РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Самостоятельная работа на уроках информатики как средство формирования учебно-информационных умений обучающихся

Самостоятельная работа на уроках информатики как средство формирования учебно-информационных умений обучающихся Зайцева Надежда Владимировна преподаватель информатики,
404002, Волгоградская область, город Дубовка, регион 34,
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Дубовский педагогический колледж»
E-mail: nadyakust81@yandex.ru
 



Самостоятельная работа на уроках информатики как средство формирования учебно-информационных умений обучающихся


Самостоятельная работа обучающихся на уроках - познавательная, учебная деятельность, выполняемая по заданию учителя, под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия. Учитель, наблюдая за работой учеников, может сразу же сделать вывод, как усвоен материал урока.

Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения – формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Развитие творческих способностей и формирование умений самостоятельной работы происходит на основе знаний, приобретаемых при изучении общеобразовательных дисциплин, а также на основе жизненного опыта.
Самостоятельная работа стимулирует у учащихся произвольное внимание, поскольку при ее выполнении школьники сосредотачиваются на сравнении, сопоставлении непосредственно изучаемых предметов. Одним из важнейших умений учащихся должно быть умение работать с учебником, с книгой. Учащиеся при работе с учебником должны уметь выделять в тексте, рисунке, таблице самое главное; делать обобщение; сравнивать; составлять схемы, таблицы.

Наиболее эффективным способом формирования учебно-информационных умений и навыков на уроке информатики является самостоятельная работа учащихся. Организация самостоятельной работы возможна на всех этапах изучения материала: формирования новых знаний, закрепления изученного материала и обобщения и систематизации знаний.

На этапе формирования новых знаний самостоятельная работа организуется при работе с электронными учебниками, мультимедийными презентациями, обучающими программами. Наиболее эффективным при такой работе является организация поисковой деятельности и дифференцированного подхода. Это позволяет формировать у каждого учащегося умения и навыки самостоятельно добывать знания; развивать самостоятельность, организованность, настойчивость в достижении цели, ответственность; учитывая индивидуальные особенности каждого ученика соответствующие его подготовке и возможностям, осуществлять степень помощи ученику; создать условия для демонстрации успеха каждого учащегося. В ходе выполнения самостоятельной работы у обучающихся формируется самооценка, повышается критичность, рефлективность, обоснованность.
Самостоятельное изучение учащимися нового учебного материала по учебным книгам, специальным телепередачам, аудиозаписям и другим видам учебных текстов можно отнести к словесным методам объяснения. Учитель дает соответствующие инструкции, указания, советы о том, как лучше изучать текст. Учащиеся самостоятельно изучают материал, который является для них новым. 

Самостоятельное изучение и усвоение знаний по текстам является сложным и трудным путем обучения для учащихся. При самостоятельном изучении нового материала школьник больше выражает себя как личность, поэтому труднее организовывать и контролировать избранный им путь изучения заданного материала. Однако самостоятельное изучение некоторых тем полезно и целесообразно как с точки зрения формирования умений самостоятельно работать, так и с точки зрения развития интеллектуальных способностей и черт личности.

Учащиеся должны хорошо представлять задачу, которая лежит в основе формируемого навыка. Они должны иметь возможность контролировать каждое выполняемое упражнение, особенно первые действия при выработке навыка.
Учитель заранее подбирает тексты и задания, проверяет готовность детей к работе. Всякое выполненное учеником упражнение своевременно, объективно и правильно оценивается учителем.

Индивидуальные, групповые и фронтальные формами организации самостоятельной работы являются наиболее употребляемыми.
Наиболее эффективно протекает групповая работа, когда класс делится на малые группы не более четырех человек, с учетом уровня развития учащихся или когда в каждой группе присутствует ученик более сильный. Также при формировании групп следует учитывать интересы учащихся и их дружеские отношения для создания более благоприятной атмосферы в процессе работы. При выполнении групповой работы отмечаются следующие положительные моменты: возрастает глубина понимания усвоенного материала, возрастает активность и творческая самостоятельность учащихся, создаются условия для развития у обучающихся потребности и способности оценивать себя и других участников группы в поставленном плане, возрастает эффективность формирования у школьников потребности в самоконтроле, происходит овладение разными формами самоконтроля.

После работы в группах, обучающиеся выступают у доски. Таким образом, групповая форма работы сменяется фронтальной. Основная задача учителя в этот момент следить за правильностью, четкостью формулировки их ответа, добиваться того, чтобы при выступлении группы остальная часть класса внимательно слушала оппонента, задавала вопросы и была активна в обсуждении и если необходимо высказывала свои мнение, мысли.

Наиболее эффективным является сочетание этих форм организации деятельности учащихся. Одной из основных технологий организации самостоятельной работы учащихся является проектная деятельность. Исследовательская работа требует большой самостоятельной поисковой работы.

Цель выполнения проектной работы - углубленное изучение той или иной проблемы, в результате которого на основе специальных методов исследования учащиеся создают новый продукт, конкретное знание или новый конкретный опыт, знакомятся с технологией мультимедиа, созданием слайд-фильмов.

При работе над проектом ученики разбиваются на малые группы. После определения с тематикой будущего проекта, учащиеся определяют цели, задачи, подбирают самостоятельно материал и реализуют его с помощью соответствующих компьютерных технологий. При этом учащимся отводится главная роль в планировании и проведении работы, а также в формировании исследовательской группы и выработке систем внутригруппового управления. Учитель выступает в роли консультанта и помощника.
Непосредственно работа над творческим мультимедийным проектом начинается со сбора имеющейся информации по исследуемой проблеме. Поиск информации сопровождается работой в Интернет, с мультимедийными справочниками, энциклопедиями, видео- и аудиокассетами по различным учебным предметам. Отличительной чертой проектной работы является то, что в процессе ее выполнения теоретическое изучение того или иного вопроса должно непременно сопровождаться приобретением специальных практических умений и навыков.

Немаловажно и то, что обсуждение результатов выполнения мультимедийного проекта проходит в форме защиты на итоговой конференции, на которую приглашаются учителя предметники и учащиеся, которые в будущем тоже будут выполнять творческие проекты. Это в свою очередь требует выработки у школьников навыков публичного общения, дискутирования, умения аргументировано отстаивать собственную позицию. Работа над мультимедийным проектом, а она преимущественно осуществляется в группе, требует овладения особыми навыками коллективной работы и межличностного общения.

Создание творческого мультимедийного проекта учащимися позволяет формировать у обучающихся необходимые знания и познавательные приемы, а также развивать мотивацию учебной деятельности, способствуя тем самым развитию мотивационного и процессуального компонентов познавательной самостоятельности. Применение мультимедиа-проекта в учебном процессе играет существенную роль в развитии познавательной самостоятельности учащихся. Основная работа над мультимедийным проектом осуществляется на уроках информатики. Тема творческого мультимедийного проекта может быть связана с одной или несколькими дисциплинами учебного плана, а также с событиями и проблемами окружающей действительности. Тема исследовательской работы должна быть практически выполнимой и значимой по своей проблематике, вызывать живой интерес участников проекта. 

Необходимость применения проектной методики в самостоятельной работе современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности. Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся информатике и информационным технологиям, что обусловлено ее характерными особенностями, описанными выше. Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения средней общеобразовательной школы, так как сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.

Метод проектов очень перспективен для организации самостоятельной работы студентов. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль самостоятельной работы и усиливают стремление к ее качественному выполнению.
Общая идея организации проектной деятельности следующая: это поиск решения интересной «жизненной» задачи, для которого требуются знания, как в области теоретической информатики, так и навыки владения информационными технологиями. Выполнение и оформление проектов требует от обучающегося умения работать с различным программным обеспечением, а также предусматривает интеграцию знаний по различным предметам. Проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.

Домашняя учебная работа так же является самостоятельной деятельностью, дополняющей урок. Её особые функции состоят в умении самостоятельно учиться, определять задачи и средства работы, планировать учение. Она развивает мышление, волю, характер ученика. Главное её назначение состоит в закреплении знаний и умений, полученных на уроке, отработке навыков, усвоении нового материала. В конце урока предлагаю ученикам предлагается бегло ознакомиться с текстом упражнения для домашней работы, дается предупреждение о возможных затруднениях, рекомендации по их преодолению, сообщаются требования к оформлению домашней работы.

Оптимальное использование самостоятельной работы учащихся на уроке информатики поможет успешно формировать общеучебные знания и умения и воспитать творческую личность. Использование различных видов самостоятельных работ помогает учителю повысить уровень знаний учащихся, активизировать познавательную активность, разнообразить работу с учащимися, как при изучении нового материала, так и закреплении уже изученного.

Руководство учителя самостоятельными работами заключается в том, чтобы дать возможность учащимся проявить себя, свои силы в решении заданий и упражнений. Это возможно в том случае, если учитель хорошо понимает уровень развития учащихся класса, знает индивидуальные особенности детей и умеет выбирать посильное и интересное задание для самостоятельной работы.

Библиографический список:
1.Информатика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ. М.- 2008.
2.Информатика. Сборник экзаменационных заданий. М-2009.
3.Залогова Л.А., Плаксин М.А. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум в 2-х томах. М- 2010.
Зайцева Надежда Владимировна12.02.2013 53490 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar