсутствие разбивки на логические блоки, перебивание одной темы другой, затем возврат к предыдущей теме;
  • пока идет описание закадровый текст читает диктор, дублирующий фильм, а при выступлении ученых – на английскую речь накладывается русский перевод, что усложняет восприятие материала;
  • несоответствие расположения материала логике и структуре урока – необходимость учителя подстраиваться под замысел авторов фильма.

Владение современными технологиями может помочь творчески мыслящим учителям использовать в полной мере достижения современных технологий . Решить эти проблемы позволяет самостоятельная творческая работа учителя – работа с программами типа Studio: STOIK Imaging, Pinnacle Studio 12; Movie Maker и др. так как, к сожалению, нашему телевидению проще выпустить бессмысленный сериал, чем серьезную работу, так необходимую школе.

Видеоматериалы сами по себе еще не являются учебными пособиями для учащихся – с ними еще надо поработать:

  1. Смонтировать имеющийся видеоматериал в определенной последовательности, в соответствии со структурой урока.
  2. Разбить его на смысловые блоки.
  3. Поставить вопросы и сформулировать задания, которые помогли бы учащимся проследить логику исследования темы, вопроса, проблемы.

Можно использовать вмонтированные подзаголовки, титры, задания не только записанные в титрах, но и озвученные закадровым голосом, создать условия для повторения – путем записи по ходу показа фильма ответов на поставленные вопросы и задания. Задания, которые предлагает в фильме учитель, заставляет учащихся внимательнее смотреть фильм, выделять важные моменты для ответа, вести записи. Кроме того, после просмотра фильма учащиеся составляют развернутый план или конспект, что позволяет закрепить материал и в письменном варианте.

Пример: Показ фильма «Вхождение башкир в состав России». Мультфильм. (огромный интерес детей). Фильмы снятые учениками!

Таким образом, использование на уроках истории фрагментов из художественных фильмов помогает реализовать следующие задачи:

  1. С, мотивировать учащихся на изучение определенной темы или на выполнение конкретной работы.
  2. Развить определенные умения, навыки и компетенции учащихся.
  3. Привлечь внимание детей к той или иной теме или проблеме.
  4. Превратить продукцию кинематографа в одно из мощных средств образовательного процесса.
  5. Расширение кругозора и познавательной активности учащихся.

 

Бикмухаметов Рустам Галиахметович27.12.2012 61631 Из опыта работы
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Замечательная, очень грамотная статья. Учтены все тонкости.
avatar