РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование читательской компетентности школьников

Формирование читательской компетентности школьников
Муниципальное общеобразовательное учреждение 
средняя общеобразовательная школа № 2 
г. Гулькевичи, Краснодарского края 
 
Суворова Елена Васильевна 
Учитель начальных классов

 

Формирование читательской компетентности школьников


Содержание:

1. Формирование компетентностей через использование различных педтехнологий
2. использование зрительных диктантов по методике профессора И.П. Федоренко
3. формирование читательской компетентности на основе анализа литературного произведения
4. внеклассная деятельность
5. сотрудничество с учреждениями культуры


Приложения:

  • презентации к выступлению (фотоотчет), «Зрительные диктанты» 
  • использование зрительных диктантов 
  • роль семейного чтения 

«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э.Тоффлер
Целью образования становится в современной школе развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей, о чём сказано в концепции модернизации российского образования. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность. Прежде, чем использовать различные элементы педтехнологий, для формирования читательской компетентности, считаю, что вначале необходимо изучить возможности класса. В моем классе у учащихся достаточно хорошо развиты познавательные интересы, любознательность, дети с удовольствием схватывают новое, развито чувство товарищества, взаимовыручки, исходя из этого, я применяю следующие технологии: системно-деятельностный подход, постулируемый новым Федеральным стандартом, наиболее полно представлен в дидактической системе деятельностного метода обучения, творческий подход, сотрудничество в обучении (групповые и парные формы работы), ИКТ – технологий позволило мне добиться хороших результатов в достижении оптимального чтения. 


Класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению, разными интересами, поэтому обучение строю вариативно с учётом индивидуальных особенностей детей. Для качественной, уверенной работы над текстом необходим осознанный навык чтения. Приемов работы над навыком чтения множество, один из них - зрительные диктанты по методике профессора И.П. Федоренко, которые способствует достижению результативности в обучении чтению, я немного преобразовала их с учетом ИКТ (диктанты провожу с помощью презентаций – см. папку «Зрительные диктанты»). У меня три набора текстов. Один – с воспитательным контекстом, состоит в основном из пословиц и поговорок. Сейчас, в 4 классе, очень часто можно услышать в речи детей фразу из набора – «Умный уступает», «добро помни, а зло забывай» и др. Дети применяют эти выражения уже осознанно, с целью воспитательного воздействия друг на друга. Второй набор на основе краеведения. Третий набор я преобразовала с помощью учеников на основе родного города Гулькевичи (например - «Город улыбок девичьих» фраза из песни о Гулькевичи, «Именем Симонова названа улица Гулькевичи»). Эффективность проведения зрительных диктантов высока, только если применять их регулярно, при работе над книгой (при чтении) важна не длительность, а частота тренировочных упражнений (подробнее – см. приложение). 

Продолжая эту тему, считаю важным перейти на следующую ступень: к формированию читательской компетентности (умение работать с устными и письменными текстами, составлять план письменного текста и создавать письменные тексты) при чтении художественных произведений не только на уроках литературного чтения, но и в большей степени через индивидуальную самостоятельную работу младших школьников.
На уроках литературного чтения при анализе и работе с текстом создала такие условия, чтобы ученик мог проникнуть «внутрь» текста, литературные герои ожили, заговорили, тогда они будут приняты душой и умом ребёнка. Для обогащения субъектного опыта учащегося разработала и апробировала следующие приёмы анализа литературного произведения. 

1. Анализ образа конкретного героя (текст письменный и устный). 

2. Создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов к тексту (развитие мыслительных процессов). Для реализации этих приёмов применяю технологию деятельностного метода, которая позволяет мне на уроках по разным учебным предметам системно включать школьников в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции способов действий, реализации нормы и рефлексии, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия и др. Деятельностный метод позволяет мне как учителю установить психологический контакт с классом вообще и с каждым ребёнком в отдельности, способствует передаче информации и её эффективному восприятию учениками. В основе технологии деятельностного подхода лежит участие ребёнка в учебном процессе в качестве субъекта учения.
Предлагается создание специфической среды, в рамках которой природная тяга ребенка к самораскрытию, самореализации будет проявляться в игровой и творческой читательской деятельности. Деятельность — это форма активного, целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), обусловленная "нуждой”, "необходимостью” в чем-либо (С.Л. Рубинштейн). Так, деятельность учителей и родителей направлена на передачу социокультурного опыта, организацию усвоения школьниками сообщаемой информации. Деятельность школьников направлена на освоение этого опыта. Таким образом, человек как субъект деятельности планирует, организует, направляет, корригирует ее. В то же время сама деятельность формирует человека как субъекта. 

Уроки по литературному чтению строятся на основе системно-деятельностного подхода. На уроках обучающиеся учатся самостоятельно:
  • ставить цели и задачи, 
  • планировать читательскую деятельность, 
  • решать учебные и учебно-практические задачи, 
  • контролировать и оценивать свои действия. 
3. Составление детьми вопросов к тексту аналитического характера. Восстановление контекста, связывание воедино всех элементов информации, соотнесение прочитанного со знаниями из других областей и собственным опытом, критическое осмысление текстов.

4. Рассказ от имени героя (речевое развитие). 

5. Работа с иллюстрациями к произведению. 

6. Театрализация. 

7. Составление плана произведения как краткого, так и развёрнутого.

Постепенно у воспитанников развивается интерес к тексту, к книге, к автору, к литературе как искусству слова. Включаю в урок сочинения-миниатюры, викторины, кроссворды, тесты. Для этих целей применяю свои презентации, фрагменты уроков других учителей, которые хранятся в моем помощнике – компьютере по тематическим подборкам.
Технология обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационные технологии, приёмы театрализации, использование мотивирующей модели «поощрения», доступность книг с художественными произведениями, наличие индивидуальных заданий по текстам произведений, активизация внимания на успешном опыте чтения будут способствовать формированию читательской компетентности учащихся при чтении художественных произведений. 

Данные приёмы работы успешно проходят при применении КСО. В совместной деятельности в процессе решения проблемы и столкновения мнений появляется реальная возможность формировать навыки общения, развивать речь, учить договариваться друг с другом. В 4 классе дети уже самостоятельно готовят инсценировки к изучаемому произведению. Причем, самые «приобщенные» к чтению ученики, инсценируют тот отрывок текста, которого нет в учебнике, тем самым побуждая других детей прочитать все произведение. Главное при этом не забывать принципы приобщения: добровольность, диалогичность, открытость, непрерывность.
Все это успешно работает на уроках литературного чтения, но требует кропотливой подготовки учителя. Здесь на помощи приходят тетради по литературному чтению. Я работаю по УМК «Школа 2100», в котором, удачно подобраны все перечисленные выше виды заданий для развития читательской компетентности. Под нею будем понимать необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.
 
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
  • развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности; 
  • развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации; 
  • стимулирование творчества детей. 
Внеклассная деятельность - составная часть учебно-воспитательного процесса, как одна из форм организации досуга. Один их моментов такой деятельности – фольклорный праздник о русской березе. Таланты детей проявлялись многопланово: чтение стихов, рассказов, загадок о берёзе, о её полезных свойствах. Всё это надо было найти в книгах, поход в библиотеку был предопределён. Но и без танцев и песен не обошлось. 

Выступление мальчишек с инсценировкой отрывка из книги В. Катаева «Сын полка» на празднике к 65- летию Великой Победы потрясло всех. В итоге, вся начальная школа читала эту книгу. Равнодушных не осталось. Результатом стало написание сочинений о Ване Солнцеве. Такие праздники способствуют развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.
Для полноценного нравственно-эстетического развития личности и формирования читательской культуры мало использовать педагогический потенциал литературы как предмета, его необходимо применять в единстве с различными формами внеурочной работы, внеклассными занятиями в условиях школьных библиотек, в учреждениях дополнительного образования, работа с учреждениями культуры, в работе с семьями учащихся. Школа, интегрируя воспитательные возможности библиотеки, заинтересованность родителей, используя специальные формы и методы работы, способна инициировать у школьников интерес к самостоятельной читательской деятельности, создать атмосферу творческой заинтересованности чтением. 

В своей практике я использую следующие формы работы с учреждениями культуры:
  • экскурсии в музеи, посещение выставок. С нашим городским музеем сотрудничает фольклорный ансамбль «Маруся». Совместно с ансамблем мы проводили несколько народных праздников – масленица, встреча Пасхи. Косвенно, но побуждает детей к чтению и поездки по нашему региону: Атамань, Горячий ключ, Геленджик, Новороссийск, Армавир (изучаем Кубановедение), Усть-Лабинск (узнали несколько старинных слов и выражений -«Не лезь на рожон»), Пятигорск (читали Лермонтова), ; 
  • посещение театра, киноцентра (нравится кукольный театр в г. Краснодаре, драмтеатр в г. Армавире); 
  • конкурсы чтецов; 
  • библиотечные часы, проводимые на базе МЦРБ. 
Взаимодействие учителя и библиотекаря здесь велико. Нашей школе «повезло» в том, что мы активно сотрудничаем с библиотекой. У нас разработаны библиотечные уроки, проводятся многочисленные конкурсы, совместные утренники, викторины.
С уверенностью можно сказать, что библиотека – наша вторая классная комната. Дети с удовольствием после уроков бегут за помощью в подготовке к урокам, викторинам, проектам к Т.Г. Кальченко – нашему любимому библиотекарю. С её помощью наш класс занял второе место в районе во Всероссийском конкурсе творческих работ «Я помню, я горжусь». 11 учеников класса получили грамоты за активное участие (и в том числе призовые места) в конкурсе чтецов «Салют, Победа!». Ученики нашего класса второй год подряд занимают призовые места в школьных конкурсах чтецов, в школьной олимпиаде по литературному чтению.
22 марта в детской библиотеке стартовала Неделя детской и юношеской книги. На театрализованное представление «Книга в гости к нам пришла», которое было подготовлено учениками моего класса и библиотекарем Т.Г. Кальченко, были приглашены учащиеся МОУ СОШ № 1, 2. Детей ждали приятные сюрпризы, встречи с героями любимых сказок, литературные игры и викторины. В таких моментах ярко проявляется воспитательно-педагогический потенциал детской литературы, а мотивация школьников к чтению, как результат взаимодействия библиотекаря и педагога, возрастает. 

С помощью такой реализации взаимодействия школы, библиотеки и семьи понимается создание такого пространства (среды), в котором представлена совокупность педагогических, психологических факторов (отношений, средств и т. д.), обеспечивающая возможность учителю организовать совместную активную творческую деятельность родителей, сотрудников библиотек и детей с целью становления личности, формирования читательской самостоятельности школьников и гармонизации межличностных отношений во всех сферах этого взаимодействия.
На основе всего сказанного и создаются условия для становления приобщенности школьников к чтению, которая будет способствовать сохранению и развитию культуры чтения как гуманитарной ценности, формированию читательской компетентности.
Суворова Е.В.31.12.2012 120550 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar